On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Высшее образование в России во второй четверги XIX века

В. А. Змеев
кандидат философских наук, доцент

Восстание декабристов в 1825 г. оказало огромное влияние на все стороны социальной жизни Российской империи, в том числе на образование. Новый император Николай 1 видел одну из причин революционных выступ­лений в несовершенстве образовательной системы Мыс­ли о «порочности» российской системы образования нео­днократно высказывал и министр народного просвещения А С. Шишков, который исполнял эту должность в 1824-1828 гг.

Министр считал, что народное образование должно быть национальным Свои взгляды на образовательную политику А. С. Шишков целостно изложил на заседании Главного правления училищ. Вот характерная выдержка из его доклада: «Науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание в них имеет. Излишество их, равно как и недостаток, противны истинному просвещению. Обучать грамоте весь народ или несоразмерное числу оного количество людей, принесло бы более вреда, нежели пользы. Наставлять земледельческого сына в риторике было бы приуготов­лять его быть худым и бесполезным или еще вредным гражданином» (Записки, издаваемые от Департамента народного просвещения. СПб., 1825. Кн. 1 С. 49).

Свои взгляды министр Шишков пытался реализовать-также через Комитет устройства учебных заведений, ко­торый работал с 1826 по 1835 гг. Это учреждение раз­работало важные нормативные документы: Устав гимна­зий и училищ уездных и приходских (1828 г.), Устав университета Св. Владимира (1833 г.), Положение об учебных округах (1835 г.) и Общий устав императорских российских университетов (1835 г.). Эти документы опре­деляли официальную образовательную политику в России.

8 декабря 1828 г. именным указом, данным Сенату, император Николай 1 утвердил Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве универ­ситетов: С.-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. В § 1 этого документа записано следую­щее: «Общая цель учебных заведений, состоящих а ве­домстве университетов, заключается в том, чтобы при нравственном образовании доставлять юношеству сред­ства к приобретению нужнейших по состоянию каждого познаний» (Полное собрание законов Российской импе­рии. Собрание второе. СПб, 1830. Т III. Ст 2502).

Следует отметить, что устав 1828 г. имел ярко выра­женный сословный характер. Согласно этому документу, в приходских училищах 'должны были обучаться преиму­щественно дети крестьян, мещан и промышленников низшего уровня; в уездных училищах - дети купцов и унтер-офицеров; в гимназиях - дети высших сословий, прежде всего дворян. В приходских училищах срок обу­чения составлял один год, в течение которого детям давали первоначальные знания закона Божьего, учили читать, писать и считать. Срок обучения в уездных учи­лищах составлял три года. Здесь изучали закон Божий, священную историю, русский язык, арифметику, начала геометрии, географию, сокращенную всеобщую и русскую историю, чистописание, черчение и рисование.

Гимназии были превращены в средние общеобразова­тельные учебные заведения со сроком обучения в семь лет. Учащиеся получали классическое среднее образова­ние, необходимое для умственного труда, а также для поступления в специальные и высшие учебные заведе­ния. В учебные планы гимназий входили следующие предметы: закон Божий, грамматика, словесность и логи­ка, математика, физика, география и статистика, история, латинский, немецкий, французский и греческий языки, чистописание, черчение и рисование. Серьезное внима­ние уделялось воспитанию аристократизма, хороших манер поведения, соблюдению гигиенических правил и укреплению здоровья.

Реализация требований устава 1828 г. возлагалась на Министерство народного просвещения и учебные округа. В период с 1828 по 1833 гг. министром народного про­свещения был князь К. А. Ливен. Ему удалось провести через Государственный совет уставы и штаты гимназий, уездных и приходских /чилищ, что упорядочило деятель­ность этих учебных заведений. Министр Ливен уделял достаточное внимание развитию высшей школы, так как хорошо знал ее проблемы (до службы в министерстве он был попечителем Дерптского учебного округа). Одна­ко воплотить в жизнь многочисленные планы К. А. Ливен не успел, так как был уволен в отставку по состоянию здоровья.

В марте 1833 г. министром народного просвещения стал граф С. С. Уваров (до октября 1849 г.). В отече­ственном образовании С. С. Уваров оставил заметный след: он выдвинул концепцию, в которой утверждал, что народное образование должно осуществляться в соеди­ненном духе Православия, Самодержавия и Народности. Первым шагом по реализации своей концепции в выс­шей школе явилась подготовка устава университета Св. Владимира. Он был утвержден императором Николаем 1 25 декабря 1833 г. Этот университет создали в Киеве на базе Волынского лицея, находившегося ранее в Кремен-це. Университет Св. Владимира предназначался преиму­щественно для жителей Киевской, Волынской и По­дольской губерний.

В Указе Сенату император отмечал: «Таким образом, избрав город Киев с давних лет к учреждению универ­ситета предназначенный, равно драгоценный для всей России, колыбель святой веры наших предков и первый свидетель их гражданской самобытности, Мы повелели учредить в оном университет под особым покровитель­ством и в память Великого Просветителя Богом вручен­ной Нам страны» (Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб., 1834. Т. VIII. Ст. 6670). Николай 1 взял вновь созданный университет под свое покровительство и наделил его титулом «Императорский».

Устав университета Св. Владимира 1833 г. существен­но отличался от университетских уставов 1804 г. Он явился правовой основой для возрождения российских университетов, переживших кризис в 20-е гг. XIX в. По замыслу С. С. Уварова университет стал рассматривать­ся не как ученое сословие, а как высшее учебное заве­дение и административно-коллегиальное учреждение для управления другими учебными заведениями округа.

По уставу 1833 г. в состав совета университета вхо­дили только профессора, а адъюнкты такого права лиши­лись. Вместе с тем туда был введен синдик, что усилило его реальную власть. По новому уставу произошло значительное ограничение прав университетского совета - у него отняли право увольнять преподавателей и судить их. По уставу 1833 г. ректора стали избирать на два года В случае болезни ректора его обязанности стал испол­нять проректор, избиравшийся ежегодно из профессоров университета. Первоначально в университете Св. Влади­мира было лишь два факультета - философский и юри­дический.

Принципиальное отличие устава университета Св. Вла­димира заключалось в порядке набора студентов: выпус­кники большинства гимназий лишались права поступать в университет без испытаний. Эта мера улучшила каче­ственный состав студентов.

Интересно отметить, что в новом университете было введено семестровое распределение курса наук и уста­новлен прием студентов два раза в год. Предписывалось составлять учебные курсы так, чтобы студент мог изу­чить каждый из них за один семестр. Это нововведение привело к дроблению больших курсов на более мелкие, что привело к увеличению числа изучаемых предметов.

По уставу университета Св. Владимира инспектор назначался попечителем Киевского учебного округа из посторонних военных или гражданских чиновников. Он обязан был надзирать не только за казенными студента­ми, но и за вольными слушателями. За счет последних быстро росла численность университета: в 1836 г. обуча­лось 203, а в 1848 г. - 663 студента (см.: Высшее образование в России (очерк истории до 1917 года). М., 1995. С. 85).

При активном участии министра народного просвеще­ния С. С. Уварова было подготовлено и 25 июня 1835 г. утверждено Положение об учебных округах, которое со­здало правовую основу для руководства всеми учебны­ми заведениями Российской империи Этот документ особо выделял роль университетов как учебно-научных центров основных регионов страны.

Согласно императорским указам все учебные заведе­ния распределялись по восьми округам: Петербургскому, Московскому, Дерптскому, Казанскому, Харьковскому, Киевскому, Одесскому и Белорусскому, во главе кото­рых стояли университеты с попечителями. В последую­щие годы названия и границы учебных округов менялись. Правительство и Министерство народного просвещения видели недостатки своей образовательной политики и стремились расширить сеть учебных заведений, сделать ее более разнообразной и доступной для различных социальных групп России. Особое внимание уделялось обучению молодых людей для поступления в высшие учебные заведения. Тогда наиболее качественную подго­товку давали дворянские лицеи (в Киеве, Нежине, Одес­се, Орше, Ярославле) и дворянские институты (в Моск­ве, Вильнюсе, Пензе, Нижнем Новгороде).

Дворянские институты создавались как закрытые учеб­ные заведения для подготовки юношей в университеты и другие вузы. Обучение в дворянских институтах было платным (800-1200 рублей в год) и продолжалось 6-7 лет в зависимости от начального уровня образования. В первый класс принимали физически и нравственно здо­ровых мальчиков в возрасте 10-12 лет, которые уже умели читать, писать, считать, рисовать и петь. Учащи­еся находились на полном пансионе.

Дворянские институты создавались путем преобразо­вания гимназий или благородных пансионов при них на деньги местного дворянства и при его контроле. Напри­мер, Московский дворянский институт был образован в 1833 г. на базе 1-й московской гимназии. Следует иметь в виду, что дворянские институты находились в «непос­редственном заведовании» попечителей учебных округов.

В этих учебных заведениях юноши получали класси­ческое среднее образование. Они углубленно изучали священную и церковную историю, логику, российскую грамматику и словесность, латинский, немецкий и фран­цузский языки, математику, географию и статистику, ис­торию, физику, естественную историю, чистописание, черчение и рисование. За отдельную плату с учащимися занимались фехтованием, верховой ездой и танцами. Выпускники дворянских институтов при желании зачисля­лись в университеты без экзаменов (см.: Положение о Московском дворянском институте. М., 1837. С. 18).

26 июля 1835 г. Николай 1 утвердил Общий устав императорских российских университетов. Руководство ими осуществлял министр народного просвещения через попечителей соответствующих учебных округов. Внутри университета управляющие функции принадлежали сове­ту (ректор и все профессора) и правлению (ректор, дека­ны факультетов и синдик - начальник канцелярии).

Согласно уставу 1835 г. в университетах полагалось три факультета: философский, юридический и медицинс­кий. Однако допускались и изменения в составе факуль-

тетов в зависимости от местных условий. Например, в Петербургском университете отсутствовал медицинский факультет, а в Дерптском университете был богословс­кий факультет. На философских факультетах предусмат­ривались два отделения.

Большой популярностью у студентов пользовался юридический факультет. За четыре года студенты долж­ны были изучить: энциклопедию или общее обозрение законоведения, российские государственные законы, т. е. законы основные, законы о состояниях и государствен­ных учреждениях: римское законодательство и историю оного; гражданские законы, общие, особенные и местные; законы благоустройства и благочиния; законы о государ­ственных повинностях и финансах; законы полицейские и уголовные; начала общенародного правоведения (см.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб., 1836. Т. X. Ст. 8337. П. 12).

Профессорско-преподавательский состав университетов представляли ординарные и экстраординарные профессо­ра, адъюнкты, лектора иностранных языков, учителя му­зыки, танцев, фехтования и верховой езды. Штаты про­фессорско-преподавательского состава определялись в зависимости от числа студентов и периодически пере­сматривались. Удельный вес ординарных профессоров составлял около половины всего штатного состава пре­подавателей.

Во главе совета университета стоял ректор, который избирался тайным голосованием. Избирались также и деканы факульте+ов сроком на четыре годы. Решения совета университета считались правомочными, если на заседаниях присутствовало не менее двух третей его состава. Все вопросы повестки дня заседания совета принимались большинством голосов присутствовавших членов. При равенстве голосов членов совета решающим был голос ректора.

В комплектацию заседаний совета входили такие воп­росы, как избрание ректора, почетных членов и коррес­пондентов; избрание профессоров и адъюнктов, а также назначение их на должности; определение и увольнение лекторов и учителей; обсуждение предложений факульте­тов по совершенствованию преподавания наук; распре­деление курсов и времени на их преподавание; рассмот­рение представлений факультетов на получение препода­вателями ученых званий; анализ недостатков в работе профессорско-преподавательского состава и др.

Высокие требования предъявлялись к профессорско-преподавательскому составу российских университетов. По уставу 1835 г. на должность ординарного или экстра­ординарного профессора мог претендовать только доктор наук по профилю соответствующего факультета. Чтобы стать адъюнктом кафедры, претендент должен был обла­дать как минимум ученой степенью магистра по профиль­ной отрасли знаний. От учителя университета требовалось наличие высшего образования.

Если ученый желал участвовать в конкурсе на заме­щение вакантной должности профессора, он обязан был прочитать три пробные лекции в присутствии ректора университета и декана соответствующего факультета. После успешного прохождения конкурса профессора, адъюнкты и почетные члены университета утверждались в этих званиях министром народного просвещения. Кро­ме того министр имел право своим решением назначать известных ученых и специалистов на вакантные должно­сти профессоров и адъюнктов без проведения конкурса.

Профессор мог заведовать в университете только одной кафедрой и по разрешению министра народного просвещения ему разрешалось совмещать работу на-второй. Основной обязанностью профессора было чтение лекций студентам в объеме не менее восьми часов в неделю. За пропуски плановых занятий без законных оснований из окладов профессоров, адъюнктов и учите­лей удерживались соответствующие денежные средства, которые передавались на нужды университета (см.: Пол­ное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб., 1836. Т. X. Ст. 8337. П. 88).

Устав 1835 г. установил четкие правила поступления в университеты России. Все желающие стать студентами должны были выдержать предварительные испытания по правилам, утвержденным Министерством народного про­свещения. Преимуществом при зачислении пользовались молодые люди, закончившие полный гимназический курс. По решению ректора университета лучшие выпускники гимназий могли зачисляться в студенты без предваритель­ных испытаний. Срок обучения на философском и юри­дическом факультетах составляя 4 года, а на медицин­ском - 5 лет. При наличии уважительных причин сту­денты могли переводиться на аналогичный факультет другого университета. В период с 10 июня по 22 июля и с 20 декабря по 12 января во всех университетах объявлялись вакации (каникулы).

После завершения каждого курса наук обучаемые подвергались испытаниям, разрешались и промежуточные испытания в течение учебного года. Лучшим студентам предлагались конкурсные работы над сложными задача­ми, решения которых представлялись в деканаты факуль­тетов в виде сочинений. За успешное решение таких задач ежегодно по три студента в каждом университете награждались золотыми или серебряными медалями. Эти медали вручались победителям конкурсов в торжествен­ной обстановке на факультетских собраниях.

Лучшим студентам, окончившим полный курс наук в университетах, присваивались ученые степени кандида­тов без экзаменов. Остальные выпускники университетов, получившие аттестаты и право на классный чин, могли претендовать на ученую степень кандидата после успеш­ной сдачи сложного экзамена по своей специальности. Через год после присуждения ученой степени кандидата их обладатели имели право сдавать испытания для полу­чения ученой степени магистра. Еще через год у маги­стров появлялось законное право на защиту докторской диссертации по своей отрасли знаний. Процедура подго­товки и защиты диссертации описывалась в инструкции Министерства народного просвещения.

Профессорско-преподавательский состав, чиновники и студенты университетов имели определенные права и преимущества перед другими лицами. Так, должность ректора давала право на 5-классный чин по Табели о рангах. Совет университета мог ходатайствовать перед Герольдией о присвоении классных чинов: ординарному профессору - 7-классного чина, экстраординарному про­фессору и адъюнкту - 8-классного чина. При вступле­нии в гражданскую службу доктор наук мог получить 8-классный чин, магистр - 9, кандидат - 10, а студент после завершения полного университетского курса - 12-классный чин.

Лица с высшим образованием имели дополнительные права при добровольном поступлении на военную служ­бу. Например, кандидаты, прослужив в унтер-офицерском звании три месяца, производились в офицеры. Выпускни­ки университетов становились в русской армии офицера­ми через шесть месяцев, даже если в полках не было соответствующих вакансий. Срок в три или шесть меся­цев этим лицам предоставлялся для усвоения основ строевой воинской службы. После 25 лет безупречной статской службы профессоpa, адъюнкты и лектора университетов получали пенсию от казны в размере полного жалованья. Заслуженные профессора могли получать пенсию и продолжать науч­но-педагогическую работу с выплатой положенного жало­ванья. После прекращения государственной службы они могли просить Министерство народного просвещения об установлении более высокой пожизненной пенсии (при наличии определенных заслуг).

Безупречная служба в университетах в течение деся­ти лет и более давала право профессорам, адъюнктам и лекторам на пенсию при неизлечимых болезнях. В слу­чае смерти указанных лиц их пенсии продолжали полу­чать вдовы (пожизненно) и дети (дочери - до замуже­ства, а сыновья - до поступления на службу или уче­бу). Продуманная система материального обеспечения стимулировала работу педагогов высшей школы.

Введение устава 1835 г. привело к существенным преобразованиям в Императорском С.-Петербургском уни­верситете. В начале 1836 г. были проведены выборы ключевых фигур университета: ректором стал профессор И. П. Шульгин, а деканами факультетов - Е. В. Вран-гель (юридического), Д. С. Чижов (математического) и Ф, Б. Грефе (филологического). Большинство кафедр за­няли молодые ученые, вернувшиеся после стажировки из зарубежных университетов.

Существенно повысился научный потенциал юридичес­кого факультета, где за короткий период 13 преподавате­лей защитили докторские диссертации. Среди них выде­лялись работы А, Благовещенского «О методах науки законоведения», С. Богородского «О философии уголов­ных законов у древних» и К. Неволина «О философии законодательства у древних». Несколько человек успеш­но защитили магистерские диссертации, первым из них был Н. Палибин с работой «О характере уголовных зако­нов Русской Правды, Судебника и Уложения».

Насущные потребности промышленного развития Рос­сийской империи привели к образованию в Петербургс­ком университете реального отделения, где с 1839 г. обучалось шесть студентов. Средства для создания это­го отделения выделило Министерство финансов, оно же и предложило перечень изучавшихся предметов. Студен­там реального отделения читали следующие курсы: при­кладная механика, архитектура, строительное искусство, черчение, рисование, техническая химия и др. По заказу Министерства иностранных дел Петербургский университет с 1839 г. начал подготовку чиновников со знанием валахо-молдавского (румынского) языка (см.. Сборник постановлений по Министерству народного про­свещения. СПб., 1839. Т. 2. Отд. 1. С. 1186-1188). Для решения этой задачи в университете была открыта спе­циальная кафедра валахо-молдавского языка, которая в течение 20 лет работы подготовила несколько десятков специалистов-филологов. Это позволило решить проблему дефицита чиновников в Бессарабских присутственных местах.

Для всей истории Петербургского университета харак­терным является следование практическим потребностям общественного развития. Так, в 1841 г. совет универси­тета пришел к выводу о целесообразности создания межфакультетского учебного подразделения (камерально­го разряда) для подготовки чиновников административно-хозяйственной службы. С этой целью были привлечены специалисты всех факультетов, которые разработали учеб­ный план и лекционные курсы.

Камеральный разряд начал готовить студентов с 1843/ 44 учебного года по предметам трех факультетов: юри­дического (государственное право европейских держав, государственные учреждения Российской империи, зако­ны о финансах и государственных повинностях, законы благоустройства и благочиния), историко-филологического (политическая экономия и статистика), физико-математи­ческого (естественная история, технология, агрономия и архитектура).

Кроме того, студенты камерального разряда обязаны были слушать дополнительные учебные курсы по русским гражданским и уголовным законам, всеобщей и отече­ственной истории, одному из новейших языков. Такой набор предметов существенно расширял кругозор буду­щих чиновников и позволял им комплексно оценивать проблемы развития регионов России. Позже камеральный разряд был преобразован в административный разряд (см.: Воронов А. С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа. СПб., 1854. С. 34-35).

Деятельность межфакультетского административного разряда была всецело направлена на подготовку квали­фицированных чиновников-управленцев для различных регионов Российской империи, а также для ряда зару­бежных государств. С целью лучшего усвоения учебного материала изучение русского языка для студентов-иностранцев стало обязательным. В 1846 г. по указу импера­тора Николая 1 Петербургскому университету было разре­шено привлекать к учебной работе в административном разряде ученых Академии наук.

Революционные события 1848-1849 гг. оказали серь­езное влияние на положение Петербургского университе­та и всей высшей школы России. Ответной реакцией им­ператора Николая 1 на эти события стало назначение в январе 1850 г. министров просвещения князя П. А Ши-ринского-Шихматова, бывшего морского офицера. Он был на должности министра до своей кончины (1855 г.) и снискал «славу» реакционного государственного чинов­ника

В первой половине 50-х гг. XIX в. Министерство на­родного просвещения предприняло ряд ограничительных мер в высшей школе. Во-первых, установление числен­ного предела обучавшихся в российских университетах (не более 300 своекоштных студентов в каждом, не считая медицинских факультетов), а также запрета на прием лиц недворянского происхождения Во-вторых, запрещение заграничных командировок преподавателей и студентов с научными целями. В-третьих, прекращение чтения лекций по философии светскими профессорами с передачей преподавания логики и психологии ученым богословам.

Сокращению численности студентов способствовало увеличение платы за обучение с 1849/50 учебного года до 50 рублей серебром в год в столичных университетах и до 40 рублей - в остальных. Такой уровень оплаты оказался непосильным для многих обедневших дворян, которые вынуждены были отказаться от получения выс­шего образования.

Министр Ширинский-Шихматов насаждал полицейский контроль за всеми сторонами жизни и деятельности выс­шей школы. Профессора обязаны были до начала учеб­ного года представлять деканам факультетов тексты сво­их лекций для утверждения, а затем направлять их в Публичную библиотеку в качестве обязательных подпи­санных экземпляров. Контроль за студентами со стороны инспектора университета и его помощников осуществлял­ся даже по месту жительства. Только за 1855 г. студен­ты Петербургского университета 1540 раз посещались ими на квартирах (см.: Годичный торжественный акт в С.-Петербургском университете 8 февраля 1856 года. СПб., 1856. С. 47).

Крымская война 1853-1856 гг. существенно изменила социально-политическое и экономическое положение Рос­сии. Для ведения крупномасштабной войны против коа­лиции государств (Великобритании, Франции, Турции и Сардинского королевства) Российская империя вынужде­на была использовать значительную часть материальных средств и людских резервов. Чтобы постоянно разверты­вать дополнительные силы русской армии и флота, нуж­ны были подготовленные резервы офицеров и нижних чинов.

Поэтому 29 декабря 1854 г. император Николай 1 повелел: «В столичных университетах и высших классах всех гимназий открыть для воспитанников с наступающим новым годом преподавание Строевого устава пехотной службы, ротного и .батальонного, не далее, - чтобы таким образом они могли быть офицерами, практически приготовленными и уже знакомыми с теорией Строевого устава. Сверх того в университетах обоих столиц ввести преподавание артиллерийской и полевой фортификации, имея преимущественно в виду практическую часть оно­го» (Цит. по: Шввырев С. П. История Императорского Московского университета. М., 1855. С. 582).

29 января 1855 г. Николай 1 обратился к подданным Российской империи с Манифестом «О призвании к Го­сударственному ополчению». В соответствии с последо­вавшим за Манифестом императорским указом ополчение призывалось в восемнадцати губерниях европейской ча­сти страны, в том числе в Петербургской и Московской. В ополчение записывались физически здоровые мужчи­ны всех сословий в возрасте от 20 до 45 лет. Из Петер­бургского университета в ополчение ушли 50 студентов.

Молодые патриоты храбро сражались с неприятелем, используя знания, полученные в студенческие годы. Выпускник Московского университета, И. А. Гончаров в своих «Воспоминаниях» писал: «Даже, .говорят, в воен­ное время, например, в Крымскую кампанию, главноко­мандующий войсками князь Горчаков свидетельствовал, что прошедшие курс университетского образования были и отличными, из ряда вон выходящими офицерами» (Гон­чаров И. А. Собр. соч. М., 1952. Т. 7. С. 244).




Литература - Общие темы - Педагогика