Арбитражные суды Российской
Федерации возникли и успешно развиваются
из существовавшей в Советском Союзе с мая
1931 г. по октябрь 1991 г. системы
Государственного арбитража. Согласно ст. 163
Конституции СССР споры между предприятиями,
учреждениями и организациями разрешались
органами государственного арбитража в
пределах их компетенции. Арбитраж был
органом, не входившим в судебную систему, но
осуществлявшим широкие юрисдикционные
функции по отношению к правам и интересам
социалистических юридических лиц. Арбитраж
не только рассматривал споры, но и
разнообразными методами должен был
содействовать оптимальному
функционированию народного хозяйства.
Природа этого органа носила, таким образом,
действенный характер: правоохранительный и
управленческий одновременно. Процедура
рассмотрения дел регулировалась особыми
правилами, главным из которых было
включение представителей сторон в состав
самого юрисдикционного органа. Споры между
организациями одной подчиненности
рассматривали арбитражи соответствующих
ведомств, споры между организациями
разного подчинения, разных республик были
отнесены к компетенции государственного
арбитража.
Государственные арбитражи были
специальными органами, призванными в
пределах предоставленной им достаточно
широкой компетенции защищать права и
охраняемые законом интересы
социалистических юридических лиц при
разрешении хозяйственных споров, а также
способствовать оптимальному действию
экономической системы страны в целом и
организации надлежащего правового
регулирования взаимоотношений,
возникающих в хозяйственном обороте, в
различных отраслях. Ведомственный арбитраж
имел те же задачи, но в пределах,
ограниченных определенной отраслью.
До 1971 г. не было системы органов
государственного арбитража, так как
нижестоящие государственные арбитражи
подчинялись не вышестоящим органам, а тем
исполнительным органам, при которых
состояли; не было соподчинения и у
государственных и ведомственных
арбитражей. Лишь в 1974 г. Госарбитраж СССР
был преобразован в союзно-республиканский
орган, а после принятия Конституции СССР 1977
г. стал органом конституционным, с задачами
и функциями, рассчитанными на условия
планово регулируемой государством
экономики.
Ныне арбитражные суды в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации непосредственно входят в
судебную систему, являются органами
государства, осуществляющими судебную
власть. В соответствии со ст. 1 АПК РФ «арбитражный
суд осуществляет правосудие путем
разрешения экономических споров и иных дел,
отнесенных к его компетенции настоящим
Кодексом и другими федеральными законами».
Отказ от государственного
арбитража, выполнявшего наряду с
разрешением хозяйственных споров самые
различные функции - нормотворческие,
контрольные - был связан с коренным
изменением системы управления
государством, со стремлением перейти от
административно-командной экономики к
экономике рыночной. Органы
государственного арбитража имели
многочисленные правомочия, позволявшие им
вмешиваться в деятельность предприятий и
организаций: возбуждать по своей
инициативе дела; взыскивать санкции в
пользу второй стороны, даже если она и не
заявляла подобных требований, или в доход
бюджета, были вправе изменить основание или
предмет заявленного иска, осуществлять
контроль на предприятиях за ведением
договорной работы, давать руководителям
различные предписания.
В связи с постепенным внедрением
в экономику частноправовых регуляторов и
стимулов, естественно, возникла
необходимость в перестройке органов,
осуществляющих юрисдикцию в этой области.
Создание системы арбитражных судов
означало полное изменение самой сути
иязяяяяя компетенции и правомочий
правоохранительных органов, деятельность
которых касалась интересов юридических лиц.
Создавая систему арбитражных судов,
стремились создать гарантии хозяйственной
самостоятельности предприятий,
невозможности вмешательства органов
государства в их деятельность, а также
содействовать развитию
предпринимательства и охране интересов
предпринимателей независимо от
организационно-правовой формы их
деятельности.
Арбитражный суд был создан на
основании Закона «Об арбитражном суде»,
принятого Верховным Советом Российской
Федерации 4 июля 1991 г. Порядок деятельности
и компетенция арбитражного суда
определялись также Арбитражно-процессуальным
кодексом Российской Федерации, принятым
Верховным Советом Российской Федерации 5
марта 1992 г. и введенным в действие с 15 апреля
1992 г. Этот нормативный акт подробно и весьма
близко к правилам общих гражданских судов
урегулировал порядок рассмотрения и
разрешения арбитражными судами дел по
экономическим спорам и спорам в сфере
управления. В частности, впервые в этом акте
получили право на жизнь принципы
правосудия применительно к спорам, в
которых не участвовали граждане, а именно:
выборность, независимость арбитражного
суда и его судей, гласность, возможность
отвода судей, прокурора, эксперта,
переводчика. Вместе с тем практика
применения АПК 1992 г. очень скоро выявила ряд
неудач и несовершенство данного акта.
Потребовалось переосмыслить все эти
выявившиеся его слабые стороны,
использовать опыт дореволюционной России,
других государств, так как в обороте страны
появились и иностранные организации -
инвесторы.
Все это свидетельствовало о том,
что арбитражно-процессуальная форма
разрешения именно экономических споров
может и должна совершенствоваться дальше. К
этому подталкивало и появление новой
Конституции, принятой в декабре 1993 г., а
затем первой, Общей части ГК Российской
Федерации, вступившей в действие с 1 января
1995 г. Было уделено большое внимание
выработке концепции изменения норм об
организации и порядке деятельности
арбитражных судов. А в апреле 1995 г.
появились и с 1 июля этого года вступили в
силу новый Федеральный конституционный
Закон РФ «Об арбитражных судах в Российской
Федерации» и новый АПК Российской
Федерации.
К наиболее существенным новеллам,
установленным этими актами, нужно отнести
следующие:
1) все арбитражные суды отнесены к
категории органов федерального значения;
2) Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации освобожден от
значительной части дел, рассматриваемым по
первой инстанции, и сосредоточивает свои
усилия на рассмотрении дел в порядке
надзора в Президиуме Высшего Арбитражного
Суда РФ и изучении и обобщении судебной
практики, даче разъяснений Пленумом
Высшего Арбитражного Суда по применению
законодательства;
3) вместо ранее действовавшей
двухзвенной системы арбитражных судов
создана трехзвенная за счет десяти
федеральных судов округов, действующих в
качестве кассационных инстанций;
4) появилась новая апелляционная
инстанция для проверки правильности
решений, вынесенных в первой инстанции, в
качестве которой выступают апелляционные
коллегии арбитражных судов субъектов
Российской Федерации;
5) в федеральных арбитражных
судах округов и в арбитражных судах
субъектов Федерации созданы президиумы,
рассматривающие вопросы судебной практики,
организационные вопросы (утверждение
членов судебных коллегий, председателей
судебных составов и др.);
6) создан совещательный орган при
Высшем Арбитражном Суде - совет
председателей арбитражных судов,
возглавляемый председателем Высшего
Арбитражного Суда, для рассмотрения
вопросов организационных, кадровых и
финансовых;
7) организационное обеспечение
деятельности арбитражных судов, их
финансирование из средств федерального
бюджета осуществляется Высшим Арбитражным
Судом;
8) осуществление Высшим
Арбитражным Судом Российской Федерации
подбора и подготовки кандидатов в судьи, их
учебы.
Что касается этих новелл
Федерального конституционного закона «Об
арбитражных судах в Российской Федерации»,
то они «направлены на то, чтобы любой из
арбитражных судов, рассматривающих споры
между организациями, расположенными в
различных регионах России, а также споры с
участием иностранных фирм и компаний,
функционировал в качестве составной части
единой системы».
Изменение структуры и многих
положений АПК 1992 г. при подготовке проекта
АПК 1995 г. имело целью при сохранении
оправдавших себя на практике норм
закрепить новые институты и правила
разбирательства и разрешения споров для
дальнейшего усиления гарантий судебной
защиты прав граждан- предпринимателей и
юридических лиц, для приближения системы
арбитражных судов к уровню мировых
стандартов в этой области.
|