В отличие от судов общей
юрисдикции арбитражные суды рассматривают
в основном экономические споры. Статьи 4 и 5
Закона об арбитражных судах относят к
ведению арбитражных судов рассмотрение
экономических споров и иных дел в сфере
экономической и любой другой
предпринимательской деятельности. Тем
самым разграничивается компетенция
арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
Следует отметить, что новейшее
законодательство об организации и
деятельности арбитражных судов расширило
круг дел, подведомственных арбитражному
суду, передав в ведение этой системы ряд
новых категорий дел: с участием иностранных
организаций и граждан, дел об установлении
фактов, имеющих юридическое значение, дел о
банкротстве предприятий.
Кроме того, расширен состав
участников арбитражно-процессуальных
отношений, возникающих при осуществлении
правосудия по экономическим спорам
арбитражными судами. В соответствии с ч. 1 ст.
22 АПК РФ арбитражный суд рассматривает
споры между юридическими лицами,
гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица и имеющими
статус предпринимателя, приобретенного в
установленном законом порядке. В
арбитражном процессе, однако, могут
участвовать организации, не являющиеся
юридическими лицами (обжалование
организацией отказа в государственной
регистрации), или граждане, не являющиеся
предпринимателями (гражданин - кредитор
юридического лица возбуждает дело о
признании юридического лица
несостоятельным), а также Федерация и ее
субъекты. Несмотря на такое разнообразие
дел по спорам, проходящим в арбитражных
судах и их участников, различие в
компетенции этих судов и судов общей
юрисдикции проводится в принципе по
субъектному составу спорного
правоотношения и по его характеру, хотя
общим судам оказались подведомственны тем
не менее некоторые категории дел,
возникающих из предпринимательской
деятельности. Например, дела, возбуждаемые
в защиту прав потребителей на основе Закона
о защите прав потребителей.
Можно предполагать, что в будущем
разграничение компетенции системы судов
арбитражных и судов общей юрисдикции будет
более строгим. Критерием
подведомственности дел арбитражному суду
должен быть лишь характер деятельности
субъекта -предпринимательский, а из ведения
арбитражных судов необходимо исключить
споры, не связанные с предпринимательской
деятельностью, и передать их в суды общей
юрисдикции. Основными задачами арбитражных
судов в настоящее время являются:
1. Защита нарушенных или
оспариваемых прав и законных интересов
предприятий, учреждений, организаций в
сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности.
2. Содействие укреплению
законности и предупреждению
правонарушений в этих сферах.
На Высший Арбитражный Суд, как
было указано, возложены еще и задачи по
руководству системой арбитражных судов (изучение
результатов обобщения практики, подготовка
предложений по ее совершенствованию,
разработка предложений по улучшению
законодательства, реализация
законодательной инициативы, официальное
разъяснение законодательства и т.д.).
В частности, большую роль в свое
время играло совместное постановление
Пленумов Высшего Арбитражного Суда и
Верховного Суда Российской Федерации №12/12
от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах
подведомственности дел судам и арбитражным
судам».
По вопросам внутренней
деятельности арбитражных судов в
Российской Федерации и взаимоотношений
между ними важное значение принадлежит Peгламенту,
обязательному для арбитражных судов и
принимаемому Высшим Арбитражным Судом (п. 3
ст. 10 Закона об арбитражных судах).
Нельзя не отметить также
издаваемый в соответствии со ст. 49 Закона об
арбитражных судах «Вестник Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации»
как действенное средство реальной
гласности в деятельности системы
арбитражных судов, как важное связующее
звено для арбитражных судов всех регионов
страны.
|