Рост боеспособности вооруженных
сил США явился результатом претворения в
жизнь доктрины Клинтона. В ней главное
внимание сосредоточено на
совершенствовании перспективного
наукоемкого оружия, на расширение
масштабов использования высоких
технологий и, главное, ставится задача
всемерно содействовать дальнейшей
реструктуризации военно-промышленных фирм
и научно-технических центров, способных
разрабатывать и осваивать эти технологии.
Военно-промышленная доктрина становится
частью общей стратегии национальной
безопасности, а национальная научно-техническая
и индустриальная база - важнейшим элементом
этой стратегии.
Эта стратегия явилась
результатом мировой технической революции.
Эта революция берет начало в гражданской
сфере. В ее основе находятся две движущие
силы. Первая - развитие информационных
технологий, которые преобразили
экономическую и социальную жизнь и привели
к многочисленным последствиям в военной
сфере. Одно из таких последствий -
разработка само наводящего на цель оружия.
Различные типы электронных систем для
сбора разведывательных данных с их все
всевозрастающими возможностями, а также
компьютеры, способные собирать и
распределить среди потребителей массу
информации из этих источников, также
связаны с информационными технологиями.
Подъем экономики США и других стран
является второй движущей силы. Ее главная
особенность - все возрастающая способность
гражданской сферы коммерциализировать
функции военно-промышленной деятельности.
Это - осуществление частными контрактными
фирмами большинства мероприятий по
тыловому обеспечению вооруженных сил,
использование военными организациями
коммерческих спутников и других
гражданских авиационно-космических систем
для военных коммуникаций и сбора
разведывательных сведений вместо того,
чтобы тратить деньги на разработку
собственных систем.
Доступ богатых стран к широкому
кругу военных товаров и услуг, включая
услуги опытного персонала по обслуживанию
и применению высокотехнологичных видов
оружия, дает этим странам возможность
сокращать или ликвидировать собственные
научно - производственные базы и таким
образом более эффективно использовать
военные бюджеты.
Произошла трансформация форм
ведения боевых действий, означающая
изменение соотношения между наступлением и
обороной, местом и временем, огнем и
маневром. Будущая война будет, скорее,
гигантской дуэлью с применением “умных”
боеприпасов, а не напоминающей шахматы
игрой с маневрированием и занятием позиций.
Доминирующие до наших дней “платформы”:
корабли, самолеты, танки, БМП,
бронетранспортеры утрачивают свое
значение. Важнейшую роль начинает играть
качество оборудования и вооружений,
оснащенных сенсорами и электроникой всех
видов.
Современная революция в военном
деле предоставляет колоссальные
возможности странам, которые могут
позволить себе приобрести или создать
дорогое современное оружие и научиться
использовать его. Однако только США с их
оборонным бюджетом, в 15 раз превышающим
бюджет России, могут полностью
использовать результаты этой революции.
Вполне естественно, что революция в
военном деле повлечет за собой
существенные изменения в научно-технической
и производственной деятельности военной
промышленности. Еще в 1986 г. для выработки
стратегии создания перспективных
вооружений министерство обороны США
создало специальную комиссию, в которую
вошли видные политические деятели,
экономисты и военные специалисты. Комиссия
рекомендовала сконцентрировать усилия
создателей этого вооружения на
максимальном использовании всех имеющихся
научно - технические возможностей. Особо
рекомендовались технология “Стелс”,
электронные системы выявления и контроля
целей, способные обеспечить их уверенное
поражение.
В 1987 г. конгресс США
сформулировал программу сбалансированного
развития военной техники путем
форсированного использования новых
технологий при создании боеприпасов
высокой точности. Реализуя эту программу,
министерство обороны разработало в 1988 г.
программу “Инициатива в области обычной
обороны”, предусматривающую резкое
повышение боевых качеств обычного
вооружения. В программу входило создание
оружия высокой точности для уверенного
поражения целей, а также системы разведки,
связи, командования, обеспечивающей
получение, обработку и передачу информации,
которая необходима для эффективного
использования всех видов вооружения и
военной техники. Реализация научно-технической
политики в области создания новейших
перспективных видов вооружений началась в
конце 80-х годов. Ее главной составляющей
явился непрерывный рост ассигнований на
закупку средств связи и электроники,
составивших в середине 90-х годов около 40%
всех ассигнований по статье “Закупка
вооружений и военной техники”.
Следует, однако, отметить, что этот общий
показатель, характеризующий степень
насыщения электроникой всех вооруженных
сил страны, не отражает уровня научно-технических
достижений по отдельным видам вооружений и
военной техники. Более точное
представление дает показатель по
наукоемкости, определяемый уровнем
электронного оборудования, встроенного в
образцы вооружений. По этому показателю
наиболее наукоемким видом вооружения и
военной техники являются космические
системы, где эта доля в стоимостном
выражении составляет 67-70%, далее идут
ракетная техника - 40-48, военно-морская
техника - 34-36, авиация - 27-29 и, наконец,
бронетанковая техника - 16-21%. Специалисты
считают, что в дальнейшем доля встроенного
электронного оборудования будет резко
возрастать. Особо это касается разведки,
связи, командования и контроля.
Данный фактор во многом
способствовал расширению
диверсификационных процессов,
осуществленных военно-промышленными
корпорациями в конце 80-х начале 90-х годов.
Характерной особенностью этих процессов
являлась переориентация производства на
выпуск электронной продукции, к которому
приобщились более 80% крупнейших фирм
военной промышленности.
Подобные диверсификационные процессы
имели многоцелевой характер. Речь шла не
только о создании отдельных систем и
комплектующей электроники военного и
гражданского назначения, но и о создании
систем оружия или видов вооружений, где
электронные компоненты являются
определяющими. В данном случае
диверсификация производства
осуществляется путем приобретения
электронными фирмами готовых заводов по
производству вооружений и последующего его
оснащения электронными компонентами.
Стремление военно-промышленных корпораций
диверсифицировать свое производство,
создав или расширив выпуск электроники, в
большинстве случае не сказалось на их
основной специализации и не внесло
существенных изменений в структуру
выпускаемой продукции.
Серьезные сдвиги в
диверсификации производства, повлекшие за
собой изменение основной отраслевой
специализации в последующие годы,
наблюдались в корпорациях, завершивших
выполнение крупных военных заказов.
Особое внимание военно-промышленные
фирмы уделяли контрактами на поставки
электронных систем командования и разведки,
на закупки которых военный бюджет США
ежегодно выделял 12-15 млрд. долл.
Сформировавшиеся в конце 80-х
годов в США структуры наукоемкого военного
потребления значительно ужесточили
требования к поставщикам со стороны
Пентагона. Одновременно были отменены
какие - либо гарантии компенсации растущих
расходов на НИОКР и внедрение их
результатов в производство.
Все это, а также резкое
сокращение военных бюджетов заставило
военно-промышленные фирмы искать пути
выживания. Данной проблемой занялся и
Стокгольмский международный институт по
исследованию проблем мира, который изучил
основные направления стратегии
промышленных фирм, связанных с военным
бизнесом. К главному направлению была
отнесена концентрация деятельности в тех
областях военного бизнеса, потребность в
которых сохранится в дальнейшем. Это во
многом способствовало резкому росту числа
слияний и поглощений и, как следствие,
сокращению числа компаний в военных
отраслях.
В прошлом десятилетии покупка акций
других фирм осуществлялась в значительной
степени компаниями, которые стремились
упрочить свои позиции на рынке или
получить доступ к новым технологиям.
Мотивом многих приобретений и слияний была
диверсификация производственной
деятельности. В конце первой половины 90-х
годов основным мотивом покупок акций и
слияний стала консолидация сил и
необходимость сокращения мощностей.
Важнейшим фактором консолидации
сил является скорость и решительность
действий фирм, которые приобретут еще
большее значение, когда основным мотивом
слияния, помимо избавления от конкурента,
станет последующая реструктуризация
производства и сбыта. Особенно в этом
преуспели американские компании АРКП,
которые в условиях возрастающих требований
покупателей активно реорганизуют
производственную и сбытовую деятельность с
целью снижения издержек и повышения
надежности продукции.
Помимо этого были увеличены
масштабы покупок акций других фирм при
одновременной продаже своих дочерних
подконтрольных фирм, что привело к
сокращению числа поставщиков самолетов,
ракет и электроники.
В 1993 г. в первой десятке компаний
осуществлявших наиболее крупные сделки по
слиянию и поглощению фирм, выпускающих
авиаракетно-космическую технику,
фигурировали 6 американских. Что касается
других оборонных корпораций - “Боинг” и др.,
то благодаря своевременной
широкомасштабной модернизации и
дополнительным военным заказам они
остались основным ядром военной
промышленности США.
Следующая волна консолидированных
процессов началась в 1995 г. В феврале в
результате слияния компаний была
образована самая мощная в мире группа
оборонной промышленности, втрое больше чем
у самой крупной из европейских групп. В
январе 1996 г. новая группа объявила о
приобретении за 1,9 млрд. долл. предприятий
по выпуску военной электроники.
В результате слияний в
американской промышленности произошли
изменения. В 1990 г. на десять крупнейших
военных фирм приходилось 29% основных
контрактов, заключенных министерством
обороны. В начале 1996 г. их доля составила уже
38%, а к концу десятилетия она может достичь
50%.
Эта тенденция поддерживается
Пентагоном, который считает, что вооружения
были бы на 30% дешевле, если бы не приходилось
платить за избыточные мощности в военной
промышленности. Представителям военных
кругов хотелось бы иметь дело всего с двумя
компаниями, производящими самолеты, ракеты
и искусственные спутники. Они считают, что в
строительстве военных кораблей, подводных
лодок и в производстве бронетехники, где
заказы более крупные и редкие, вообще
нежелательна даже ограниченная
конкуренция.
После семи лет проводимого
Пентагоном сокращения закупок
правительство возобновило политику
расширения продаж оружия за рубежом. Это
вызывало новую мощную волну слияний и
поглощений в АРКП.
Желание преодолеть 20-миллиардный
рубеж и таким образом попасть в число
лидеров АРПК США охватило и компанию “Рейтеон”.
Характерной особенностью волны
слияния и поглощений 1996-1997 г. явилось
энергичное содействие Пентагона и
министерства торговли. Помимо получения
прибыли большую роль играют стратегические
соображения. Правительство США правит
перед собой цель - расширить рынки для
своего экспорта оружия и оттеснить
европейских конкурентов.
Делая ставку на крупнейшие фирмы,
правительство выдает им оборонные заказы,
которые, например, для “Боинга” в 1997 г.
составили почти 20 млрд. долл. Субсидии,
выделенные фирме под эти заказы, а также
финансирование правительством НИОКР, дают
возможность “Боинг” продавать свои товары
и услуги намного дешевле их рыночной
стоимости. Высокое качество поставляемой
продукции при относительно низкой цене
делают неконкурентоспособными всех
остальных экспортеров, особенно тех, кто не
получает помощи от государства.
Снижение мировых военных
расходов в 90-х годах происходило в основном
за счет России, новое руководство которой
решило одним махом перейти от “сверх
вооружения” к “сверх разоружению”. При
этом должным образом не были просчитаны ни
политические и военно-экономические
последствия такого шага. Кстати, данное
решение представляет наглядный пример
определяющего влияния государства на
развитие военной экономики.
В 1998 г. в ведущих западных странах
отчетливо проявился курс на модернизацию и
техническое переоснащение вооруженных сил.
Об этом свидетельствует, в частности,
пятилетняя программа министерства обороны
США.
США вообще уделяет наибольшее
внимание техническому переоснащению
вооруженных сил. Бюджетные ассигнования
министерству обороны США на 1998 г. составили
254,9 млрд. долл. Проект бюджета на 2000 г.
предусматривает расходы на оборону в
размере 280,8 млрд. долл. В 2000 г. планируется
затратить 53 млрд. долл. на закупки новейших
вооружений.
Серьезной угрозой международной
стабильности становится все более
откровенное стремление США под любым
благовидным предлогом выйти в
одностороннем порядке из бессрочного
договора по противоракетной обороне от 1972 г.
в целях дальнейшего наращивания своего
военного и военно-технического
превосходства.
Нынешнее состояние оборонной
промышленности в ведущих западных странах
дает основание полагать, что в основном она
обеспечивает удовлетворение как текущего,
так и перспективного военного спроса. Хотя
потребность в военной технике значительно
снизилась по сравнению с пиковым 1987 г., в
мире по-прежнему производится огромное
количество вооружений.
Оборонная промышленность США,
опираясь прежде всего на крупнейший в мире
объем внутреннего спроса, занимает
лидирующее место, оставив далеко позади не
только отдельные страны, но и целые регионы.
Другое чрезвычайно важное преимущество
оборонной промышленности США в том, что она
опирается на исключительно высокий уровень
военных НИОКР, что позволяет непрерывно
совершенствовать и создавать новые системы
оружия, одновременно модернизируя
технологическую базу для их производства.
Еще одно преимущество оборонной
промышленности в том, что частные военные
промышленные корпорации сумели
самостоятельно, но под жестким контролем со
стороны государства, достаточно быстро и
эффективно осуществить реструктуризацию
отрасли. В результате многочисленных
слияний и поглощений в первой половине 90-х
годов на первый план выдвинулись три
гигантских конгломерата: “Локхид - Мартин”,
“Боинг” и “Рейтеон”.
Однако консолидация отрасли
вызвала и определенные негативные
последствия. Обнаружилось, в частности, что
сокращение числа головных подрядчиков,
вопреки радужным предсказаниям, все-таки
ограничило конкуренцию и привело к росту
стоимости закупаемых систем вооружения.
Считать реструктуризацию
оборонной промышленности США завершенной,
разумеется, нельзя. Но, вероятно, вместо
сенсационных много миллиардных сделок,
заметно изменивших облик отрасли, все
большое внимание будет уделяться
преобразованиям не столько громким, но
важным. Речь, в частности, идет о
совершенствовании как внутрифирменных
отношений, так и отношений головных
подрядчиков с субподрядчиками и
поставщиками.
|