Серьезным фактором, осложняющим
внешнеэкономические связи Пакистана,
является вопрос о ядерном оружии.
Вступление страны в ядерную эпоху началось
с середины 50-х годов под прямым
воздействием программы США "Атом для
мира". Оно заключалось первоначально в
подготовке кадров ученых-ядерщиков и
создании условий для использования атомных
реакторов в энергетике. Однако в связи с
обострением ситуации в Южной Азии в
середине 60-х годов США отказались от планов
содействия Пакистану в этой области.
Единственная небольшая атомная станция
была построена там "под ключ" Канадой.
Тем не менее толчок в направлении обретения
Пакистаном ядерного оружия был дан премьер-министром
З.А. Бхутто, (1971-1977), зарекомендовавшим себя
горячим сторонником этой идеи. Взрыв
ядерного устройства Индией в 1974 году
подогрел его стремление создать "исламскую
бомбу", что вызвало негативную реакцию
США. Не менее последовательно отстаивал эту
линию и генерал Зия-уль-Хак. При нем
Пакистан вплотную подошел к порогу,
отделяющему теоретические и
экспериментальные разработки от
практического их применения.
Отказ Исламабада прислушаться к
Вашингтону и отказаться от работ по
ядерному вооружению привел к тому, что
Конгресс США осенью 1990 года установил
эмбарго на военные поставки Пакистану.
Замороженными оказались около 400 миллионов
долларов, уплаченные Исламабадом за партию
самолетов F-16. Предпринятые премьер-министром
Б. Бхутто в 1994-1995 годах усилия вернуть
отношения с США на уровень тесного
партнерства привели лишь к частичному
успеху. Договоренности о расширении
экономического содействия дополнились
решением о "размораживании" военных
средств. Пакистан все же получил
возможность закупить вооружение при
условии, что оно не будет включать
истребители F-16.
Между тем вопрос о безопасности в
регионе Южной Азии не сходит с повестки дня.
Оба его ключевые государства относятся к
числу "пороговых" с точки зрения
обладания ядерным оружием. Отказ Индии
подписать одобренный Генеральной
Ассамблеей ООН Договор о всеобщем
запрещении ядерных испытаний 1996 года
привлек к региону повышенное внимание,
заставив считать его одним из самых
взрывоопасных.
При этом дело не только в ядерном
факторе. Если до середины 80-х годов гонка
вооружений в регионе следовала за
динамикой этих процессов на глобальном
уровне, то впоследствии кривые разошлись -одна,
как известно, пошла на спад, а другая
продолжала подниматься. Военный потенциал
Индии существенно превосходит
пакистанский. Причем разрыв между ними,
всегда складывавшийся в пользу Индии,
постепенно увеличивается. Такая тенденция
формируется в результате прежде всего их
разных экономических потенциалов. Индия
затрачивает на военные цели вдвое меньшую,
чем Пакистан, долю ВВП (около трех процентов),
но в абсолютном выражении она составляет
сумму, которая почти в два с половиной раза
больше пакистанских военных расходов.
По мнению большинства аналитиков,
в основе гипотетически возможного
нарушения мира в южноазиатском регионе
может лежать, скорее всего, обострение
внутриполитического положения в Пакистане
или Индии вместе с проявляющейся в этих
условиях склонностью правящих кругов
направить недовольство против внешнего
врага. Исключить такого рода развитие
событий в более или менее отдаленном
будущем нельзя, хотя с начала нынешнего
десятилетия в обоих государствах
наблюдается некоторое ослабление
социальной напряженности и
внепарламентской политической борьбы.
Что касается просьб Исламабада о
продаже ему некоторых видов вооружений, то
со стороны Москвы к этой проблеме в
нынешней обстановке мог бы быть более
сбалансированный подход, нежели полностью
отрицательный, как это имеет место в
настоящее время. При рассмотрении вопросов
о возможном военно-техническом
сотрудничестве с Пакистаном РФ не без
пользы для себя как материальной, так и,
само собой разумеется, политико-дипломатической,
могла бы проявлять больший прагматизм.
Пакистан в конечном счете
приобретает необходимые ему виды
вооружений и даже технологию и
оборудование для производства некоторых из
них. Так случилось, например, с закупкой
Пакистаном кораблей у Англии и Франции,
самолетов у Франции и Китая. Вооружение и
военную технику Пакистану продают также
Иран, Турция, некоторые арабские страны. При
этом они вполне резонно аргументируют свою
позицию тем, что их действия не нарушают
военно-стратегического баланса в регионе,
не несут в себе угрозу миру и стабильности
здесь. Общеизвестно, что, по некоторым
оценкам, военные потенциалы Индии и
Пакистана находятся в соотношении 2,5 к 1,
а по танкам Индия имеет преимущество над
Пакистаном в 1,7 раза.
Примечательно, что военно-техническое
сотрудничество с Пакистаном США и других
западных стран не мешает Индии продолжать
аналогичное и иное сотрудничество с ними. В
этой связи неубедительно звучат ссылки на
то, что Индия-де откажется от закупок
вооружений у России, если мы будем
развивать военно-техническое
сотрудничество с Пакистаном. Кроме того,
даже если Россия удовлетворила бы все
просьбы Пакистана о поставках вооружений,
их масштабы и качественный характер ни в
коей мере не шли бы в сравнение с уже
ставшим традиционным военно-техническим
сотрудничеством РФ с Индией, которая,
думается, заинтересована в закупках
российских вооружений не в меньшей степени,
чем Россия в их продаже.
|