On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Значение и факторы участия Пакистана на мировом рынке вооружений

Серьезным фактором, осложняющим внешнеэкономические связи Пакистана, является вопрос о ядерном оружии. Вступление страны в ядерную эпоху началось с середины 50-х годов под прямым воздействием программы США "Атом для мира". Оно заключалось первоначально в подготовке кадров ученых-ядерщиков и создании условий для использования атомных реакторов в энергетике. Однако в связи с обострением ситуации в Южной Азии в середине 60-х годов США отказались от планов содействия Пакистану в этой области. Единственная небольшая атомная станция была построена там "под ключ" Канадой. Тем не менее толчок в направлении обретения Пакистаном ядерного оружия был дан премьер-министром З.А. Бхутто, (1971-1977), зарекомендовавшим себя горячим сторонником этой идеи. Взрыв ядерного устройства Индией в 1974 году подогрел его стремление создать "исламскую бомбу", что вызвало негативную реакцию США. Не менее последовательно отстаивал эту линию и генерал Зия-уль-Хак. При нем Пакистан вплотную подошел к порогу, отделяющему теоретические и экспериментальные разработки от практического их применения.

Отказ Исламабада прислушаться к Вашингтону и отказаться от работ по ядерному вооружению привел к тому, что Конгресс США осенью 1990 года установил эмбарго на военные поставки Пакистану. Замороженными оказались около 400 миллионов долларов, уплаченные Исламабадом за партию самолетов F-16. Предпринятые премьер-министром Б. Бхутто в 1994-1995 годах усилия вернуть отношения с США на уровень тесного партнерства привели лишь к частичному успеху. Договоренности о расширении экономического содействия дополнились решением о "размораживании" военных средств. Пакистан все же получил возможность закупить вооружение при условии, что оно не будет включать истребители F-16.

Между тем вопрос о безопасности в регионе Южной Азии не сходит с повестки дня. Оба его ключевые государства относятся к числу "пороговых" с точки зрения обладания ядерным оружием. Отказ Индии подписать одобренный Генеральной Ассамблеей ООН Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний 1996 года привлек к региону повышенное внимание, заставив считать его одним из самых взрывоопасных.

При этом дело не только в ядерном факторе. Если до середины 80-х годов гонка вооружений в регионе следовала за динамикой этих процессов на глобальном уровне, то впоследствии кривые разошлись -одна, как известно, пошла на спад, а другая продолжала подниматься. Военный потенциал Индии существенно превосходит пакистанский. Причем разрыв между ними, всегда складывавшийся в пользу Индии, постепенно увеличивается. Такая тенденция формируется в результате прежде всего их разных экономических потенциалов. Индия затрачивает на военные цели вдвое меньшую, чем Пакистан, долю ВВП (около трех процентов), но в абсолютном выражении она составляет сумму, которая почти в два с половиной раза больше пакистанских военных расходов.

По мнению большинства аналитиков, в основе гипотетически возможного нарушения мира в южноазиатском регионе может лежать, скорее всего, обострение внутриполитического положения в Пакистане или Индии вместе с проявляющейся в этих условиях склонностью правящих кругов направить недовольство против внешнего врага. Исключить такого рода развитие событий в более или менее отдаленном будущем нельзя, хотя с начала нынешнего десятилетия в обоих государствах наблюдается некоторое ослабление социальной напряженности и внепарламентской политической борьбы.

Что касается просьб Исламабада о продаже ему некоторых видов вооружений, то со стороны Москвы к этой проблеме в нынешней обстановке мог бы быть более сбалансированный подход, нежели полностью отрицательный, как это имеет место в настоящее время. При рассмотрении вопросов о возможном военно-техническом сотрудничестве с Пакистаном РФ не без пользы для себя как материальной, так и, само собой разумеется, политико-дипломатической, могла бы проявлять больший прагматизм.

Пакистан в конечном счете приобретает необходимые ему виды вооружений и даже технологию и оборудование для производства некоторых из них. Так случилось, например, с закупкой Пакистаном кораблей у Англии и Франции, самолетов у Франции и Китая. Вооружение и военную технику Пакистану продают также Иран, Турция, некоторые арабские страны. При этом они вполне резонно аргументируют свою позицию тем, что их действия не нарушают военно-стратегического баланса в регионе, не несут в себе угрозу миру и стабильности здесь. Общеизвестно, что, по некоторым оценкам, военные потенциалы Индии и Пакистана находятся в соотношении 2,5 к 1, а по танкам Индия имеет преимущество над Пакистаном в 1,7 раза.

Примечательно, что военно-техническое сотрудничество с Пакистаном США и других западных стран не мешает Индии продолжать аналогичное и иное сотрудничество с ними. В этой связи неубедительно звучат ссылки на то, что Индия-де откажется от закупок вооружений у России, если мы будем развивать военно-техническое сотрудничество с Пакистаном. Кроме того, даже если Россия удовлетворила бы все просьбы Пакистана о поставках вооружений, их масштабы и качественный характер ни в коей мере не шли бы в сравнение с уже ставшим традиционным военно-техническим сотрудничеством РФ с Индией, которая, думается, заинтересована в закупках российских вооружений не в меньшей степени, чем Россия в их продаже.

Назад       Главная       Вперёд