On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Влияние исламских традиций на экономический рост сотрудничества Пакистана со странами внутриазиатского региона

Пакистан унаследовал от Британской Индии далеко не самые развитые ее районы. Неудивительно поэтому, что экономика молодой страны в конце 40-х и все 50-е годы развивалась весьма вяло. Однако кумулятивные воздействия предпринимаемых государством мер (как законодательно-регулирующих, так и чисто экономических) привели к тому, что в 60-х годах темпы экономического роста там резко подскочили, достигая 30 процентов в год. Некоторые оптимисты на Западе даже окрестили Пакистан "витриной" развивающихся стран.

К концу 60-х годов вследствие общего подъема экономики при значительных объемах внешних инвестиций и относительно высоких достижениях в сельскохозяйственном производстве (в ходе "зеленой революции") Пакистан становится аграрно-индустриальным государством среднего уровня развития. Однако по таким показателям, как норма накопления, соотношение прямых и косвенных налогов, эффективность использования иностранной помощи, уровень развития физической и социальной инфраструктуры (доходы на душу населения чуть более 400 долларов в год) Пакистан тяготеет скорее к группе отсталых стран.

"Пакистанский бум" длился недолго. Уже после 1971 года в развитии экономики страны наступил определенный спад - негативное влияние оказали такие факторы, как отделение Восточного Пакистана, внутриполитическая нестабильность, приход к власти Пакистанской народной партии во главе с 3.А. Бхутто и взятый им курс на национализацию экономики и аграрные реформы.

С середины 70-х годов важной особенностью экономического развития Пакистана стало "выживание" за счет поступлений от экспорта рабочей силы (в основном в страны Ближнего Востока). Были годы, когда по их величине он занимал одно из первых мест в мире, получая ежегодно свыше двух миллиардов долларов, что значительно облегчало его экономическое положение. Сейчас нефтяной и строительный бум в странах Персидского залива прошел свой пик и потребность там на пришлую рабочую силу резко упала. Однако переводы на родину от выехавших за рубеж пакистанцев еще продолжают играть важную роль в доходной части ее внешних поступлений,

В 80-е годы и в начале 90-х темпы роста производства в Пакистане хотя и упали до шести-семи процентов, все же они были выше, чем во многих странах Азии. Это можно объяснить (помимо массированной помощи Пакистану со стороны Запада) характером экономической политики генерала М. Зия-уль-Хака, при котором экономическое развитие страны начало приобретать устойчивый характер. Именно при нем акцент был сделан на развитие среднего и мелкого предпринимательства (как в сельском хозяйстве, так и в промышленном секторе) при неуклонном соблюдении госконтроля над приоритетными отраслями экономики. В итоге с середины 80-х годов Пакистан, оставаясь аграрно-индустриальной страной, неуклонно набирал темпы экономического роста. Упоминая о периоде правления Зия-уль-Хака, нельзя не коснуться также и проблем исламизации экономики. Во многом проведение исламизации было связано с желанием Исламабада заручиться поддержкой традиционистских богатых режимов мусульманского мира. Заметим, что исламизация в Пакистане (которая носила эволюционный характер - она проводилась поэтапно и под контролем властей) не привела к созданию особой мусульманской структуры в экономике. Особенности же приспособления исламизации к капиталистическим основам общественного развития создавали много трудностей по охвату и срокам ее претворения в жизнь.

В последние пять-шесть лет в силу природных и политических катаклизмов темпы экономического роста Пакистана снизились до 2, 3 процента, несмотря на развитие всесторонних связей с исламскими государствами в рамках Организации экономического сотрудничества (впрочем, эти связи диктуются скорее политическими мотивами, нежели взаимным экономическим интересом).

Основные отрасли промышленности (хлопкоочистительная, текстильная, пищевая, производство сельскохозяйственной техники и удобрений) связаны с сельским хозяйством, поэтому и в экспорте преобладает его продукция (хлопок-сырец и хлопковое волокно, текстильные изделия, очищенный рис высоких сортов). Столь однобокая ориентация экономики на производство хлопка и товаров хлопковой группы ставят страну в трудное положение. Сегодня на эти товары (выпуском которых занято 35 процентов всех рабочих в стране) приходится до 70 процентов объема всего промышленного производства и экспорта.

После рекордного урожая хлопка в 1991 году промышленники и аграрии оказались в шоковом состоянии, ибо сначала от жестокой засухи, а потом переувлажнения на хлопковые поля напал вирус, уничтожающий посевы. Чтобы ослабить остроту кризиса, правительство приняло ряд экстренных мер, ограничив экспорт хлопчатобумажной пряжи, понизив импортные пошлины на искусственные волокна, увеличив закупки хлопка за рубежом (в частности в Туркменистане). Однако все это не помогло кардинально исправить положение.

Пришедшая вторично к власти в октябре 1993 года Б. Бхутто оказалась перед лицом серьезного экономического кризиса. Резко снизились валютные резервы (они упали до небывало низкого уровня - 300 миллионов долларов), дефицит бюджета достигал 30 миллиардов рупий, или 7,9 процента, годовые темпы инфляции превысили 10 процентов, сократились промышленное и сельскохозяйственное производство, объем экспорта. В этих условиях Б. Бхутто в большей степени, чем кто-либо из ее предшественников, оказалась вынуждена прислушиваться к рекомендациям МВФ. Последний согласился предоставить Пакистану заем в 1,3 миллиарда долларов только в случае выполнения 47 условий, включающих наиболее "больные" для страны меры: сокращение дефицита бюджета, военных расходов, реформу налогообложения, проведение приватизации и др. Для выполнения требования МВФ в Пакистане была разработана (одобренная Фондом) расширенная программа структурной перестройки экономики. В ее центре - либерализация цен, торговли и капиталовложений, продолжение приватизации государственных предприятий и объектов коммунальной службы. Обязательным было также требование о введении сельскохозяйственного подоходного налога - камня преткновения всех предшествующих режимов. Аграрное лобби в Пакистане оказалось настолько сильно, что оно не допускало введения этого налога в течение четырех десятилетий. Дефицит бюджета, как этого требует МВФ, не должен превышать четырех процентов (тем не менее в 1993/1994 финансовом году он составил 5,8 процента). Этот показатель вызывает скептицизм у большинства экономистов, которые сомневаются в его реальности. Правительство же Бхутто полагало, что введение 15-процентного налога с оборота на 169 товаров пакистанского происхождения и на 108 импортных снизит инфляцию.

Вот уже десятилетие главной статьей расходов бюджета являются выплаты по обслуживанию внутреннего и внешнего долгов. Последний, к примеру, превышает 20 миллиардов долларов, и выплачивать его на фоне кризисных явлений в экономике становится все труднее. Так, в 1993/1994 финансовом году только обслуживание долга съело более четверти экспортных поступлений; в следующем году расходы по обслуживанию внешнего долга увеличились на 5,5 процента и достигли 4,5 миллиарда долларов.

Проводимые в последнее десятилетие реформы были направлены на привлечение прямых иностранных инвестиций, однако заметного эффекта они не дали. Дело в том, что до начала 90-х годов Пакистан не был привлекателен для зарубежных вкладчиков. Это объяснялось, во-первых, тем, что далеко не все отрасли были открыты для иностранных капиталовложений; во-вторых, многие годы в стране существовал множественный курс рупии, что затрудняло перевод прибылей за границу, кроме того сказывались нехватка квалифицированных кадров, отсутствие трудового законодательства.

В начале 90-х годов в стране приняли одну из самых либеральных экономических программ в Азии. Приток иностранного капитала сразу возрос. С 1990 года прямые инвестиции составили 1,24 миллиарда долларов, портфельные - 865 миллионов. Начиная с середины 1994 года были подписаны крупные контракты с зарубежными вкладчиками из США, Англии, Франции, Италии и других стран на общую сумму, превышающую 12 миллиардов долларов. Возможно, из-за нестабильной обстановки в стране, частой смены правящих режимов кое-кто и откажется от вложения денег в пакистанскую экономику. Однако прецедент создан, и иностранный капитал устремился в Пакистан.

В начале 1997 года экономика Пакистана по-прежнему находилась в критическом положении, расходы на оборону достигали 30 процентов бюджета, еще 40 процентов отчислялись на выплаты по внешнему долгу. Доходы казны остаются крайне низкими, ибо, как и в прежние годы, никто, за исключением привыкших к финансовой дисциплине иностранных фирм, не желает платить подоходный налог или налог с прибыли.

Одно из стратегических направлений внешней политики Пакистана - развитие отношений с государствами Центральной Азии, фактически являющимися его северными соседями. Их разделяет лишь территория Афганистана, ширина которой на северо-востоке, в районе Ваханского коридора, не превышает нескольких десятков километров. Географическая близость во многом определила уходящие в глубину тысячелетий историко-экономические связи между Центральной Азией и территориями, ныне входящими в состав Пакистана. В процессе исторического развития судьбы народов, населяющих два по существу сопредельных региона, тесно переплетались, происходило взаимное влияние цивилизаций.Вплоть до начала XIX века оживленная торговля велась между Пешаваром, Лахором, Мултаном и городами Центральной Азии, в первую очередь Бухарой и Самаркандом.

Заинтересованность Пакистана в развитии связей со странами Центральной Азии обусловлена прежде всего экономическими причинами. Его экономика нуждается в рынках сбыта товаров и одновременно испытывает острую нехватку топливно-энергетических ресурсов, между тем как в Центральной Азии имеются крупные запасы нефти и природного газа. Укреплению связяй Пакистана с исламскими странами способствовали также последствия нефтяного бума. Свыше миллиона пакистанцев работало на Ближнем Востоке. Деньги, переведенные ими на родину, уже в 1977/78 году превысили 1,1 миллиарда долларов (рост в 14 раз по сравнению с 1971/72 годом). Исламские страны предоставляли Пакистану миллионы долларов в качестве займов и кредитов. Помощь от мусульманских стран координировалась через Исламский банк развития.

Интерес, проявляемый в Пакистане к установлению тесных дружественных отношений с суверенными республиками Центральной Азии во многом определяется тем, что ислам, являющийся государственной религией Пакистана, исповедует и коренное население центральноазиатского региона.

Еще до официального признания независимости постсоветских государств, в середине ноября - начале декабря 1991 года, Россию и республики Центральной Азии посетила представительная торгово-экономическая делегация Пакистана во главе с государственным министром по делам экономики Сардар Асиф Ахмадом Али. Руководству молодых государств был предложен пакет инициатив по сотрудничеству в сферах торговли, финансов, коммуникаций, гидроэнергетики, науки и техники, здравоохранения. Во время поездки делегации в республики Центральной Азии было подписано свыше 30 соглашений, меморандумов о взаимопонимании и других документов о сотрудничестве. Визит торгово-экономической делегации подготовил почву для нового направления внешнеэкономических связей Пакистана.

Политике Исламабада на центральноазиатском направлении с самого начала были присущи активность в налаживании и укреплении контактов с новыми партнерами, стремление к всемерному расширению поля взаимодействия как на двусторонней, так и многосторонней основе. Этот курс Пакистана по отношению к молодым государствам сохранился при правительстве Б. Бхутто (1993-1996 годы).

Наиболее перспективным аспектом взаимоотношений Пакистана со странами Центральной Азии является торгово-экономическое сотрудничество. Как подсчитали пакистанские эксперты на старте налаживания контактов с новыми партнерами, Пакистан в состоянии экспортировать в Центральную Азию готовую продукцию (медикаменты, одежду и обувь, спортивные и другие потребительские товары, а также продовольствие, в том числе рис и сахар) на сумму до двух миллиардов долларов в год, предоставив при этом немалые кредиты.

Пакистан имеет соглашения по торгово-экономическим вопросам со всеми республиками Центральной Азии. Наряду с торговлей они предусматривают сотрудничество сторон в переработке минерального и сельскохозяйственного сырья, производстве нефтехимической продукции и строительных материалов, в развитии коммуникаций, топливно-энергетических комплексов, легкой промышленности (текстильной, обувной, кожевенной) и некоторых других отраслей экономики молодых государств. Пакистан оказывает им содействие в создании рыночной инфраструктуры -в совершенствовании банковской сферы, подготовке специалистов в области управления и т.д.

ПРИОРИТЕТЫ ИСЛАМАБАДА. На современном этапе пакистанская сторона придает наибольшее значение связям с Узбекистаном, Туркменистаном и Казахстаном. В конце 1991 года Исламабад открыл Ташкенту кредитную линию на сумму 30 миллионов долларов для закупки товаров. Переговоры министра финансов Сартаджа Азиза в марте 1992 года и премьер-министра Наваза Шарифа в июне того же года с государственными деятелями Узбекистана подготовили почву для официального визита президента Узбекистана И. Каримова в Пакистан, который состоялся в августе 1992 года в дни празднования его независимости. Во время визита был подписан весомый пакет двусторонних соглашений по экономическим вопросам - о сотрудничестве в сферах энергетики и ирригации, развитии почтовой и телекоммуникационной связи, взаимной защите инвестиций, а также два межбанковских договора. Развитие торгово-экономических связей находилось в центре внимания и во время последующих пакистано-узбекистанских встреч на высшем уровне. В частности, обсуждение этой проблемы было одной из целей визита премьер-министра Пакистана Б. Бхутто в Ташкент в конце мая 1995 года.

Хотя объем товарооборота между двумя странами относительно невелик и Пакистан не играет заметной роли во внешнеполитических связях Узбекистана (и других стран региона), усилия, предпринимаемые сторонами, способствуют стабильному росту торговли. Так, если в 1992 году товарообмен составил 4,2 миллиона долларов, то в 1996 году он увеличился до 46,5 миллиона (за тот же период общий объем внешней торговли Узбекистана возрос с 1,8 миллиардов долларов почти до 8,5 миллиардов). Главными статьями экспорта Пакистана в Узбекистан являются предметы повседневного спроса (готовая одежда, обувь, некоторые виды тканей, парфюмерия, хозяйственные товары), продукты питания, табачные изделия, удобрения, химикалии; ввозится главным образом сырье и в первую очередь сельскохозяйственное (хлопок и др.), а также некоторые виды сельскохозяйственных машин и оборудования.

С марта 1992 года действует совместная узбекско-пакистанская авиакомпания "Эйр Эйша", осуществляющая регулярные рейсы по маршруту Карачи-Ташкент. В создании этой авиакомпании, положившей начало сотрудничеству Пакистана с республиками Центральной Азии в области воздушного сообщения, участвовала фирма "Табани", играющая заметную роль в экономических связях Пакистана с государствами, возникшими на постсоветском пространстве. Пакистанский частный капитал, наряду с "Табани", представлен в Узбекистане такими крупными компаниями, как "Меркурий" (чья продукция известна и в России), "Гани текстайл", "Ларсон Тобекко" и некоторыми другими. Пакистанские фирмы нашли соответствующую их материальным ресурсам нишу в реформируемой экономике Узбекистана, что позволяет им избегать соперничества с мощными европейскими, американскими, южнокорейскими корпорациями. С их участием построены или строятся две текстильные фабрики, предприятия по пошиву готовой одежды, табачная фабрика, цементный завод. Пакистанские предприниматели имеют интересы в гостиничном и туристическом бизнесе, сфере общественного питания.

Торгово-экономические связи Пакистана с Казахстаном и Туркменистаном охватывают в основном те же отрасли, что и пакистано-узбекистанское сотрудничество. Кроме того, пакистанская сторона заинтересована в импорте из этих стран углеводородного и другого минерального сырья. Поставки казахстанской нефти пакистанским потребителям тормозит отсутствие средств ее транспортировки в южном направлении. В ближайшем будущем, возможно, эта проблема частично будет решена благодаря реализации проекта вывоза относительно небольшого количества нефти, добытой в Казахстане, по Каспийскому морю в Иран, являющийся одним из традиционных поставщиков жидкого топлива в Пакистан. Что касается экспорта туркменского природного газа в Пакистан, то в 1995 году подписано соглашение о строительстве газопровода из района Мары - Байрам-Али (в Туркменистане) через Афганистан в Карачи. Работы по осуществлению проекта уже начаты. Ввод в строй трубопровода с пропускной мощностью до 20 миллиардов кубометров газа в год ослабит остроту нехватки топливно-энергетических ресурсов и сырья для химических предприятий в Пакистане.

Результаты первых контактов между Пакистаном и Таджикистаном осенью 1991 года были обнадеживающими. Пакистанская сторона проявила готовность оказать техническую помощь сельскому хозяйству и развитию телекоммуникационной системы Таджикистана. В марте 1992 года был подписан Меморандум о намерениях в сотрудничестве в гидроэнергетике. В соответствии с ним предполагалось, что Таджикистан поставит Пакистану электроэнергию в объеме 1000 мегаватт, первые 180 мегаватт должны были поступить в этом году. Пакистанская сторона, в свою очередь, обещала в счет будущих поставок электроэнергии экспортировать в Таджикистан потребительские товары на общую сумму 500 миллионов долларов. Средства, вырученные от их продажи, предполагалось инвестировать в строительство Рогунской гидроэлектростанции на реке Вашх. Завершение строительных работ и запуск всех агрегатов были намечены на 1997 год, выработанная в Рогуне электроэнергия должна была поступать в Пакистан. Одновременно была достигнута договоренность о строительстве ЛЭП из Таджикистана, через территорию Афганистана, в Пакистан. Позднее, в июле того же года, наряду с договоренностями по широкому кругу проблем, стороны решили образовать комиссию, которая изучила бы вопрос о строительстве автомагистрали Хорог-Ваханский коридор-Пакистан. Тогда же Таджикистан получил от Пакистана коммерческий кредит в 10 миллионов долларов.

Однако трагическое развитие событий в Таджикистане привело к тому, что осуществление достигнутых договоренностей было заморожено. Начавшийся процесс постепенной, хотя и крайне медленной, стабилизации ситуации в Таджикистане оживил взаимный интерес к развитию торгово-экономических связей. Возможность реализации проекта сотрудничества в области гидроэнергетики была обнаружена во время встреч председателя Верховного Совета Республики Таджикистан (с ноября 1994 года - президента) Э. Рахмонова с руководителями Пакистана в Исламабаде. Пакистанская сторона согласилась выделить Душанбе еще один кредит в размере 20 миллионов долларов для импорта пакистанских товаров. Планы строительства автомобильной дорога и сотрудничества в гидроэнергетике продолжают находиться в центре внимания Исламабада и Душанбе.

Отношения с Киргизией важны для Пакистана в первую очередь по двум причинам. Эта небольшая по территории горная республика располагает крупным гидроэнергетическим потенциалом, позволяющим ей экспортировать электроэнергию, в частности, в Китай. Пакистан также заинтересован в импорте электроэнергии и заключил соглашение с Киргизией о строительстве ЛЭП, которая пересечет территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Привлекает внимание Исламабада и геоэкономическое положение Киргизии, имеющей разветвленную сеть наземных коммуникаций, которые обеспечивают ей связь со всеми республиками Центральной Азии, с одной стороны, и с дружественным Пакистану Китаем с другой. Из Бишкека до киргизско-китайской границы протянулась автомобильная дорога, имеющая продолжение до Кашгара, который, в свою очередь, имеет выход на Каракорумское шоссе. В марте 1995 года Казахстан, Киргизия, Китай и Пакистан подписали соглашение о взаимном транзите транспорта по их территории.

Однако в целом масштабы торгово-экономических связей Пакистана с новыми партнерами еще не отвечают ни потребностям, ни возможностям сторон. Серьезным препятствием для расширения взаимовыгодного сотрудничества является отсутствие надежной системы коммуникаций между двумя сопредельными регионами. Железнодорожные и автомобильные пути центрально-азиатского региона, нацеленные на север, до недавнего времени обрывались у южных границ СССР-СНГ. Ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Теджен-Серахс-Мешхед в мае 1996 года обеспечивает Туркменистану и другим странам региона выход к Персидскому заливу (через территорию Ирана). Однако этот вариант оптимален далеко не для всех молодых государств.

В особенности же он не устраивает Пакистан, который предлагает маршрут, пересекающий территорию Афганистана с севера на юг, и повторяющий традиционный, проверенный на протяжении многих столетий путь из Центральной Азии к Индийскому океану. Пакистанская сторона готова предоставить молодым государствам возможность использовать ее территорию и порт Карачи, а также гавани на Макранском побережье Белуджистана (порт Гвадар и другие) для транзита товаров. Это предложение выгодно для стран Центральной Азии, рассчитывающих на то, что реализация проекта ускорит их интеграцию в мировое хозяйство, в том числе даст мощный импульс дальнейшему развитию контактов со странами как Южной, так и Юго-Восточной Азии. Основной формой пакистано-афганских экономических отношений остается транзитная торговля. Она включает как организованное (в рамках соответствующих соглашений) движение товаров, так и их стихийные, в основном контрабандные, потоки. Поскольку действующее пакистано-афганское соглашение о транзитной торговле предусматривает возможность реэкспорта товаров в Пакистан, а некоторые права по их реализации были делегированы провинциям, в этой сфере начались массовые злоупотребления, ставшие нормой приграничного обмена. Так, летом 1994 года в порту Карачи была обнаружена партия бронежилетов восточноевропейского и СНГовского производства. Эта пользующаяся большим спросом как в Афганистане, так и в самом Пакистане продукция (стоимость одного экземпляра достигает 8-10 тысяч рупий) была отправлена афганским импортером из Гамбурга под видом подержанной одежды!

Для координации транспортировки продовольственных товаров в Афганистан власти Пакистана создали специальный комитет, в состав которого вошли высокопоставленные сотрудники МИД, МВД, министерств торговли и финансов. По заявлениям пакистанской стороны, предоставляемая Афганистану продовольственная помощь превышает первоначальные наметки в три и более раз, и это при том, что некоторые продукты (например, пальмовое масло) ввозятся самим Пакистаном из-за рубежа.

Изменения коснулись и некоторых традиционных статей афганского экспорта в Пакистан, в частности, поставок туда лесоматериалов. Их объемы были существенно снижены, что отчасти можно объяснить притоком конкурирующей и к тому же более дешевой продукции из государств Дальнего Востока. но главным образом - манипуляциями чиновников пакистанских ведомств. Пользуясь неосведомленностью афганских поставщиков, они проводят самодеятельные проверки, и, "обнаружив" несуществующее превышение объема импорта, за мзду пропускают товары. В 1993 году "проверки" были запрещены, но пока что налицо лишь один результат - возрастание итоговой цены лесоматериалов для конечного потребителя в Пакистане.

Плачевно обстоят дела и с торговлей продукцией кожевенно-меховой отрасли. Причина этого - падение спроса на некогда знаменитые своим качеством и дешевизной афганские кожаные и меховые изделия из Нуристана, Бадахшана и других северных районов страны. Значительная их часть шла до 1978 года на экспорт в Западную Европу, СССР, США, Японию, но растущая конкуренция со стороны европейских производителей и особенно война привели к свертыванию производства, поставив его на грань паралича. Сами афганцы ныне предпочитают сбывать необработанное сырье напрямую в Пакистан, где тамошние кожевенники и скорняки предлагают гораздо более высокую, чем отечественные "смежники", цену (но и сами при этом получают 10-15-кратную прибыль).

Основной поток грузов из центральноазиатских республик предполагается пропустить по существующей автомагистрали Пешавар-Карачи и новому транспакистанскому шоссе. Имеются и другие проекты создания сети коммуникаций, связывающих Пакистан с его соседями по правую сторону Пянджа-Амударьи. В 1993 году Пакистан и Туркменистан при участии афганской стороны договорились о строительстве железнодорожной линии между самым южным туркменским городом Кушкой и Кветтой на пакистанском северо-западе. Соглашения в области коммуникаций подписаны также между Пакистаном и Узбекистаном.

Торгово-экономические связи Пакистана со странами Центральной Азии осуществляются и на многосторонней основе, в рамках Организации экономического сотрудничества (ОЭС). Пакистан был инициатором подготовки и принятия в феврале 1993 года плана создания к концу XX века единой коммуникационной системы стран-участниц ОЭС.

Актуальнейшая проблема во взаимоотношениях между Пакистаном и его северными соседями - скорейшее урегулирование ситуации в Афганистане. Продолжение конфликта в этой стране мешает реализации проектов сотрудничества, предполагающих использование афганского транспортного коридора. Исключительно важен политический аспект проблемы. Продолжение внутриафганского конфликта вызывает тревогу в странах Центральной Азии, особенно в сопредельных с Афганистаном Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане. Речь идет о безопасности их внешних границ и стабильности в регионе в целом.

Одно из негативных последствий войны в Афганистане - угрожающий рост контрабанды наркотиков и оружия через афгано-таджикскую границу в Центральную Азию. Координация усилий стран этого региона и Пакистана в борьбе с наркобизнесом - важное перспективное направление взаимоотношений.

В Исламабаде находят понимание инициативы руководителей молодых государств по укреплению региональной стабильности и безопасности. Так, пакистанское правительство поддержало предложенную президентом Казахстана идею проведения Совещания по взаимодействию и мерам доверия на азиатском континенте до 2005 года. Пакистанские представители также участвуют в работе постоянно действующего семинара под эгидой ООН по вопросам безопасности, стабильности и сотрудничества в Центральной Азии, учрежденного по инициативе президента Узбекистана И. Каримова в Ташкенте.

Назад       Главная       Вперёд