В основу формирования
правительственной власти положен принцип
разделения властей. Согласно этому
принципу, законодательная власть
принадлежит конгрессу, исполнительная
- президенту, судебная - Верховному
и нижестоящим федеральным судам.
По конституции, все три ветви
власти формируются различным образом.
Конгресс избирается непосредственно населением,
президент - коллегией выборщиков, Верховный
суд - совместно президентом и сенатом.
Различны сроки их полномочий.
Представители избираются на два, сенаторы -
на шесть, президент - на четыре года;
федеральные судьи пребывают в должности
пожизненно. По логике Конституции,
подобный порядок формирования должен был
закрепить независимое положение каждой из
трех ветвей власти и утвердить за ними в
определенных и жестко очерченных рамках
соответствующую функциональную
компетенцию. Однако развитие пошло по
другому пути. В самой Конституции были
заложены нормы, трансформирующие традиционную
схему разделения властей. В дальнейшем они
были наполнены новым содержанием,
изменившим ту модель, которая
представлялась “отцам-основателям”. Это
касается как сфер деятельности, так и форм
взаимоотношений трех ветвей власти.
Собственно, в настоящее время не
может идти речь о каком-либо абсолютном
разделении властей либо о четком разделении
их компетенции. Конгресс утратил
исключительное право законодательствовать.
За президентом и многими ведомствами
закреплено право на принятие
нормотворческих актов. Оно выводится либо
из “присущих” президенту полномочий,
либо делегируется самим конгрессом.
По сути законотворческой
является и деятельность судебной власти. В
правовую систему конституционные и
законодательные нормы преимущественно
входят в виде прецедентов - судебных
решений, в которых дано толкование конституционных
и законодательных норм и которым суды должны
следовать при разрешении сходных дел.
Не остается неприкосновенной и
сфера функциональной деятельности
исполнительной власти. Так, например, суды
имеют право издавать приказы, обязывающие
административные органы выполнить либо
воздержаться от выполнения тех или иных
действий. В свою очередь, конгресс, принимая
резолюции или частные билли (см. ниже),
осуществляет в некоторой степени функции
управления и распоряжения в отношении как
подчиненных, так и не подчиненных ему органов
и лиц.
Подобное переплетение функций
служит цели более полного приспособления
механизма правительственной власти к
задачам и требованиям, которые поставлены
развитием общества.
Функционирование системы разделения
властей дополняется и во многом
определяется действием системы “сдержек и
противовесов”, особых конституционных
методов и форм, позволяющих нейтрализовать
либо сдержать действия какой-либо из
ветвей власти. В руках конгресса наиболее
эффективным средством воздействия была “власть
кошелька”. Президенту, в свою очередь, было
предоставлено право вето, которое конгресс
мог преодолеть лишь квалифицированным
большинством голосов. Наконец, Верховный
суд США был наделен правом
конституционного надзора. Материальной
основой его служило нормативное, в виде
прецедентов, толкование Конституции США, а
средством практической реализации - право
отказа в применении тех законодательных
норм (и федерации, и штатов), которые
противоречили Конституции США, так, как
она представлялась суду.
|