On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Организация работы финансовых служб предприятия по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции

Планирование выручки, с переходом к рыночной экономике, занимает центральное место в стратегическом управлении предприятием.

Разработка плана по выручке- сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяящих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов.

Плановые показатели выручки разрабатываютсяяхозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.

Процесс планирования выручки состоит из нескольких этапов: анализа выручки за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величиныы оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получчния запланированного размера выручки .

В ходе анализа выручки хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализационных доходов, размер налогов и др.). На размер выручки влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К группе внешних факторов относятся: уровень развития экономики страны в целом; меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;

природные (климатиччские) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;

изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; надбавок; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений нанес; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

Вторая группа объединяет факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности предприятия, с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением предприятием государственной дисциплины.

К основным факторам этой группы относятся: результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли и др.

Факторами, связанными с нарушениями хозяйственной дисциплины,являются:

нарушение налогового законодательства и действующего порядка установления и применения цен и торговых надбавок;

экономияя полученная в результате недовыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, плана текущего ремонта основных фондов, недоиспользование средств по подготовке и повышению квалификации кадров и др.;

экономия, полученная в результате ухудшения культуры обслуживания, сокращения услуг, оказываемых покупателю, и др.;

несоблюдение методов списания безнадежных долгов, принятой методики оценки товарно-материальных ценностей, начисления износа основных фондов и нематериальных активов.

Внутрихозяйственный анализ выручки включает: текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный (прогнозный) анализ.

Текущий анализ проводится по важнейшим отчетным периодам (год, квартал, месяц) хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности предприятия (подразделения), выявление неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-производственной деятельности.

Этот вид анализа имеет недостатки. Выявленные резервы, как правило, означают потерянный доход, поскольку они относятся к прошлому периоду и их можно будет учесть только в будущей работе. Запоздалость получения соответствующей информации (в середине следующего месяца, квартала, к концу января, а то и к середине апреля при анализе годовых данных) не позволяет оперативно восполнить выявленные недостатки.

Нивелировать выявленные недостатки текущего анализа позволяет оперативный повседневный анализ, как это принято за рубежом. Он основывается на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за работой каждой структуры и каждого работника в отдельности, на беседах с поставщиками, покупателями, работниками данного предприятия.

Вместе с тем и этот анализ имеет элементы несовершенства: неточность, приближенность в расчетах.

Широкое применение ПЭВМ (желательно на каждом рабочем месте) позволит значчтельно повысить достоверность аналитических оценок.

Особенность и специфика перспективного анализа (начального этапа планирования) заключаются в рассмотрении яялений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущей перспективы (месяц, квартал, год, 2-3 года, 5 лет и более).

Последовательность прогнозного анализа в общем виде заключается в следующем:

определяется круг показателей, характеризующих перспективу развития предприятия, по основным направлениям его хозяйственной деятельности;

строится график исходного динамического ряда взаимосвязей показателей и путем сравнения его с графиком известных функций отбирают наиболее подходящие;

вводятся в систему дополнительные ограничения, рассчитываются теоретические уровни ряда и показатели соответствия полученной формулы принятым ограничениям (чаще всего в этих целях используется метод наименьших квадратов).

Оценка выручки предприятия проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом, как и по другим количественным показателяя, необходимо обеспечить сопоставимость показателей и исключить ценовое влияние, особенно в условиях происходящих инфляционных процессов (если уровень инфляции находится в пределах 5%, его можно не учитывать при анализе и планировании основных показателей хозяйственной деятельности).

В ходе анализа выясняется, сумело ли предприятие получить запланированную прибыль, по каким причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли; кто виноват - плохое планирование или плохаяяработа. Анализ прибыли производится в несколько этапов. На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность.

При обосновании плановой (прогнозной) структуры розничного товарооборота, кроме вышеперечисленных основополагающих принципов, необходимо учесть сложившуюся и потенциальную сегментацию рынка, жизненный цикл товара, концепцию полезности и удовлетворенности потребительского выбора, обеспеченность населения данной продукцией, различные временные аспекты, прибыльность той или иной комбинации товаров и услуг коэффициент насыщенности рынка.

Все виды продукции и услуг имеют определенный жизненный цикл. Концепция жизненного цикла товара исходит из того что товар, как и все живое на земле, имеет свой возраст и подвержен старению, что, выходя на рыыок даже с самыми великолепными особенными потребительскими свойствами, он рано или поздно вытесняется с рынка другим более современным изделием. Характерные черты отдельных стадий жизненного цикла товара в основном сходны на всех рынках, хотя их продолжительность может различаться. Жизненный цикл товара определяет объем продаж и его прибыльность. Вступление товара в каждую новую стадию жизненного цикла требует изменения стратегии и тактики коммерческих служб, с тем чтобы лучше приспособить свою деятельность (плановую, закупочную, сбытовую и др.) к изменениям рыночной ситуации.

Назад       Главная