On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1.2. Принцип разделения властей

В основу формирования правительственной власти поло­жен принцип разделения властей. Согласно этому принципу, законодательная власть принадлежит конгрессу, исполни­тельная - президенту, судебная - Верховному и нижесто­ящим федеральным судам.

По конституции, все три ветви власти формируются раз­личным образом. Конгресс избирается непосредственно насе­лением, президент - коллегией выборщиков, Верховный суд - совместно президентом и сенатом. Различны сроки их полномочий. Представители избираются на два, сенаторы - на шесть, президент - на четыре года; федеральные судьи пребывают в должности пожизненно. По логике Конститу­ции, подобный порядок формирования должен был закре­пить независимое положение каждой из трех ветвей власти и утвердить за ними в определенных и жестко очерченных рамках соответствующую функциональную компетенцию. Однако развитие пошло по другому пути. В самой Консти­туции были заложены нормы, трансформирующие традици­онную схему разделения властей. В дальнейшем они были наполнены новым содержанием, изменившим ту модель, ко­торая представлялась “отцам-основателям”. Это касается как сфер деятельности, так и форм взаимоотношений трех вет­вей власти.

Собственно, в настоящее время не может идти речь о ка­ком-либо абсолютном разделении властей либо о четком раз­делении их компетенции. Конгресс утратил исключительное право законодательствовать. За президентом и многими ве­домствами закреплено право на принятие нормотворческих актов. Оно выводится либо из “присущих” президенту пол­номочий, либо делегируется самим конгрессом.

По сути законотворческой является и деятельность судеб­ной власти. В правовую систему конституционные и законодательные нормы преимущественно входят в виде прецеден­тов - судебных решений, в которых дано толкование кон­ституционных и законодательных норм и которым суды дол­жны следовать при разрешении сходных дел.

Не остается неприкосновенной и сфера функциональной деятельности исполнительной власти. Так, например, суды имеют право издавать приказы, обязывающие администра­тивные органы выполнить либо воздержаться от выполнения тех или иных действий. В свою очередь, конгресс, принимая резолюции или частные билли (см. ниже), осуществляет в некоторой степени функции управления и распоряжения в отношении как подчиненных, так и не подчиненных ему ор­ганов и лиц.

Подобное переплетение функций служит цели более пол­ного приспособления механизма правительственной власти к задачам и требованиям, которые поставлены развитием об­щества.

Функционирование системы разделения властей дополня­ется и во многом определяется действием системы “сдержек и противовесов”, особых конституционных методов и форм, позволяющих нейтрализовать либо сдержать действия ка­кой-либо из ветвей власти. В руках конгресса наиболее эф­фективным средством воздействия была “власть кошелька”. Президенту, в свою очередь, было предоставлено право вето, которое конгресс мог преодолеть лишь квалифицированным большинством голосов. Наконец, Верховный суд США был наделен правом конституционного надзора. Материальной основой его служило нормативное, в виде прецедентов, тол­кование Конституции США, а средством практической реа­лизации - право отказа в применении тех законодательных норм (и федерации, и штатов), которые противоречили Кон­ституции США, так, как она представлялась суду.

Назад       Главная       Вперёд