США располагают наиболее
развитым в капиталистическом мире
транспортным комплексом, играющим важную
роль в экономической и социальной жизни
страны. Развиваясь под воздействием
производства, транспорт, в первую очередь,
сам оказывает влияние на его размещение,
специализацию и кооперирование. Развитие
транспорта, в особенности автомобильного,
оказало существенное влияние на системы
расселения, породив бурный процесс
субурбанизации, а также отразилось на
уровне и самом образе жизни американцев,
резко повысив мобильность населения вплоть
до появления прослойки постоянно живущих в
передвижных домах - трейлерах. На долю
транспорта приходится около 25% общего
потребления энергии в стране и от 50 до 60%
всего потребления жидкого топлива.
Основной капитал транспорта оценивается (без
стоимости земли, в постоянных ценах 1972 года)
примерно в 1 трлн. долларов.
К транспортному комплексу США
относят транспорт общего пользования (ТОП) -
железнодорожный, автомобильный, морской,
внутренний водный, воздушный и
трубопроводный. Значительную часть
грузовых и пассажирских перевозок
выполняет транспорт необщего пользования -
грузовой транспорт промышленных
предприятий, индивидуальные легковые
автомобили, персональные самолеты и т.п.
Материально-техническая база
транспортного комплекса - в основном
современная, характеризующаяся большой
мощностью и высоким качеством. Однако надо
отметить, что электрифицировано менее 1%
железнодорожной сети, есть участки
железных дорог с плохим состоянием пути, на
некоторых автомагистралях значительно
изношено покрытие, нуждается в усилении или
замене большое количество мостов, устарели
гидротехнические сооружения на ряде
внутренних водных путей.
Сухопутный транспорт. На долю
железных дорог приходится около 1/3
внутренних грузоперевозок США. По ним
следуют с запада на восток руды металлов,
лес, зерно, а в обратном направлении - машины
и другие промышленные товары.
Протяженность сети железных дорог США
составляет около 265 тыс. км. Железные дороги
располагают более 21 тыс. локомотивов (почти
исключительно тепловозов) и около 800 тыс.
грузовых (в основном четырехосных) вагонов
средней грузоподъемностью порядка 70 тонн.
Парк пассажирских вагонов незначителен (2,4
тыс. единиц).
Перевозки промышленных и
сельскохозяйственных грузов, а также
пассажиров на короткие расстояния
осуществляются преимущественно
автомобилями. Численность парка легковых
автомобилей превышает 117 млн. единиц (преимущественно
машины личного пользования), грузовых - 44,8
млн. единиц, автобусов - 0,5 млн. единиц.
Густая сеть автодорог разных классов
покрывает страну и составляет около 6500 тыс.
км. Некоторые автодороги - частная
собственность, и за проезд по ним взимается
плата. Автомобильный и авиационный
транспорт перетянули к себе почти всех
пассажиров, ранее ездивших в поездах.
Хорошо развит трубопроводный
транспорт. Общая длина нефте-, газо- и
продуктопроводов превышает 600 тыс. км.
Важнейшие из них связывают юго-западные
штаты с городами Севера.
Водный и воздушный транспорт.
Речной транспорт сохраняется главным
образом на реках Миссисипи. Около 1/3 речного
флота составляют танкеры и наливные баржи;
толкаемые составы достигают
грузоподъемности 50 тыс. т. Флот Великих озер
состоит из крупных самоходных судов,
которые по грузоподъемности близки к
морским. Большая часть этих судов
специализирована (рудовозы, лесовозы и др.).
Значение самого старого,
морского транспорта растет с увеличением
трансокеанской торговли США. Но
американский флот устарел и стал
неэкономичным, что вместе с частными
кризисными колебаниями хозяйства
вынуждает постоянно держать на приколе
значительную часть судов.
Половина морского грузооборота
приходится на каботажные перевозки.
Немалая их доля, как и внешнеторговых
перевозок страны, приходится на Великие
озера.
Морской торговый флот под
американским флагом насчитывает более 730
судов (тоннажем 100 регистровых тонн и выше)
общим дедвейтом порядка 24 млн. тонн.
Значительное число судов, фактически
принадлежащих американским судовладельцам,
зарегистрировано под "удобными флагами",
т.е. под флагами стран с низкой заработной
платой экипажей, слабым влиянием
профсоюзов и т.п. - Либерии, Панамы и других
стран.
Большое значение имеет воздушный
транспорт, который осуществляет регулярные
рейсы между городами США, а также в другие
государства. Почти 2/3 пассажиров,
прибывающих в США из-за границы и
покидающих страну, пользуются самолетами.
Регулярные авиалинии составляют 600 тыс. км.
Традиционно важным звеном
капиталистического хозяйства Соединенных
Штатов является внутренняя торговля.
Ведущее место этой отрасли в экономике
страны определяется ее высокой долей в ВНП.
В 1986 году эта доля составляла 16,5% (в том
числе оптовая торговля - 6,9%, розничная - 9,6%).
|