К концу 1997 года отношения между
Москвой и Исламабадом приобрели достаточно
разносторонний, а главное во многом
качественно новый характер, чему
способствовал ряд факторов как
международного, регионального, так и
внутриполитического порядка. И в Пакистане,
и в нашей стране набирал силу процесс
демократизации различных сторон жизни.
Осуществлялась либерализация экономики с
акцентом на развитие рыночных начал. Между
двумя странами уже не было прежнего "афганского
раздражителя". В культурной, научно-технической
и торгово-экономической областях
осуществлялось достаточно широкое
взаимовыгодное сотрудничество. Причем, что
касается последней, то оно
распространялось на такие
основополагающие отрасли пакистанской
экономики, как металлургия, энергетика,
нефтегазовая промышленность. Обозначились
возможности взаимодействия с Пакистаном в
мирном использовании атомной энергии,
космических исследованиях, освоении
высоких технологий. Товарооборот между
нашими странами в этот период превышал 300
миллионов долларов. Пакистанская сторона
пыталась наладить военно-техническое
сотрудничество с Россией. Но реакция Москвы
была сдержанной, не шла дальше обещаний
внимательно изучить проблему. Известное
заблуждение порождали в Пакистане также
широковещательные, не основанные на
реальности обещания различных российских
частнопредпринимательских структур
сомнительного характера о возможности
массированных поставок ими в Пакистан
российских вооружений. Порой возникновению
такого рода заблуждений своими посулами
способствовали и высокопоставленные
официальные представители РФ. Это касается
и того же Руцкого, которому были переданы
пакистанские заявки, и бывшего министра
иностранных дел А.В. Козырева, пообещавшего
во время своего визита в Пакистан в апреле
1993 года предоставить ему в качестве образца
российский танк для испытаний в местных
условиях с целью решения вопроса о закупке
большой партии подходящей модели.
Москва также не во всем
оправданно полагала, что Исламабад в более
приемлемом для РФ плане модифицирует свои
позиции по злободневным для нас вопросам:
содействию в освобождении российских
военнопленных из плена в Афганистане,
афганскому урегулированию, ядерному
нераспространению, выплате задолженности
по обслуживанию кредитов и др.
На сегодняшний день российско-пакистанские
отношения носят реалистический, деловой,
конструктивный, спокойный и корректный
характер. В июле 1994 года в Москве с ответным
визитом побывал министр иностранных дел
Пакистана. Главным результатом этого
визита стало парафирование проекта
российско-пакистанского Договора о
сотрудничестве и принципах
взаимоотношений. Были согласованы проекты
и других важных документов: соглашения о
торгово-экономическом сотрудничестве и
создании двусторонней комиссии по торгово-экономическому
и научно-техническому сотрудничеству, о
сотрудничестве в области культуры, науки и
образования, о сотрудничестве в борьбе
против незаконного оборота наркотических
средств.
Довольно непростое положение
сложилось в торгово-экономических и научно-технических
отношениях между Россией и Пакистаном.
Старая структура, покоившаяся в принципе на
государственно-распределительной основе,
на условиях долгосрочного
государственного кредитования, перестала
существовать, а новая, рыночная,
складывается с трудом, особенно в условиях
острой конкуренции со стороны третьих
стран и иностранных частных компаний.
В результате, по самым
оптимистическим подсчетам пакистанской
стороны, товарооборот в торговле между
Россией и Пакистаном в 1995 году составил
лишь 154,9 миллиона долларов. Практически
свернутым оказалось российско-пакистанское
сотрудничество в нефтегазовом комплексе, в
энергетике и металлургии. Полностью
прекратилась взаимовыгодная практика
фрахтовокомпенсационных соглашений по
морским перевозкам, сумма которых в лучшие
годы составляла более 100 миллионов долларов.
Вместе с тем обе стороны
справедливо считают, что имеется
значительный потенциал для продолжения и
развития торгово-экономических отношений.
Особую заинтересованность Россия и
Пакистан проявляют в сотрудничестве в
научно-технической сфере и в области
высоких технологий. Примечательно, что на
этих направлениях достигнуты определенные
практические результаты. Так, между
Российским космическим агентством и
соответствующей пакистанской организацией
- СУПАРКО подписан контракт на сумму в один
миллион долларов о запуске пакистанского
спутника "Бадр-2" российской ракетой-носителем.
Прорабатываются возможности заключения и
других контрактов по мирному использованию
космических систем на общую сумму до 140
миллионов долларов.
Российский торговый флот
перевозит весь объем грузов в торговле РФ с
Пакистаном и один процент грузов от общего
объема пакистанской внешней торговли с
третьими странами. Намечаются возможности
сотрудничества в развитии смешанного
судоходства (море-река).
Продолжается содействие
российской стороны в обеспечении работы (поставкой
запчастей и технической экспертизой)
построенных при нашем содействии "ГЭС
Муль-тан (на сумму около шести миллионов
долларов) и металлургического завода в
Карачи.
Прорабатываются вопросы об
участии российских фирм в строительстве в
Пакистане высоковольтных линий
электропередачи, в создании гидро-энергетического
комплекса в Гази-Баротха, в строительстве
плотины Миранн. Перспективно решение РАО
"Газпром" участвовать (приобретено 10
процентов акций) в строительстве и
эксплуатации вместе с Пакистаном,
саудовской компанией "Дельта Ойл" и
американской "Юнокал" газопровода из
Туркменистана в Пакистан и дальше в Индию.
Из техники так называемого двойного
назначения Пакистану в 1996 году Россия
поставила 12 транспортных вертолетов.
|