On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Становление арбитражных судов Российской Федерации

Арбитражные суды Российской Федерации возникли и успешно развиваются из существовавшей в Советском Союзе с мая 1931 г. по октябрь 1991 г. системы Государственного арбитража. Согласно ст. 163 Конституции СССР споры между предприятиями, учреждениями и организациями разрешались органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Арбитраж был органом, не входившим в судебную систему, но осуществлявшим широкие юрисдикционные функции по отношению к правам и интересам социалистических юридических лиц. Арбитраж не только рассматривал споры, но и разнообразными методами должен был содействовать оптимальному функционированию народного хозяйства. Природа этого органа носила, таким образом, действенный характер: правоохранительный и управленческий одновременно. Процедура рассмотрения дел регулировалась особыми правилами, главным из которых было включение представителей сторон в состав самого юрисдикционного органа. Споры между организациями одной подчиненности рассматривали арбитражи соответствующих ведомств, споры между организациями разного подчинения, разных республик были отнесены к компетенции государственного арбитража.

Государственные арбитражи были специальными органами, призванными в пределах предоставленной им достаточно широкой компетенции защищать права и охраняемые законом интересы социалистических юридических лиц при разрешении хозяйственных споров, а также способствовать оптимальному действию экономической системы страны в целом и организации надлежащего правового регулирования взаимоотношений, возникающих в хозяйственном обороте, в различных отраслях. Ведомственный арбитраж имел те же задачи, но в пределах, ограниченных определенной отраслью.

До 1971 г. не было системы органов государственного арбитража, так как нижестоящие государственные арбитражи подчинялись не вышестоящим органам, а тем исполнительным органам, при которых состояли; не было соподчинения и у государственных и ведомственных арбитражей. Лишь в 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган, а после принятия Конституции СССР 1977 г. стал органом конституционным, с задачами и функциями, рассчитанными на условия планово регулируемой государством экономики.

Ныне арбитражные суды в соответствии с Конституцией Российской Федерации непосредственно входят в судебную систему, являются органами государства, осуществляющими судебную власть. В соответствии со ст. 1 АПК РФ «арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции настоящим Кодексом и другими федеральными законами».

Отказ от государственного арбитража, выполнявшего наряду с разрешением хозяйственных споров самые различные функции - нормотворческие, контрольные - был связан с коренным изменением системы управления государством, со стремлением перейти от административно-командной экономики к экономике рыночной. Органы государственного арбитража имели многочисленные правомочия, позволявшие им вмешиваться в деятельность предприятий и организаций: возбуждать по своей инициативе дела; взыскивать санкции в пользу второй стороны, даже если она и не заявляла подобных требований, или в доход бюджета, были вправе изменить основание или предмет заявленного иска, осуществлять контроль на предприятиях за ведением договорной работы, давать руководителям различные предписания.

В связи с постепенным внедрением в экономику частноправовых регуляторов и стимулов, естественно, возникла необходимость в перестройке органов, осуществляющих юрисдикцию в этой области. Создание системы арбитражных судов означало полное изменение самой сути иязяяяяя компетенции и правомочий правоохранительных органов, деятельность которых касалась интересов юридических лиц. Создавая систему арбитражных судов, стремились создать гарантии хозяйственной самостоятельности предприятий, невозможности вмешательства органов государства в их деятельность, а также содействовать развитию предпринимательства и охране интересов предпринимателей независимо от организационно-правовой формы их деятельности.

Арбитражный суд был создан на основании Закона «Об арбитражном суде», принятого Верховным Советом Российской Федерации 4 июля 1991 г. Порядок деятельности и компетенция арбитражного суда определялись также Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации, принятым Верховным Советом Российской Федерации 5 марта 1992 г. и введенным в действие с 15 апреля 1992 г. Этот нормативный акт подробно и весьма близко к правилам общих гражданских судов урегулировал порядок рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел по экономическим спорам и спорам в сфере управления. В частности, впервые в этом акте получили право на жизнь принципы правосудия применительно к спорам, в которых не участвовали граждане, а именно: выборность, независимость арбитражного суда и его судей, гласность, возможность отвода судей, прокурора, эксперта, переводчика. Вместе с тем практика применения АПК 1992 г. очень скоро выявила ряд неудач и несовершенство данного акта. Потребовалось переосмыслить все эти выявившиеся его слабые стороны, использовать опыт дореволюционной России, других государств, так как в обороте страны появились и иностранные организации - инвесторы.

Все это свидетельствовало о том, что арбитражно-процессуальная форма разрешения именно экономических споров может и должна совершенствоваться дальше. К этому подталкивало и появление новой Конституции, принятой в декабре 1993 г., а затем первой, Общей части ГК Российской Федерации, вступившей в действие с 1 января 1995 г. Было уделено большое внимание выработке концепции изменения норм об организации и порядке деятельности арбитражных судов. А в апреле 1995 г. появились и с 1 июля этого года вступили в силу новый Федеральный конституционный Закон РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новый АПК Российской Федерации.

К наиболее существенным новеллам, установленным этими актами, нужно отнести следующие:

1) все арбитражные суды отнесены к категории органов федерального значения;

2) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации освобожден от значительной части дел, рассматриваемым по первой инстанции, и сосредоточивает свои усилия на рассмотрении дел в порядке надзора в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ и изучении и обобщении судебной практики, даче разъяснений Пленумом Высшего Арбитражного Суда по применению законодательства;

3) вместо ранее действовавшей двухзвенной системы арбитражных судов создана трехзвенная за счет десяти федеральных судов округов, действующих в качестве кассационных инстанций;

4) появилась новая апелляционная инстанция для проверки правильности решений, вынесенных в первой инстанции, в качестве которой выступают апелляционные коллегии арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

5) в федеральных арбитражных судах округов и в арбитражных судах субъектов Федерации созданы президиумы, рассматривающие вопросы судебной практики, организационные вопросы (утверждение членов судебных коллегий, председателей судебных составов и др.);

6) создан совещательный орган при Высшем Арбитражном Суде - совет председателей арбитражных судов, возглавляемый председателем Высшего Арбитражного Суда, для рассмотрения вопросов организационных, кадровых и финансовых;

7) организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, их финансирование из средств федерального бюджета осуществляется Высшим Арбитражным Судом;

8) осуществление Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации подбора и подготовки кандидатов в судьи, их учебы.

Что касается этих новелл Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», то они «направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающих споры между организациями, расположенными в различных регионах России, а также споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве составной части единой системы».

Изменение структуры и многих положений АПК 1992 г. при подготовке проекта АПК 1995 г. имело целью при сохранении оправдавших себя на практике норм закрепить новые институты и правила разбирательства и разрешения споров для дальнейшего усиления гарантий судебной защиты прав граждан- предпринимателей и юридических лиц, для приближения системы арбитражных судов к уровню мировых стандартов в этой области.

Назад       Главная       Вперёд