© 1998 С. ТОЛКАЧЕВ
Промышленные стратегии
консолидации оборонных компаний США и
Западной Европы
Волна слияний и поглощений в
военной промышленности стран Запада,
развернувшаяся в начале 90-х годов, пока
далека от завершения. Мощный потенциал
консолидации заключен в изменении
геополитических и геоэкономических реалий,
развертывании очередного этапа военно-технической
революции и корректировке
государственного регулирования
оборонного сектора экономики. Нынешний
этап от предшествующих волн слияний-поглощений
и структурных перестроек оборонной
промышленности Запада отличает разнообразие
причин.
ЭТАПЫ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ
КОНСОЛИДАЦИИ
Если в 50-е и 70-е годы консолидация
была обусловлена прежде всего очередным
спидом оборонного финансирования после
завершения Корейской и Вьетнамской войн
при сохранении геоэкономической
структуры мирового хозяйства и военно-технической
парадигмы, то в 90-е годы сокращение военных
бюджетов послужило лишь начальным
импульсом на пути по-настоящему глобальной
перестройки оборонных индустрий развитых
стран мира. Подтверждением этому служит тот
факт, что несмотря на увеличение оборонного
бюджета США с 1996 г. процесс укрепления в
военной промышленности только набирает
силу, и крупнейшие слияния еще впереди.
Таким образом, кроме чисто бюджетных причин,
другими факторами долгосрочной
консолидации оборонной промышленности
Запада являются:
а) разрушение биполярной
геоэкономической структуры мирового
хозяйства: передел рынков сбыта военной
продукции и двойных технологий:
возможности пересмотра сети
субпоставщиков для фирм - конечных
производителей систем оружия с целью
снижения затрат и удешевления всей
технологической цепочки; возможности для
организации новых кооперационных проектов
в бывшей советской зоне влияния, и пр.;
б) долговременная стратегия
объединения Европы; унификация
европейского рынка вооружений: резкое
увеличение трансъевропейских
кооперационных проектов; постепенный
отход правительств от традиционной
стратегии поддержки ведущих национальных
компаний оборонной промышленности и пр.;
в) быстрый экономический рост в
Юго-Восточной Азии. Новые индустриальные
страны этого региона, а также сбавившая
темпы роста Япония воспроизводят на
оборонных отраслях стратегию роста, ранее
применявшуюся в отношении легкой,
текстильной, судостроительной,
электронной промышленности: привлекая
иностранный капитал в собственные
младенческие оборонные отрасли (за счет
офсетных сделок, совместных предприятий,
вхождения в транснациональную
технологическую цепочку субподрядчиков),
они стимулируют чрезвычайно быструю
капитализацию оборонных отраслей.
Национальные оборонные отрасли этих стран
уже сейчас способны производить целый ряд
импортозамещающей военной продукции,
конкурировать с западными фирмами на
рынках менее развитых стран Азии;
г) развертывание нового этапа
научно-технической революции - массовая
информатизация систем вооружений,
объединение разрозненных видов вооружений
в единую сеть управляемых комплексов
систем оружия. (Например, некоторые
новейшие системы управления предполагают
координацию действий штурмовой авиации,
защитно-ракетных комплексов и атакующих
солдат-пехотинцев - каждый солдат знает, что
делает в данный момент летчик-штурмовик, и
координирует свои действия с ним и со
штабом управления операцией).
Все вышеперечисленные факты
носят долгосрочный глобальный характер, не
подвержены колебаниям политической и
экономической конъюнктуры. Оборонная
промышленность развитых стран Запада,
столкнувшись с новыми задачами, отвечает на
вызов времени консолидацией (укрупнением
научно-промышленного потенциала) и
интенсификацией международных связей.
Необходимо отметить некоторые
принципиальные отличия этих процессов в
США и Западной Европе. При всей схожести
основных детерминант консолидации
реальные потребности перестройки оборонно-промышленных
баз различаются в силу конкретных
социальных, политических и культурных
особенностей данных регионов.
Во-первых, если американские
оборонные компании вступили на путь
слияний и поглощений в целях улучшения
финансовых показателей (курс акций, чистая
прибыль, доходы акционеров), оздоровления
финансов и привлечения новых инвестиций, то
есть чисто рыночные факторы управляют
консолидационным процессом, то европейские
компании не и состоянии преследовать цели
рыночной эффективности, так как их
деятельность в качестве крупнейших
акционеров контролируют государственные
органы, и вынуждены отдавать предпочтение
социальным задачам консолидации (прежде
всего, сохранение занятости), чисто
экономическим целям. Американская модель
консолидации построена на извлечении
эффекта синергизма и сокращении
дублирующих производственных мощностей
сливающихся фирм с последующим
высвобождением труда, капитала и ресурсов,
ростом курсовой стоимости акций,
капитализации компании, что дает
возможность покрыть все издержки сделки
("оправдать стоимость покупки") и
мобилизовать капитал для инвестиций в
новые проекты. Это выгодно и американскому
правительству, поскольку помимо повышения
международной конкурентоспособности
оборонных компаний позволяет снижать
стоимость оборонных заказов, то есть
экономить средства бюджета.
Западноевропейские
правительства вынуждены постоянно
балансировать свои интересы как заказчика
продукции (цена и качество) и собственника-работодателя
(национальная занятость). Проблемы
занятости доминируют над другими целями,
дамокловым мечом нависая над эффективной
консолидацией: многие сделки по слияниям
европейских компаний сохраняют
избыточные производственные единицы в
составе объединенных фирм. Например,
слияние подразделений по производству
спутников французской Aerospatiale и немецкой DASA
или объединение французской и германской
фирм в совместном предприятии Eurocopler -
образцы социально-политически
ангажированных проектов, поскольку они не
сопровождаются закрытием высвобождаемых
производственных линий в обеих странах.
Второе важное отличие состоит в
том, что европейская модель консолидации
является составной частью продолжающегося
процесса политической интеграции.
Объединение европейских компаний более
символизирует объединение самой Европы,
нежели стремление рационализировать
военную промышленность. Любые подобные
сделки, включая трансатлантические,
оцениваются правительствами сквозь призму
создания надъевропейских структур
безопасности. Официальные политические
лица Европы заявляют о необходимости
создания "реально сбалансированных
отношений с конкурентами по ту сторону
Атлантики"'. Иными словами, процесс
формирования независимой от США
западноевропейской военной промышленности
вступил в окончательную фазу. Видимо, ради
создания теперь уже европейских "транснациональных
чемпионов", способных конкурировать с
американскими суперкомпаниями типа
Lockheed-Martin и Boeing, европейские правительства
готовы жертвовать интересами
экономической эффективности консолидации.
Но эти интересы полностью не отвергаются,
напротив, европейская интеграция оборонной
промышленности позволяет реализовать их в
большей степени, что подтверждают
серьезные планы французского
правительства приватизировать в ближайшие
годы государственные компании Aerospatiale и
Tompson-CSF.
Рассмотрим теперь более подробно
региональные особенности консолидации
военной промышленности развитых стран
Запада и их участие в международных военно-промышленных
проектах, имея в виду, что эти два процесса
взаимообусловлены. С одной стороны,
консолидация усиливает позиции фирмы на
мировой арене, с другой - именно стремление
компании проникнуть на новые зарубежные
рынки толкает ее к реструктуризации своих
активов, распродаже непрофильных и
приобретению таких подразделений, которые
вписываются в ее новую интернациональную
стратегию,
США: КОНСОЛИДАЦИЯ НАБИРАЕТ ТЕМПЫ
По чисто количественным
показателям темпы роста сделок слияний и
поглощений в военной промышленности
возрастают практически ежегодно на всем
протяжении 90-х годов.
Данные по аэрокосмическим
отраслям оборонной промышленности
наиболее показательны, поскольку именно
они дают львиную долю всего национального
оборонного производства, и кроме того,
обладают наибольшими избыточными
мощностями. Данные за первые два месяца 1996 г.
однозначно указывали на то, что рекорд 1995 г.
будет превзойден: лишь одна сделка,
состоявшаяся в августе 1996 г. добавила 3 млрд.
долл. к итогу. Речь идет о покупке компанией
Boeing ключевых оборонных подразделений
другого авиакосмического подрядчика, Rockwell
International. Boeing приобретает 8 крупнейших
подразделений Rockwell в результате чего
входит в первую пятерку мировых оборонно-космических
производителей с ежегодными доходами в 8,3
млрд. долл. от этой деятельности, или 25% от
всех ожидаемых доходов фирмы в 1997 г.
ВАЛОВАЯ СТОИМОСТЬ СДЕЛОК ПО
СЛИЯНИЯМ И ПОГЛОЩЕНИЯМ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ США
Валовая стоимость сделок (млрд.
долл.)
1989 - 3,6
1990 - 2,6
1991 - 1,0
1992 - 1.7
1993 - 5,9
1994 - 8.5
1995 - 16,1
1996 - 13,1
Источник: Aviation Week and Space Technology, July
22, 1996. p. 30.
Финансирование сделки
осуществляется аналогично другим подобным
поглощениям. Boeing принимает на себя долг
поглощаемых подразделений в размере 2,165
млрд. долл., и выпускает дополнительные
акции в размере 860 млн. долл. в качестве
оплаты. Таким образом, фирма-поглотитель
сохраняет свободную наличность в размере 5,6
млрд. долл. для возможных дальнейших
приобретений. В то же время задолженность
компании возрастает незначительно -
показатель отношения долга к активам
увеличивается до сравнительно низкого
уровня 26%.
Все поглощаемые подразделения
выделяются в отдельную дочернюю фирму Boeing
North American с 100-процентным владением
материнской компании. К 30 тыс. человек,
занятых в оборонно-космическом бизнесе, Boeing
добавляет еще 21 тыс. Приобретение позволяет
усилить позиции авиагиганта, прежде всего,
в космическом бизнесе. Как известно, Rockwell -лидер
в производстве спутников связи, партнер в
совместном предприятии Sea Launch, где
разрабатывается проект запуска
ракетоносителей Зенит (Украина) с платформ
морского базирования, а также выступает
крупнейшим подрядчиком НАСА в ряде
проектов на стадии завершения исследований.
Военный бизнес Rockwell также обещает немалые
доходы в будущем. Здесь Boeing рассчитывает на
техническое совершенствование своих
проектов за счет приобретения научно-технического
потенциала подразделений Rockwell. Приобретаемые
активы позволяют усовершенствовать
технологию по программе универсального
истребителя JSF. Ракетное подразделение Rockwell
принесет покупателю критические
технологии систем управления ряда ракетных
систем, включая межконтинентальные баллистические
ракеты (1СВМ).
Если Boeing за счет покупки
стремится диверсифицировать свою
деятельность, в том числе расширить свое
участие в международных проектах, то Rockwell
для достижения той же цели -
интернационализации производства,
глобализации научно-технических связей -наоборот,
выбрал усиление специализации и продажу
непрофильных активов. "Новый" Rockwell
становится преимущественно производителем
авионики и средств связи с ежегодным
оборотом 1,4 млрд. долл. Военная часть
бизнеса включает системы управления
полетом, ультрачастотные радиоприемники,
системы спутникового глобального определения
местоположения. Все эти сегменты
оборонного рынка рассматриваются как один
из самых перспективных в ближайшем будущем,
поэтому компания сохранила их за собой.
Однако самый быстрорастущий бизнес Rockwell -
это полупроводники. В настоящее время
модемные устройства производства этой
фирмы используются на 65% персональных компьютеров
и в 80% факс-устройств, используемых в мире.
Rockwell намерен разрабатывать новые
технологии и продукты на этом рынке.
Улучшение финансовых позиций фирмы (избавление
от задолженности в 2,1 млрд. долл.) будет
способствовать инвестициям в новые
технологии.
Среди субъективных факторов
беспрецедентной волны консолидации
специалисты указывают на сильную
поддержку этого процесса со стороны
государственных ведомств (министерств
обороны и торговли, антимонопольного
комитета и др.). Нарушение либеральных
принципов свободного рынка,
попустительство явным нарушениям
антимонопольного законодательства
прослеживаются во всех крупных сделках:
Northrop-Grumman, Lockheed-Martin и др. Однако самым
действенным стимулом консолидации со
стороны центральных властей стало
разрешение подрядчикам описывать издержки
но консолидации производственных
мощностей, то сеть включать их в
себестоимость продукции по контрактам,
оплачиваемым Пентагоном. В августе 1994 г. по
предложению Дж. Дейча, тогдашнего
заместителя министра обороны по закупкам,
подрядчикам разрешалось списывать такие
виды "издержек реструктуризации", как
переобучение персонала, перемещение
оборудования, выплата выходных пособий
уволенным и др. По планам Пентагона
компании не должны включать в такие
издержки собственно расходы на
приобретение активов. За эти два года
многие компании решались на сделки по
слияниям и поглощениям, уже рассчитывая на
то, что смогут возместить расходы по
свертыванию избыточных активов за счет
правительства. В этом заключается причина
резкого роста суммарной стоимости сделок в
1995-1996 гг. (см. таблицу). Поэтому попытка
некоторых конгрессменов и сенаторов летом
1996 г. отменить либо сократить данную льготу
подрядчиков в 1997 фин. г. встретила резкий
отпор военно-промышленного лобби. Сенатор
Том Харкин задается вопросом: "Почему
военные подрядчики нуждаются в поддержке
Пентагона? Военная промышленность весьма
прибыльна и более чем способна
самостоятельно оплачивать расходы по
слияниям". Однако представители бизнеса
отмечают, что отказ от политики возмещения
консолидационной перестройки приведет к
завышению контрактных цен и все равно
Пентагон вынужден будет оплачивать
реорганизацию оборонной индустрии, но
теперь уже в косвенной форме и в гораздо
больших размерах. Кроме того, эти издержки
могут быть переложены на субподрядчиков
по технологической цепочке данной фирмы -
конечного производителя. Видимо, следует
ожидать, что долговременные интересы
оборонной промышленности и государства не
будут принесены в жертву текущей бюджетной
экономии.
Итак. основные черты
американской стратегии консолидации
оборонной промышленности заключаются в
рациональном сжатии научно-промышленного
потенциала (при увеличении отрасли) и
агрессивной инвестиционной политике,
создающей основу дальнейшей глобализации
военного производства. Чрезвычайное
укрупнение военных компаний, выделение
ряда сверхконцентрированных
суперконцернов типа Lockheed-Martin и Boeing
усиливает зарубежную активность
американских фирм. По оценкам специалистов
к 2000 г. на внешнеэкономическую деятельность
будет приходиться свыше 25% общего объема
производства оборонной промышленности США
по сравнению с 15% в начале 90-х годов.
Естественно, эта активность не может не
волновать западноевропейских конкурентов.
ОТВЕТ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Среди факторов консолидации
западноевропейской военной промышленности
политическая интеграция Европы является
далеко не единственным. Традиционная
ориентация на создание "национальных
чемпионов" в оборонных отраслях
подтолкнула суперконцерны к естественной
экспансии на внешние, в том числе,
внеевропейские рынки. Создание к 1989 г.
германского авиакосмического гиганта DASA
путем поглощения фирмой Daimler-Benz других
крупных производителей - МВБ, Dormer, MTV, Telefunken -
сделало его к 1996 г. глобальной компанией,
поскольку, как выразился председатель
совета директоров М. Би-шофф, "мы продаем
свою продукцию повсюду в мире". По его
мнению, "аэрокосмическим компаниям
необходим доступ на расширяющиеся рынки,
чтобы сохранить конкурентоспособность...
продукция становится все более сложной, и
только крупные промышленные группы
способны развивать новые технологии и
сохранять необходимые ноу-хау". В то же
время стать "полностью глобальной"
любая аэрокосмическая фирма не в состоянии,
так как она зависит от внутреннего рынка
для развития базовых технологических
программ. Схожие мотивы глобализации
присущи и другим европейским оборонно-космическим
суперконцернам - английскому British Aerospace,
французскому Aerospatiale, итальянской Ale-nia.
испанской CASA и т. д.
Другая причина глобализации
производственной деятельности европейских
фирм - низкий обменный курс доллара
относительно евровалют и прежде всего
немецкой марки. Доллар занижен на 20-25%
относительно европейских валют, и это
создает дополнительные трудности
европейским компаниям в конкурентной
борьбе с американскими. Шеф DASA считает, что
если бы доллар стоил в 1995 г. не 1,3 DM, а свыше 1,6
DM, то его фирма автоматически стала
прибыльной. Но поскольку снизить курс марки
не удается, а соответствующее снижение
издержек производства на 20-25% обычными
методами не достигается, то компания
вынуждена интернационализировать
производство, переместить значительную
часть деятельности в долларовую зону. Речь
идет о переключении на закупку полуфабрикатов
из стран, чьи национальные валюты привязаны
к доллару или ориентированы на него. Кроме
того, DASA намерена переместить часть работ
финальной сборки и научно-исследовательскую
деятельность за пределы Германии. Бишофф не
исключает, что DASA приобретет некоторые
фирмы в США или странах Латинской Америки.
Все же несомненно ведущим
фактором консолидации европейских
оборонных компаний и глобализации их
научно-производственной деятельности
выступает политико-экономическая
интеграция Европы. В оборонной
промышленности, как ни в какой другой
отрасли, накоплен самый длительный опыт
сотрудничества национальных компаний.
Подавляющее большинство новых
исследовательских проектов, касающихся
всех этапов жизненного цикла оружия,
стартуют как совместные кооперативные
предприятия. К примеру, более 70% продаж
крупнейшая французская оборонно-космическая
фирма Aerospatiale получает через участие в
европейских или иных консорциумах и за счет
прямых партнерских отношений с другими
фирмами. Правительство Франции
намеревается увеличить долю национальных
оборонных ассигнований, предназначенных
для финансирования совместных проектов, с
15% в 1996 г. до 34% через 6 лет с целью иметь более
современную и не такую дорогостоящую
оборону.
Военные ведомства европейских
стран сделали резкий сдвиг в сторону
интеграции и в своей закупочной политике.
Речь идет о предпочтении, отдаваемом оружию
европейских производителей перед продукцией
американских оборонных компаний. Даже
Министерство обороны Великобритании -
ближайшего партнера США не только в военно-политическом,
но и в оборонно-промышленном союзе - в ходе
долгосрочной программы перевооружения
национальных вооруженных сил 75% от всех
ассигнований (3,5 млрд. ф. ст.) выделило
английским компаниям, работающим в тесных
кооперационных связях с другими европейским
фирмами. Крупнейший контракт (936 млн. долл.)
на поставку партии крылатых ракет достался
British Aerospace и французской Maira, а не
американскому конкуренту McDonneU-Douglas. Кроме
того, остальные 25% обусловлены выделением
крупных субподрядов английским фирмам.
Нужно полагать, что решение
британского правительства отойти от
принципа покупать вооружения подешевле у
США в ущерб развитию европейской оборонной
индустрии проложило ему путь в недавно
созданное Европейское агентство
вооружений (ЕАВ). Это учреждение с
официальным названием "Совместная
организация по сотрудничеству в области
вооружений" была вначале создана в
рамках франко-германского партнерства в
соответствии с Маастрихтским соглашением
осенью 1995 г. В ноябре 1996 г. к нему
присоединились Италия и Великобритания. В
будущем ожидается вступление Бельгии,
Нидерландов, Испании и других государств.
Проект производства крылатых ракет Matra-British
Aerospace - один из многих, реализуемых в рамках
этого агентства, обладающего полной
автономией в осуществлении своих программ.
Европейский комиссар по вопросам
промышленности Мартин Бангеман,
обосновывая необходимость
трансъевропейской оборонно-промышленной
интеграции, указывал, что иначе военная
индустрия через пять лет может оказаться
под контролем американцев. Действительно,
если в США к 1996 г. осталась лишь одна фирма
General Dynamics, выпускающая одну модель боевого
танка, то в Европе производится три модели и,
кроме того, насчитываются 23 производителя
боевых машин. Новый франко-англо-немецкий
проект выпуска единого европейского
сухопутного военно-транспортного средства
XXI века стоимостью 4,6 млрд. долл. - еще один
проект ЕАВ. В целом трансъевропейская
консолидация позволит добиться ежегодной
экономии 6-14 млрд. долл., что демпфирует
предстоящее 30-процентное (600 тыс. человек)
сокращение рабочих мест в оборонной
индустрии.
Объединительные тенденции,
инициированные на политическом
государственном уровне, подталкивают
европейские компании к тесной интеграции в
рамках совместных предприятий)
консорциумов и даже к слиянию крупнейших
подразделений. Последний процесс наиболее
емко выражает суть глобализации
европейской оборонной промышленности; его
последствия выходят за пределы
европейского континента. Фактически
европейские фирмы формируют крупные
отраслевые подразделения (в форме
совместных дочерних компаний), для которых
границы европейского континента
изначально малы. Помимо известных
европейских консорциумов Burofighter и Eurocopter по
выпуску новых моделей истребителей и
вертолетов, в последние 2-3 года создаются
более интегрированные предприятия, нежели
просто "джойнт венчурс". Объединение
ракетных подразделений Matra и ВА дало жизнь
новой компании Matra British Aerospace Dynamics с оборотом
1 млрд. ф. ст., крупнейшей в Европе по
производству управляемых боеприпасов.
Кроме того, входящая в финансово-промышленную
группу Lagardere, Matra покупает группу военной
электроники приватизируемой Tompson-CSF. Новый
гигант становится фирмой мирового класса,
сопоставимой с американской Hughes Electronics,
лидером военно-электронной отрасли.
Крупные отраслевые компании
создаются в рамках франко-германской
оборонно-промышленной интеграции. "Национальные
чемпионы" этих стран - Aerospatiale и DASA.
Объединение ракетных подразделений
воплощается в холдинговую компанию Euromissile
Systems (EMSYS), а слияние спутниковых
подразделений создает European Satellite Industries (ESI),
которая будет владеть двумя дочерними
компаниями - ESI-France и ESI Deutschland. Оборот EMSYS
составит 1,78 млрд. долл., численность занятых
6500 человек. ESI соответственно - 1,08 млрд.
долл. и 2600 занятых. Однако эти слияния,
намеченные еще три года назад, пока еще не
осуществлены окончательно. Среди многих
сложностей - разный институциональный
статус компаний. Aerospatiale - это французская
государственная компания, а DASA - часть
частной промышленной группы Daimler-Benz.
Если тенденция к образованию
трансъевропейских отраслевых промышленных
групп сохранится, то на повестке дня
окажется следующий шаг - диверсификация их
промышленного потенциала за счет слияния
технологически сопряженных производств.
Иными словами, реализация эффекта
синергизма за счет объединения технологий
различных компаний, как это происходит в
настоящее время в США. Полномасштабное
слияние двух французских крупнейших
компаний, Aerospatiale и Dassault Aviation, завершаемое в
начале 1997 г., - первый шаг на пути к пробной
"синергической консолидации"
европейской оборонной индустрии.
Соглашение о слиянии дает рождение
крупнейшей в Европе и четвертой в мире
аэрокосмической компании. Группа
Aerospatial-Dassault становится сразу за американскими
суперконцернами Lockheed-Maitin-Loral, Boeing-Rockwell,
McDonneD-Douglas. Ее оборот составит 12 млрд. долл.,
численность занятых - 48-50 тыс. человек.
Специалисты полагают, что данная сделка -
самый первый шаг на пути к настоящей
европейской консолидации. Принимая во
внимание тот факт, что совокупный объем
продаж трех европейских авиакосмических
национальных чемпионов Aerospatial-Dassault, ВА. DASA
составляет 30 млрд. долл., на уровне
американских лидеров этой индустрии,
эксперты намекают на их возможный альянс
ради противодействия заокеанской
экспансии.
Для успешного осуществления
слияния как Dassault, так и Aerospatiale провели широкомасштабную
внутрифирменную перестройку и финансовую
санацию в последние несколько лет. Aerospatiak
снизил задолженность с 3,3 млрд. долл. в
декабре 1992 г. до 720 млн. долл. к июню 1996 г. Для
этого фирме пришлось сократить 8400 рабочих
мест и инвестировать 840 млн. долл. в
реструктуризацию производства. В 1995 г.
операционная прибыль компании составила 128
млн. долл. Два подразделения группы
принесли убытки (военный Eurocopter и
гражданский Aero International Regional, оба -
совместные предприятия), два других
прибыли (Airbus Industries и отделение оборонных,
космических и ракетных систем). Что
касается Dassault, то эта фирма еще в начале 90-х
годов провела оздоровительные процедуры
продажи лишних непрофильных подразделений,
сконцентрировалась на самых успешных
экспортных проектах - истребители Rafale и
Mirage-2000, - и подошла к слиянию с отменными
финансовыми результатами. Соединение
электронного и ракетного потенциала Aerospatiale
с отлаженной авиатехнологией Dassaull обещает
усилить конкурентные преимущества двух
французских экспортных истребителей.
Наряду с планами слияние, Aerospatiale
продолжает внутрифирменную
реструктуризацию, выделяя три "бизнес-центра"
- авиастроительный, вертолетостроительный
и оборонно-космических ракетных систем.
Цель очередной консолидации - "создать
более эффективную организацию на принципе
мультиплицирования технологии и
производственных связей среди широкого
круга военных и гражданских программ".
Кроме того, в долгосрочной перспективе
намечена приватизация Aerospatiale ради успешной
интеграции компании с другими оборонными
группами.
Другая, менее интегративная
форма военно-технического сотрудничества
западноевропейских компаний - это
традиционное уже формирование СП,
консорциумов, "джойнт венчурс" -
компаний для реализации временных проектов,
основанных, как правило, на модернизации
базовых технологий и оборонных систем для
конкретного отраслевого регионального
применения. В 90-е годы в мире сформировался
гигантский рынок усовершенствования (upgrades)
вооружения и военной техники, на котором
конкуренция развертывается уже не только
между европейскими и американскими, но и
компаниями ведущих развивающихся стран и
НИС. Ради захвата позиций на этом рынке
ведущие оборонные компании осуществляют
широкомасштабную политику формирования
интернациональных команд ("teaming"),
диверсифицируя свое производство в
сотрудничестве с другими фирмами. Каждый
такой совместный проект не является
ключевым, базовым или критическим для
развития технологического потенциала
фирмы) поэтому она вкладывает в него
незначительную часть ресурсов. Тем не менее,
любой из таких проектов сулит весомые
финансовые выгоды. Кроме того, их успешная
финансовая и технологическая реализация
позволяет аккумулировать ресурсы для
совершенствования базовых военных
технологий фирмы, создавать системы нового
поколения.
Среди множества примеров весьма
показателен образец сотрудничества British
Aerospace и шведской фирмы Saab по совместному
продвижению шведского истребителя JAS Grippen
на внешние рынки, а также итальянской Alenia с
Lockheed-Martin по созданию нового военно-транспортного
самолета на базе существующего
итальянского G-222. Интересно то, что как шведская, так и
итальянская фирма вряд ли планирует в
дальнейшем самостоятельную разработку и
производство новых поколений указанной
авиатехники. Grippen - наверняка последняя
реализованная попытка создать истребитель
четвертого поколения, конкурирующий с
американским F-16, французским Mirage-2000,
российским МИГ-29, европейским Eurofighter.
Ни финансового, ни
технологического потенциала не хватит
Швеции, чтобы создать истребитель пятого
поколения, аналогичный проектируемому в
США JSF и изготовленному F-22. Поэтому SAAB
сконцентрировала свою деловую стратегию на
извлечении максимальной выгоды от
созданной технологической базы, стремясь
отвоевать часть экспортных рынков у
американского F-16 за счет более низкой
стоимости своего истребителя. В планах
альянса BA-SAAB изготовить экспортную версию
Grippen, оснащенную усовершенствованной
авионикой и адаптированную к современным
ракетным системам, к 2000 г. Планируется
реализация истребителя в Польше, Чехии.
Экспортный пакет предложений, включающий
офсетные сделки и договор о разделении
производства, уже обсуждается с Польшей.
Итак, оборонно-промышленная
интеграция в Западной Европе сделала в
середине 90-х годов резкие отчетливые шаги
вперед. Основной фактор и движущая сила
интеграции -это устойчивое сокращение
бюджета военных закупок и консолидация
национальных оборонных индустрий, В этом
свете аналитические выводы российских
ученых о неготовности Западной Европы к
формированию единой оборонно-промышленной
базы, сделанные в начале 90-х годов, надо
признать уже не адекватными современным
реалиям. Д.А. Данилов, подготовивший к 1991 г.
серьезный аналитический доклад на эту тему,
отмечая тенденцию к формированию единого
военно-промышленного комплекса Западной
Европы, в то же время отмечал, что "подобный
комплекс еще не сложился, прежде всего, в
силу недостаточной зрелости его отдельных
элементов (военной промышленности ряда
стран) и неравномерности региональных
военно-экономических связей как в
отраслевом, так и в географическом
отношении".
К концу 1996 г. Западная Европа
вплотную подошла к решению вопроса
образования единой оборонно-промышленной
базы. Как научно-технический потенциал, так
и организационно-экономические связи
западноевропейских предприятий догоняют
уровень американских конкурентов, так что
в XXI в. в глобальной мировой военной
промышленности будет два равноправных
соперника.
|