On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru






 

Размещение населения. Урбанизация. Классовая структура и структура занятости населения.

Средняя плотность населения в США - 27 человек на

1 км2 , что значительно ниже, чем в других развитых капиталистических странах. Для размещения населения в пределах страны характерны очень большие различия.

Например, почти 70% жителей США проживают на территории, занимающей всего 12% общей площади страны. Особенно велики различия между приморскими (приозерными) и горными штатами: от 350 - 400 до 2-3 человек на 1 км2 .

В последнее время заметно возросли внутренние миграции населения, в первую очередь пенсионеров, из штатов Севера ("снежный пояс") в штаты Юга ("солнечный пояс"). В целом быстрее растет население Техаса, Флориды и особенно Калифорнии.

Размещение населения США определяется прежде всего географией городов, общее число которых достигает почти 9 тысяч. Для американских городов характерна четкая прямоугольная планировка. Обычно выделяется Центральный деловой район, или "даунтаун", где концентрируются органы управления, банки, средства массовой информации и обслуживания. В больших городах его облик обычно определяют здания - небоскребы. В остальных городских чертах преобладает малоэтажная (3-5 этажей), а дальше от центра - индивидуальная застройка.

США - типичная страна городских агломераций. В 1950 г. в США насчитывалось 170 городских агломераций, а в конце 80-х гг. - около 300. Городов - "миллионеров" в США всего 6, а агломераций - "миллионеров" около 40. В них проживает половина населения США. Но все время растущая цена на землю, ухудшение экологической и транспортной ситуации в ядрах агломераций при широком развитии индивидуального автотранспорта, да еще с учетом стремления среднего американца непременно жить пусть в небольшом, но собственном доме привели к гигантскому стихийному разрастанию пригородных зон. Теперь в такой "одноэтажной Америке" живет 2/3 всех американских семей, тогда как в центральных частях городов, по крайней мере до недавнего времени, население убывало, т.е. шел процесс субурбанизации. Это вызывает широкое распространение "маятниковых" поездок.

Во второй половине XX американские географы отметили формирование в США мегаполисов. Ныне в стране таких мегаполисов три: Северо - Восточный, Приозерный и Калифорнийский. Первый из них, протягивающийся от Бостона до Вашингтона, сокращенно называют "Босваш", второй, расположенный между Чикаго и Питтсбургом, - "Чипитс", а третий (Сан-Франциско - Сан-Диего) - "Сан-сан".

Большинство сельского населения живет на далеко отстоящих друг от друга фермах (рассеянная форма расселения); компактные сельские поселения более многочисленны на юго-востоке страны. Но по условиям быта сельские жители не очень сильно отличаются от городских. Следовательно, городской образ жизни по существу безраздельно господствует по всей стране.

Классовая структура населения типична для развитой капиталистической страны. Небольшая группа буржуазии (примерно 250 семейств миллиардеров и миллионеров, несколько большая прослойка крупной и средней буржуазии) эксплуатирует труд миллионов рабочих, служащих и мелких фермеров. Около 9/10 американцев работают по найму, свыше 1/3 из них - рабочие. Количество людей, занятых в сельском хозяйстве, в 7 раз меньше, чем в промышленности.

США служат ярким примером того, что в условиях капитализма даже самые экономически развитые страны не могут справится с бедностью. Дома в центральных районах, из которых буржуазные семьи выехали в пригороды, перестраиваются спекулянтами в расчете на малоимущее население, увеличивается скученность населения, ухудшаются санитарные условия. Нарастающее загрязнение воздуха и воды в ряде городов достигло критических показателей. Плата за квартиру, образование, медицинскую помощь непосильна все большему числу американцев. Растущая безработица (особенно в крупнейших городах) стимулирует рост наркомании и преступности.

Назад       Главная       Вперёд