"Война и мир" (1869) - первый
роман Л.Н.Толстого. Ему предшествовали
произведения 50 -начала 60-х годов:
автобиографическая трилогия "Детство",
"Отрочество", "Юность", цикл "Севастопольские
рассказы", повесть "Казаки" и др.
Действие романа "Война и мир"
начинается в 1805 г. и завершается в 1813'г.,
действие же эпилога отнесено к 1820г.
"Война и мир" - произведение
подлинно новаторское. Если в романах
современников Толстого - Гончарова и
Тургенева - всегда на первом плане стояла
тщательно выписанная фигура главного героя,
то в "Войне и мире" ведущие персонажи -
Пьер, Андрей, Наташа, Николай - в известном
смысле равнозначны: они осуществляят
сюжетное движение романа, к ним тянугся все
нити повествования. В русских романах
обычно был минимум действующих лиц, в "Войне
и мире" их свыше 550.Без такого количества
героев было невозможно решить ту задачу,
которую сам Толстой сформулировал
следующим образом: "Захватить все", т.е.
дать широкую панораму русской жизни первых
двух десятилетий XIX в.
В романе обилие глав и частей,
большинство из которых имеют сюжетную
законченность. Короткие главы и множество
частей позволяют Толстому перемещать
повествование во времени и пространстве и
благодаря этому уместить в одном романе
сотни эпизодов.
Если в романах других русских
писателей большую роль в композиции
образов играли экскурсы в прошлое, своеобразные
предыстории персонажей, то толстовские
герои всегда предстают в настоящем времени.
История их жизни дается при этом вне какой -либо
временной законченности. Повествование в
эпилоге обрывается на завязке ряда новых
конфликтов. Пьер Безухов - участник тайного
общества, а Николай Ростов - его
политический антагонист. С эпилога мог бы
начаться новый роман об этих героях.
"Война и мир" - роман
исторический, все герои которого, подлинные
и вымышленные, - участники крупнейших
исторических событий. История., писал
Толстой в чернови - ках романа, - "это
история всех, без одного исключения всех
людей, принимающих участие в событии".
Поэтому у Толстого единые художес'1 венные
принципы изображения человека в романс -
будьте вымышленные персонажи (Андрей, Пьер,
Николай, Наташа) или же исторические (Кутузов,
Наполеон, Александр 1, Сперанский). Сложна
жанровая структура толстовской книги. Сам
Толстой отказывался от какого-то
конкретного определения, говоря, что "это
не роман, еще менее поэма, еще менее
историческая хроника". Тургенев же писал,
что "Война и мир" включает в себя "вместе
эпопею, исторический роман и очерк нравов".
В "Войне и мире" есть
романное содержание: рассказ о лучших
представителях дворянской интеллигенции. И
в то же время в книге ярко выражено
эпическое начало - дана история народа в
переломный момент развития России. "Я
старался писать историю народа", -
признавался Толстой. Соотнесенность этих
двух начал - романического (герой) и
эпического (народ) -дает основание
современным исследователям определять
жанр "Войны и мира" как романа-эпопеи.
Заглавие романа удивительно
образно и широко передает его смысл. "Мир"
- это не только мирная жизнь без войны, но и
та общность, то единение, к которому всегда
должны стремиться люди."Война" ;- не
только кровопролитные битвы и сражения, но
и разъединение людей, их вражда. Из названия
романа вытекает и его основная идея,
которую удачно определил А.В.Луначарский:
"Правда заключается в братстве людей,
люди не должны бороться друг с другом. И все
действующие лица показывают, как человек
подходит или отходит от этой правды".
Заложенная в названии антитеза
определяет группировку образов в романе.
Одни герои (Волконские, Ростовы, Безухов,
Кутузов) -это люди "мира", ненавидящие
нс только войну в ее прямом смысле, но и ту
ложь, лицемерие, эгоизм, которые
разъединяютлюдей. Их отношение к войне
выражено словами Андрея Волконского перед
Бородинским сражением: "Война не
любезность, а самое гадкое дело в жизни".
В то же время война -"страшная
необходимость", когда речь идет о защите
отечества. И нс случайно любимые
толстовские герои способны на искреннее и
глубокое патриотическое чувство.
Достаточно вспомнить патриотический порыв
На - таши Ростовой, испытания, выпавшие
наделю Пьера Безу- хова, подвиг Пети Ростова
и т.д. Подлинным носителем идеи объединения
в романе оказывается Кутузов, у которого
одна цель с народом - "очистить свою землю
от нашествия". Кутузов выступает в романе
как "представитель народной войны",
войны справедливой, сплотившей нацию в
борьбе с французским нашествием. Когда же
кончилась народная война и началась война
захватническая, за пределами России,
Кутузову как "представителю народной
войны ничего не осталось, кроме смерти. И он
умер".
Другие герои (Кураги ны, Наполеон,
Александр 1, Аракчеев) - "люди войны" (
независимо, разумеется, от их личного
участия в военных событиях), несущие
разъединение, вражду, эгоизм, преступную
аморальность.
В оценке "людей мира" и "людей
войны" у Толстого четкий нравственный
критерий. "Я любил мысль народную вследствие
войны 12 г.", - говорил писатель. Как
человек относится к народу, бллзок или
отдален от него, ищет путей к нему или не
задумывается над ними - главное для
Толстого. И путь любимых толстовских героев
- прежде всего Наташи и Пьера-это
путьихдуховного приближения к народу.
Чувство неосознанного нравственного
слияния с народом испытывает Наташа,
которая "умела понять все, что было и в
Анисье, и в отце Анисьи, и в тЬтке, и в матери,
и во всяком русском человеке". Эта
способность к нравственному единению с
народом - результаттой "открытости
душевной", которую постоянно отмечает
автор в Наташе.
Таким же непосредственным
восприятием жизни надо - лен Пьер Безухов.
Поиски жизненной правды, которые он ведет,
неизбежно приводят его к народу, к
постижению народной мудрости. Пьер, всегда
испытывающий острейшую потребность в
единении с людьми, находит особый смысл во
встрече с солдатом Платоном Каратаевым.
Мудрость Платона Каратаева - это мудрость
народного восприятия жизни, и поэтому она
оказывается такой близкой Пьеру.
Народ не был для Толстого
однозначным понятием. Помимо Платона
Каратаева, в котором наряду с народной
коллективностью подчеркнуты черты
патриархальной пассивности, выделяется
герой партизанской войны Тихон Щербатый,
человек "богатырской силы" и "мастер
на все руки". Он, рассказывает автор, "по
ночам уходил на добычу, и всякий раз
приносил с собой платье и оружие французское".
Мы узнаем и о других участниках
партизанской войны: о "дьячке, взявшем в
месяц несколько сот пленных". о
старостихе Василисе, "побившей сотни
французов", и о многих других безымянных
героях, которые вынесли на своих плечах все
тяготы борьбы с иноземными захватчиками.
В связи с решением проблемы
человек и парод, человек и окружающий мир
для Толстого особое значение приобретает
непосредственность поведения героя. В
искренности и естественности - источник
нравственной силы толстовских героев,
помогающий перенести им все испытания и
страдания.
Любовь к жизни несет в себе и
Наташа. Ее образ раскрывается в потоке
жизни, ее любой поступок вытекает из
естественных побуждений. Поэтому Наташа
никогда нс теряет своего обаяния, хотя
нравственные оценки, которые она даст
окружающим, отнюдь не безошибочны.
Наглядное тому подтверждение - увлечение
Анатолием Курагиным. Наташа воспринимает
Анатоля только чувствами - отсюда явная
нелогичность се вывода о моральных
качествах этого человека: "Я с первой
минуты полюбила его. Значит он добр,
благороден и прекрасен". Но это в чем-то,
разумеется, уязвимое восприятие мира и
людей в других случаях ока - зывается
совершенно верным и точным. Показательны те
цветовые характеристики, которые дает
Наташа. О Б. Друбецком она говорит так: "...
Он узкий такой, как часы столовые... Узкий,
знаете, серый, светлый". Пьер же получает
из уст Наташи-подростка иную оценку: "Безухов
- тот си и и и, темно-с и ни и с красным... он
славный". Окружающие не раз ощущают
нравственную правоту Наташи. Как ни обидно
княжне Марье за брата, которого так быстро
забыла Наташа, отдавшись целиком новому
чувству к Пьеру, она понимает, что не вправе
упрекать Наташу "даже в душе своей",
ибо "проснувшаяся сила жизни, охватившая
Наташу, была неудержима".
Толстовские герои всегда
включены в поток исторических событий. И
Пьер, и Андрей, не говоря уже о Наташе и
Николае Ростовых, - рядовые люди своего
времени, и Толстому важно показать, как они
реагируют на то, что происходит вокруг.
Сложные искания Андрея и Пьера поэтому
нередко выливаются в страстные споры,
глубокие раздумья, смелые поступки. Героев
мучает один и тот же вопрос:"Что дурно?
Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?"
Рещающим моментом становится 1812 год.
Отечественная война оказывается для Андрея
и Пьера своеобразным открытием истины, ибо
они находят каждый по - своему
положительный идеал в лице парода. Эпилог
же романа прямо вводит читателей в сферу
напряженных идейных споров будущих
декабристов (Пьер) с их идейными
противниками (Николай Ростов).
Решая в романе вопрос о роли
личности в истории, Толстой отдает
определенную дань теории исторического
фатализма. В одном из авторских отступлений,
разъясняя философско-историческую
концепцию, Толстой пишет: "Чем выше стоит
человек на общественной лестнице...тем
очевиднее предопределенность каждого его
поступка". Взгляды Толстого сказались на
трактовке некоторых исторических
персонажей. Так, в романе сквозит
недооценка стратегических планов Кутузова,
а сам великий полководец временами ведет
себя слишком пассивно и созерцательно.
Однако не следует и преувеличивать влияния
фаталистической теорий на роман. В целом
тот же Кутузов нарисован исторически
достоверной точно. Это прежде всего
народный полководец, человек простой и
скромный, хорошо знающий солдатские нужды.
В своих планах он учитывает моральный дух
войск: "Кутузов знал и понимал, что решает
участь сражения не распоряжение
главнокомандующего..., а та неуловимая сила,
называемая духом войск".
Роман "Война и мир" -
величайшее создание русской и мировой
литературы. По словам Достоевского, "Война
и мир" - это "великолепная историческая
картина, которая перейдет в потомство и без
которого не обойдется потомство".
Рекомендуемая литература
1. Бочаров С. Г. Роман Л. Толстого
"Война и мир". Изд. 3. - М„ 1978.
2. ДолининаН. Г. По страницам "Войны
и мира". Изд. 2. - М,, 1978.
3. О пульская Л. Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого
"Война и мир". -М., 1987.
|