On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Условия возникновения современной рыночной экономики

Современная рыночная экономика значительно отлича­ется модели совершенной конкуренции. Если рассматривать рыночные системы экономически развитых стран Запада, то для них характерно господство крупных корпораций и значительная роль проф­союзов, которые, монополизируя рынки товаров и труда, делают цены жесткими, негибкими, малоподвижными в сторону понижения.

Крупные корпорации отклоняют условия действия ме­ханизма свободной конкуренции. Цены значительной части промышленных товаров устанавливаются не под воз­действием спроса и предложения, а в результате полити­ки, проводимой менеджерами крупных фирм. Крупные корпорации предполагают известную стабильность цен и крупные объемы запланированного производства. Рынок становится объектом административного контроля со стороны нескольких крупных предприятий. Создаются препятствия для вступления на рынок мелких произво­дителей.

В рамках крупнейших фирм получила развитие маркетин­говая система управления. На ее основе решается вопрос об объеме и структуре производимой продукции. Прогноз рынка позволяет фирме заблаговременно сокращать выпуск уста­ревающей продукции и переходить к производству качествен­но новых видов продукции. Маркетинг позволяет не только отслеживать существующий спрос и предпочтения но и является политикой наступления на рынок формировать спрос на еще неизвестную и непроизводимую продукцию.

Произошли изменения и на рынке рабочей силы. Рабо­тающие объединяются в специальные организации - проф­союзы, в задачи которых среди прочего входят заключение коллективных договоров и стабилизация заработной платы. Другими словами, формирование заработной платы уже не происходит под исключительным воздействием закона спро­са и предложения.

Следовательно, в современных рыночных странах важ­нейшие секторы экономики функционируют не так, как предполагает модель чистой конкуренции. Этот факт является одной из причин корректировки рыночных ме­ханизмов с помощью государственной политики. Исклю­чительно высокая роль государства в экономической жиз­ни является характерной особенностью современных раз­витых стран. Наряду с гигантскими фирмами, сильными профсоюзными организациями государство является третьим важнейшим фактором организации экономичес­кого процесса.

Главная задача государства состоит в регулировании про­цессов, происходящих в экономике. В этом - принципиаль­ное отличие от социалистических стран, где государство берет на себя непосредственно производственную функцию. Хотя в развитых странах также существует государственный сек­тор, его размеры значительно скромнее по сравнению с со­циалистическими странами (табл. 1).

Таблица 1

Доля государственного сектора в продукции некоторых стран в середине 80-х гг.

Страна

Доля госсектора, %

Страна

ЧССР

97

Франция

17

ГДР

97

Италия

14

СССР

96

фРГ

11

Югославия

87

Великобритания

11

Венгрия

86

Дания

6

Польша

82

США

1

 

Влияние государства на общественные и экономические процессы особенно возросло после экономического кризиса 30-х гг. и второй мировой войны.

Регулирование рынка происходит с целью минимиза­ции тех его недостатков, которые свойственны модели со­вершенной конкуренции. Так как рыночный механизм не способен обеспечить должной эффективности, когда дело касается коллективных товаров (совместная оборона, услуги пожарных и т.д.) и внешних факторов (экология и т. д.), то эти сферы находятся под воздействием госу­дарства.

Еще одной сферой государственных интервенций яв­ляется решение социальных задач. Чисто рыночное регу­лирование сопряяеяя яяояяояяяяяяяяфяяяяяяяяияя до­ходов, которые часто зависят не только от вложенного труда и капитала, не только от таланта и расторопности производителя, но также и от везения, случая, стечения обстоятельств, хозяйственной конъюнктуры. Поэтому во многих странах используется прогрессивное налогообло­жение, развита система социального страхования (пенсии, пособия по безработице, бедности и т.д.). В результате этих мер распределение конечных доходов оказывается более равномерным, чем распределение первичных (фак­торных) доходов. Так, разрыв между 10 % самых богатых и 10% самых бедных групп населения в Западной Европе не превышает 8,5 раза. Эти сильные перераспределитель­ные тенденции и социальное регулирование обеспечива­ют устойчивое благосостояние двум третям общества, что способствует сохранению устойчивости всей системы в целом.

В сферу государственного воздействия включается и промышленная политика. По мнению многих экономис­тов, рынок не способен эффективно размещать невоспро­изводимые природные ресурсы, плохо обеспечивает кон­центрацию усилий на перспективных направлениях науч­но-технического прогресса, не стимулирует достаточных вложений в фундаментальную науку и т.д. Поэтому часто правительство проводит специальную политику, направ­ленную на формирование надлежащих пропорций в эко­номике, оказывая финансовую, налоговую, кредитную поддержку развитию отдельных отраслей, регионов, ви­дов хозяйственной деятельности. В той или иной форме промышленная политика проводится во всех западноев­ропейских странах. Достаточно развита она в Японии, где правительство создает преференциальный режим для раз­вития льгот, протекционистских барьеров. Меры промышленной политики призваны лишь коррек­тировать действие рыночных механизмов, а не отменять их. Эта стратегия проводится лишь тогда, когда есть твер­дая уверенность и высокая степень общественного согла­сия, что «чистый» рынок оказывается неэффективным регулятором.

О масштабах государственного регулирования свидетель­ствует величина государственных расходов. Сюда относятся расходы государственных предприятий, государственное потребление товаров и услуг, государственные инвестиции, субсидии, пособия, расходы на социальное обеспечение, финансирование образования. Эти государственные расхо­ды достаточно высоки в развитых рыночных странах и пос­ледние два десятилетия имели тенденцию к росту. Об этом свидетельствуют данные табл. 2.

Таблица 2

Государственные расходы развитых стран (в % ВНП)

Страна

1970 г.

1992 г.

Страна

1970 г.

1992 г.

США Япония ФРГ Англия Франция Италия Канада

31,7 19,4 38,6 38,8 38,5 34,2 34,8

35,1 32,2 49,0 43,2 51,8 53,2 49,9

Швеция Бельгия Дания Голландия Австрия Португалия

43,3 38,5 40,2 43,9 39,2 21,6

67,3 50,7 69,8 55,2 50,7 51,6

 

Государство предпринимает попытки регулирования трудовых отношений в виде контроля за изменениями ве­личины заработной платы, а также ограничивая автоно­мию профсоюзов. С этой целью представители государ­ственных органов участвуют в переговорах между пред­принимателями и профсоюзами об уровне оплаты труда. Во многих странах специальным законодательством регу­лируются случаи, при которых проведение забастовок может быть запрещено.

Следует отметить, что развитие механизмов регулирова­ния экономики и формирования социальных, экологичес­ких и других рамок рынка осуществляется не только госу­дарственными, но и общественными организациями. Объ­единение потребителей осуществляет контроль за качеством продукции, правилами торговли и ценами. Все больший размах приобретает деятельность экологического движения, благодаря которому внедряются жесткие нормативы, огра­ничивающие возможности разрушения или загрязнения окружающей среды.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям создается приемлемый уровень жизни за счет частич­ных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на дости­жение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отста­ванием уровня жизни населения (в том числе уровня за­работной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продук­ции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслое­нию не ставится. Интересы нации ставятся выше интере­сов конкретного человека, население готово идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Очень сильны традиции коллективизма, группо­вых целей, что находит свое выражение в относительной слабости элементов свободного рынка, и прежде всего, рынка труда. Практикуется верность фирме, редки случчччччччччения или перехода из одной фирмы в другую. Для японской модели характерно, что в результате перекрест­ного акционирования экономическая структура домаш­ней экономики приобрела некую корпоративную целост­ность и закрытость. Достаточно сильны и регулирующие функции государства.

Шведская модель отличается сильной социальной ори­ентацией. Социальная политика направлена на сокраще­ние имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспечен­ных слоев населения. Такое перераспределение осущес­твляется, с помощью развитой системы налогообложения. Прогрессивная шкала налогообложения, принятая в Швеции, означает, что с ростом доходов автоматически увеличиваются государственные ставки налогов. Шведс­кая модель получила название «функциональной социа­лизации», т.е. функции производства выполняются час­тными предприятиями, действующими на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уров­ня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и функции развития инфраструктуры (тран­спорт, развитие науки) возложены на государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. В основе лежит предоставление всем формам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможностей устойчивого развития. Особым пок­ровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.

Южнокорейская модель. В основе экономического ус­пеха этой страны лежит сочетание плановых и рыночных методов. В рамках индустриальной политики определяют­ся отрасли, способные стать «полюсами роста», т.е. име­ющие сравнительные преимущества на мировом рынке. Разрабатывается система мер государственного воздейст­вия по обеспечению перелива труда и капитала из старых в новые отрасли, а также программы свертывания произ­водства в неперспективных отраслях. Реализуются госу­дарственные программы переподготовки рабочей силы. Индустриальная политика включает разработку централи­зованных планов в целях обеспечения тех желательных структурных пропорций, которые не могут быть достиг­нуты с помощью рыночных механизмов. Уже реализовано пять пятилетних планов, выполняется шестой. Банки и финансовые ресурсы, иностранные инвестиции в эконо­мику и экспортно-импортные операции, строительство крупных промышленных объектов находятся под жестким административным контролем правительства. Государст­во оказывает мощную поддержку экспортно ориентиро­ванный отраслям в виде кредитов под низкий процент, выгодных условий для покупки оборудования, а также предоставляются налоговые льготы и разного рода моно­польные права. Для южнокорейской модели характерен высокий уровень монополизации промышленности.

Назад       Главная       Вперёд