Дисплей (монитор) - основное
устройство для отображения информации,
выводимой во время работы программ на ПЭВМ.
Дисплеи могут существенно различаться; от
их характеристик зависят возможности машин
и используемого программного обеспечения.
Различают дисплеи, пригодные для вывода
лишь алфавитно-цифровой информации, и
графические дисплеи. Другой важный признак
- возможность поддержки цветного или только
монохромного изображения. Важными
техническими параметрами являются
текстовой формат и разрешающая способность
изображения. Текстовой формат (в текстовом
режиме) характеризуется числом символов в
строке и числом текстовых строк на экране. В
графическом режиме разрешающая
способность задается числом точек по
горизонтали и числом точечных строк по
вертикали. Другой характерный параметр -
количество поддерживаемых уровней яркости
в монохромном режиме и соответственно
количество цветов при цветном изображении.
Не менее важным параметром является и
размер экрана: он определяет различимость
изображения в целом и четкость его
отдельных элементов, в том числе букв и цифр.
Указанные параметры зависят как
от конструкции экрана, так и от схемы
управления, сосредоточенной в системном
блоке. В настоящее время в большинстве
случаев применяется схема формирования
изображения на основе растровой памяти (bit
mapping). Каждый элемент изображения - одна
точка на экране дисплея - формируется из
фрагмента растровой памяти, состоящего из 1,
2 или 4 бит. Информация, записанная в указанных
битах, управляет яркостью (или цветом) точки
на экране, а также ее миганием и другими
возможными атрибутами.
Объем растровой памяти прямо
связан с разрешающей способностью дисплея.
Дисплею, к примеру, с двумя уровнями яркости
и разрешающей способностью 640х200 точек
требуется 26 Кбайт растровой памяти. Если же
при этом необходимо управлять 16 цветами для
каждой точки, требуемый объем растровой
памяти составит не менее 64 Кбайт; а при
двуцветном экране с разрешающей
способностью 1024х1024 потребуется уже 132 Кбайт
растровой памяти. При таком методе
управления изображением знаки выводятся на
экран при помощи специальных
знакогенераторов - особых электронных схем,
управляемых точечными матрицами, на
которых формируется изображение каждого
символа.
Большинство профессиональных
ПЭВМ использует дисплеи, основанные на
монохромных или цветных ЭЛТ.
Дисплей подключается к
системному блоку с помощью контроллера,
чаще всего выполненного в виде отдельной
платы (адаптера), вставляемой в системный
блок. Адаптер обычно содержит растровую
память и схему управления. Кроме того, на
нем размещается микросхема ПЗУ, в которой
записываются образы знаковых матриц,
выводимых на экран. Сменив эту микросхему,
можно тем самым изменить знакогенератор,
Контроллер согласуется с типом дисплея, для
которого он предназначен. Наиболее часто в
IBM-совместимых ПЭВМ используются мониторы
типа VGA или SVGA, а в более ранних моделях - CGA,
EGA, Hercules.
В профессиональных ПЭВМ широко
применяются цветные мониторы с очень
высоким разрешением (1024х1024 и 2048х2048 точек) и
возможностью получения изображений из 4096
базовых цветов, что обеспечивает до 16 млн.
оттенков.
Пользователи ПЭВМ проводят в
непосредственной близости от работающих
дисплеев многие часы подряд. В связи с этим
фирмы -производители дисплеев усилили
внимание к оснащению экранов дисплеев
специальными средствами защиты от всех
видов воздействий, которые негативно
сказываются на здоровье пользователя. Так,
фирма Samsung выпускает дисплеи "Low Radiation"
с нанесенным на экран специальным покрытием,
снижающим уровень жесткого излучения.
|