Президенту как одному из высших
институтов федерации в Конституции посвящено
гораздо меньше места, чем Конгрессу - всего 4
раздела. Но это не означает, что Президент
играет менее значительную роль, скорее
наоборот. Идея сильной исполнительной
власти, главой которой является Президент,
не была результатом неожиданного озарения
"отцов-основателей", она была
предопределена развитием Америки. В
революционный период исполнительная
власть была слабой вследствие негативной
реакции на всевластие губернаторов колоний.
Последовавшая затем тирания
законодательных собраний привела к сдвигу
в пользу сильной исполнительной власти. "
Из всех вопросов, которые стояли перед
членами Филадельфийского конвента, вопрос
о природе президентской власти был одним из
наиболее важных, а решение этого вопроса
было одним из самых значительных
предпринятых им шагов "_. Президент
наделялся значительными полномочиями,
которые можно разбить на три группы. Первая
группа - полномочия, прямо
предусмотренные Конституцией в разделах 2 и
3.
Вторую группу составляют
полномочия, которые считаются "подразумеваемыми"
или "присущими" Президенту как главе
государства. Эти полномочия выводились из
духа Конституции, из потребностей
практической политики и восполняли пробелы
в Основном законе.
В третью группу, постоянно
увеличивающуюся, входят полномочия,
делегированные Конгрессом, в том числе
чрезвычайные. Это является прямым
нарушением Конституции, в результате
которого большинство американцев, живших в
1976 г. прожили всю свою жизнь в условиях
чрезвычайного правления (1933-1976 г.г.)_. Что же
непосредственно говорила Конституция о
Президенте?
Первый раздел касался системы
выборов Президента и Вице-президента,
которые избирались на четыре года. В каждом
штате избирались выборщики, число которых
было равно сумме представителей и
сенаторов от этого штата. Таким образом в
США сейчас при населении около 280 миллионов
Президента избирают 538 человек (435+100+3
выборщика от округа Колумбия). Далее
выборщики собираются отдельно в своих
штатах и голосуют непосредственно за
кандидатов - отдельно за Президента и Вице -
Президента. Для избрания необходимо
абсолютное большинство голосов, в
противном случае применяется
экстраординарная процедура,
предусмотренная двенадцатой поправкой:
Президента избирала Палата представителей,
а Вице-президента - Сенат. Также в поправке
уточнялось, что Вице-президент должен был
иметь те же "квалификации", что и
Президент. Президентом же мог стать только
гражданин Соединенных Штатов по рождению
который был бы не младше
тридцатипятилетнего возраста и имел в
течение 14 лет постоянное жительство США.
В случае отстранения от
должности, смерти, отставки либо
неспособности исполнять связанные с
должностью Президента права и обязанности
последние переходили к Вице-президенту.
Если же становился вакантным пост Вице-президента,
то согласно поправке XXV Президент назначал
его. Новый Вице-президент вступал в
должность после утверждения его
большинством обеих палат Конгресса.
Президент мог передать временному
Председателю Сената и спикеру Палаты
представителей письменное заявление о том,
что не может исполнять свои и полномочия и
обязанности, в этом случае Вице-президент
исполнял обязанности Президента пока тот
не передавал обратного заявления. Если же
Вице-президент и большинство основных
должностных лиц исполнительных
департаментов передают руководителям
палат Конгресса заявление о неспособности
Президента исполнять свои обязанности,
Вице-президент немедленно принимал на себя
полномочия последнего. После того, как
Президент заявляет о том, что эта
неспосособность более не существует и если
вышеперечисленные лица не возражают, он
возобновляет свои полномочия. В противном
случае данный вопрос разрешает Конгресс.
За свою службу Президент
получает вознаграждение, которое не может
быть увеличено или уменьшено в течение
периода, на который он избран; в это время он
также не мог получать какое-либо денежное
вознаграждение от США или какого-нибудь
штата. Перед вступлением в должность
Президент приносил присягу на Библии: " Я
торжественно клянусь, что буду честно
выполнять обязанности Президента
Соединенных Штатов и по мере своих сил
сохранять, защищать и поддерживать
Конституцию Соединенных Штатов "_.
В разделе втором определялись
основные полномочия Президента. Он являлся
главнокомандующим армии, флота и полиции;
мог требовать от руководителя каждого
исполнительного департамента мнение по
любому вопросу, относящемуся к его
компетенции; он мог отсрочить приговор или
помиловать преступников (за исключением
случаев импичмента). Также Президент с
согласия Сената мог заключать
международные договоры, назначать послов и
иных полномочных представителей и консулов,
а также других должностных лиц. Между
сессиями Президент сам замещал все
открывшиеся вакансии.
Третий раздел также определял,
что Президент принимает послов,
обеспечивает точное соблюдение законов и
определяет полномочия всех должностных лиц,
в экстраординарных случаях он созывает обе
палаты или одну из них. Президент также
должен периодически предоставлять
Конгрессу сведения о состоянии Союза и
предлагать необходимые и полезные меры, т.е.
фактически получал право законодательной
инициативы.
Раздел 4 устанавливал, что
Президент, Вице-президент и все гражданские
должностные лица могут быть осуждены в
порядке импичмента.
В этой главе мною были кратко описаны
полномочия президента и особенности власти,
так как выше, при рассмотрении структуры и
полномочий Конгресса США, эти вопросы были
уже рассмотрены.
|