Третьей властью Соединенных
Штатов Конституция называет суд. При
рассмотрении этой части Конституции члены
Учредительного конвента предлагали
предоставить Верховному федеральному
суду полномочия высшей судебной инстанции
США. Он должен был получить право пересмотра
законов, принятых Конгрессом при их
несоответствии Конституции, но не в
качестве надзорной инстанции, а в связи с
определенными судебными делами,
находящимися в его производстве. Такое
право Верховный суд должен получить и в
отношении законов, принятых парламентами
штатов и постановлений штатных судов.
Однако, эти положения в Конституцию не
вошли. Опасаясь противодействия штатов, от
решения которых зависела судьба самой
Конституции, понимая, что они не потерпят
вмешательства федерации в их “внутренние
дела”, включая законодательство и суд,
члены Конвента снова пошли на компромисс,
отложив решение этого вопроса до лучших
времен.
По Конституции 1787 года (ст.3)
судебная власть федерации должна была
простираться на все те дела, “...которые
возникнут из действия самой Конституции”,
из законов и трактатов, которые приняты,
заключены или могут быть приняты и
заключены Соединенными Штатами в
дальнейшем. Помимо этого к федеральной
юрисдикции были отнесены споры между
палатами, тяжбы между гражданами различных
штатов и некоторые другие иски, касавшиеся
федерации в целом.
Члены Верховного суда
назначаются президентом США пожизненно.
Этим достигается независимость судебной
власти от законодательной и исполнительной.
Вопрос о практическом создании новой
судебной организации США и о закреплении
полномочий Верховного суда был рассмотрен
среди основных первым Конгрессом США. В
результате был принят Закон о
судоустройстве 1789 года. Как и было задумано
при разработке Конституции, возвратясь к
вопросу о верховном конституционном
надзоре, Конгресс наделил Верховный суд
США правом отмены любого закона, как
федерального, так и штатного, если будет
найдено, что этот закон уклоняется от
предписаний и принципов Конституции (ст.25
Закона о судоустройстве).
Более того, Верховный суд получал
полномочия издавать предписания, обязательные
для органов исполнительной власти, включая
президента и министров (ст.13 Закона о
судоустройстве). Это положение противоречило
конституционному принципу разделения
властей, так как ставило Верховный суд над
Конгрессом и президентом. Необходимо отметить,
что позже этот перекос был сглажен самим
Верховным судом в ходе слушания дела
Марбори 1803 году. В результате, пожертвовав
ст.13, за Верховным судом были закреплены
полномочия, заключенные в ст.25 Закона о судоустройстве.
С тех пор и до настоящего времени
Верховному суду принадлежит финальное
право трактовать Конституцию, т.е. “...говорить,
что есть право страны” и, что находится в
противоречии с ним. Решение Верховного
суда является окончательным и обсуждению
не подлежит.
Первым конгрессом была также
разработана структура федерального
судоустройства. Было решено, что наряду и
параллельно с судами штатов будет
функционировать федеральная судебная
система, состоящая из районных и окружных
судов (на этот период их количество было
определено в 30 районных и 3 окружных суда).
Последние были наделены апелляционной
властью в отношении первых.
|