В мировом хозяйстве, по крайней
мере, с 60-х годов исключительная важная роль
приходилась на три основных центра
соперничества: Соединенные Штаты Америки,
Западную Европу, Японию. Конечно, это не
значит, что следует недооценивать новые,
динамично растущие центры промышленности и
банковского капитала в других зонах. Хотя,
надо отметить, экономические противоречия
так или иначе решаются и не только на
государственном уровне, но и прежде всего
на уровне самих фирм и через рыночную
конкуренцию.
Экономическая интеграция есть
результат углубления процессов
интернационализации, доведение их до
уровня интеграции. Транснациональные
корпорации и современная технологическая
революция в громадной степени усиливают
действие переплетающихся факторов
хозяйственной жизни во всем мире. Главный
участник интеграционного процесса как
следствие интернационализации экономики
мира крупный частный капитал развитых
стран мира. В настоящее время этот процесс
отчетливо прослеживается в трех крупных
регионах в Западной Европе, Северной
Америке и в районе Тихоокеанского бассейна
(Япония -Австралия; США-Канада -Мексика;
страны АСЕАН).
С одной стороны, происходит
нарастание глобального процесса интер-национализации
хозяйственной жизни, а с другой
экономическое сближение стран на
региональной основе приобретает форму
экономической интеграции. Региональная
интеграция, вырастающая на базе
интернационализации производства и
капитала, в то же время выражает
определенную дивергенцию в системе
мирового рынка, то есть паралелльную
тенденцию, развивающуюся рядом с более
глобальной. Она представляет собой если не
отрицание глобального характера мирового
рынка, тем не менее, в определенной мере
попытку замкнуть его в рамках группы
развитых государств-лидеров. Речь идет о
качественном сдвиге, обусловленном, с одной
стороны, растущими экономическими
потребностями к хозяйственному сближению
разных стран, с другой всеохватывающим
характером углубления противоречий в
рамках мировой системы. Выход из этих
противоречий, как и задачи, диктуемые
ускорением интернационализации
национальных хозяйственных комплексов,
современное рыночное хозяйство стремится
решить через посредство региональной
экономической интеграции. В рамках
регионального комплекса
интернационализируются и интегрируются
уже не только первая и третья фазы
кругооборота общественного капитала
участвующих в интеграции стран,
протекающие в сфере обращения, но его
вторая центральная фаза, то есть само
производство, сам технологический процесс
создания товара. В результате происходит
"переплетение кругооборота совокупных
национальных капиталов в целом. Здесь и
пролегает основной рубеж, отделяющий
интеграцию от доинтеграционных форм
интернационализации хозяйственной жизни"
. Но в то же время и само понятие "интеграция"
как экономическая категория все еще имеет
довольно абстрактный характер, поскольку
нигде в мире не произошел процесс полной
интеграции, завершившийся объединением.
Поэтому интеграция это процесс объединения,
но еще не само объединение.
ЕЭС-ЕС. Западноевропейский,
наиболее "классический" вариант
региональной экономической интеграции,
представляет собой Европейское
экономическое сообщество (ЕЭС) "Общий
рынок", с 1992 года Европейский Союз (ЕС).
Созданию ЕЭС в 1957 г. предшествовало
образование Европейского объединения угля
и стали (ЕОУС) международной
государственной организации, объединяющей
каменноугольную, железорудную и
металлургическую промышленности Франции,
Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и
"Евратом", организацию, объединившую
усилия группы стран для разработки и
использования в мирных целях атомную
энергию. В марте 1957 г. эти страны ("шестерка")
подписали Римский договор, вступивший в
силу в 1958 г., о создании Европейского
экономического сообщества (ЕЭС). Цель ЕЭС
постепенное устранение всех ограничений в
торговле между странами-участницами,
установление общего таможенного тарифа в
торговле с третьими странами, ликвидация
ограничений для свободного передвижения
людей, капиталов и услуг, разработка и
проведение общей политики в области
транспорта, сельского хозяйства, создание
валютного союза, унификация налоговой
системы, сближение законодательства,
разработка принципов согласованной
экономической политики. В целях
претворения в жизнь этих установок была
создана сложная и разветвленная
организация, институциональная структура
Совет министров ЕЭС,
Комиссия европейских сообществ (КЕС),
Европейский совет, каждый из которых, в свою
очередь, сформировал многочисленные
организации и учреждения. Были созданы
также Европейский суд и Европейский
парламенте целью обеспечить постепенный
переход к политической интеграции.
Особенностью западноевропейской
интеграции является ее
институционализация она осуществляется в
условиях пионерной роли государств,
правительств,создающих влиятельные
международно-государственные институции с
исполнительно-координационными функциями.
Таким образом, интеграционный процесс
подталкивается согласованной политикой
его участников.
На первом этапе "европейского
строительства" был создан Таможенный
союз, предполагающий ликвидацию торговых
ограничений во взаимной торговле
странучастниц ЕЭС; был установлен единый
таможенный тариф по отношению к третьим
странам; достигнута свобода передвижения
инвестиций, кредитов, денежных переводов,
обеспечена свободная миграция рабочей силы;
разработан целый комплекс программ
экономической политики; предприняты шаги
по унификации налогового обложения.
Все это обеспечило ускорение
промышленный интеграции. В дополнение к
этому предпринимались неоднократные
попытки к ускорению аграрной интеграции в
форме установления коллективного
протекционизма через деятельность
сельскохозяйственного фонда и
установление компенсационных сборов.
Создана европейская валютнаяясистема (ЕВС).
Все эти меры вели к углублению
экономической интеграции и одновременно к
расширению ее зон интеграции путем
вовлечения в ЕЭС все новых стран. После
вступления в ЕЭС Испании и Португалии "Общий
рынок" насчитывает уже 12 членов.
Соглашения об ассоциации с
сообществом заключили Австрия, Швейцария,
Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция,
Турция. Создана система "особых
отношений" ЕЭС с более чем 60
развивающимися странами Африки, Карибского
бассейна и Тихого океана (страны АКТ).
Мастрихтские соглашения 1992 г. означают
каччственно новый этап в развитии
западноевропейской интеграции, поскольку
ставятся задачи сближения стран на
микроуровне, ликвидации множества
налоговых, таможенных и иных барьеров,
продолжающих играть сдерживающую роль в
углублении интеграции. Еще раз проявилась
активная регулирующая роль
западноевропейских государств.
Маастрихтские соглашения. Маастрихтские
соглашения, заключенные в 1992 году в
результате длительного экономического, а
затем и политического сближения
западноевропейских стран, свидетельствуют
о завершении третьего этапа эволюции ЕЭС.
Приблизительная периодизация этого
процесса такова: 1969-1971 гг., 1971-1986 гг., 1986-1992 гг.
|