On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Глава 3. Международная интеграция российского ВПК

Военно-промышленные компании США извлекли уроки из последних провальных попыток конверсии военного производства в начале 70-х г. и с благословения самих политиков отвергли эту идею, витавшую в начале 90-х г. в политическом истэблишменте США.

Российская конверсия выразилась в обвальном спаде производства продукции по всему оборонному комплексу в целом, и особенно по военной продукции.

К середине 90-х годов общественное сознание России пришло к пониманию того, что ВПК существует не только для конверсии. При этом спектр суждений о внешнеэкономических связях ВПК опять неоправданно зауживается, сводясь к торговле оружием как единственной проблеме, стоящей перед отечественной оборонной промышленностью. Неудачливого героя вчерашних дней - конверсию - сменил подающий надежды сегодня - экспорт оружия.

Между тем, современные военно-промышленные связи далеко не исчерпываются простой торговлей оружием. За последние 10 лет мировой рынок вооружений сократился почти в три раза, а интенсивность военно-технического сотрудничества и взаимозависимых национальных оборонных индустрий существенно возросли, поэтому подключение национальной оборонной базы к международным военно-техническим отношениям поднимает многие, по сути неисследованные пионерные политико-экономические задачи, от которых зависит позиция отечественного ВПК в мировой военной промышленности. Среди этих проблем ведущим, видимо, является соотношение между степенью вовлечения в интернациональные военно-технические проекты и сохранением допустимого уровня национального воспроизводства оборонно-промышленной базы. Интенсификация внешнеэкономических отношений способна как усиливать эффективность структурной перестройки национальной оборонной промышленности, так и нарушить “генетический код” военных технологий, то есть причинить ущерб национальной военно-технологической безопасности страны (чрезмерная зависимость от иностранных поставщиков или инвесторов, свертывание собственных ключевых научных исследований, несанкционированная утечка технологий и т.п.).

Оценка места и роли российского оборонно-промышленного потенциала в мировом военно-техническом сотрудничестве подлежит переосмыслению также в силу развертывания в наши дни нового этапа военно-технической революции - электронизации вооружений, создания глобальных, информационно-насыщенных оборонных систем, то есть точного, “умного” оружия с высокими поражающими характеристиками. Совершенно очевидно, что отставание российской оборонно-промышленной базы на этом направлении военно-технического прогресса обернется падением конкурентоспособности всей военной промышленности с соответствующим изменением возможностей интернационального военно-технического сотрудничества.

К настоящему времени оборонный комплекс России сохраняет ряд конкурентных преимуществ, позволяющих выгодно интегрироваться в мирохозяйственные связи. Сюда можно отнести:

- относительную дешевизну рабочей силы в сочетании с ее высокой квалификации;

- значительный потенциал прикладной науки с относительно небольшой капиталоемкостью научно-исследовательских работ;

- достаточно высокую долю основных производственных фондов, что позволяет снижать капиталоемкость технологической модернизации производства;

- передовой уровень некоторых военных и космических технологий, опережающих западные аналоги на 10-20 лет;

- огромные возможности в области технологий “двойного применения”.

Последнее преимущество доказано огромными успехами российских оборонных компаний на межрегиональных научно-технических салонах и выставках, проведенных в последние годы.

Реализуемая в настоящее время “Федеральная программа конверсии оборонной промышленности” предполагает поддержку многих конверсионных технологий, разработанных по типу “двойного применения”. В Департаменте промышленности вооружений Госкомоборонпрома РФ большинство медицинских конверсионных технологий, финансируемых по направлению “Разработка и производство новых видов медицинской техники” Федеральной программы конверсии, были созданы как “двойные”, то есть основные теоретические проработки, лабораторные испытания и сложенные и сложные технологические цепочки использовались как при проработке военной продукции, так и при создании гражданской.

Чтобы адекватно представить современные возможности подключения российского ВПК к мировому военно-техническому сотрудничеству, следует оценить те глобальные перемены в этой области, которые происходят в наше время, в эпоху окончания блокового противостояния Восток - Запад.

Вкратце суть глобализации мировой военной промышленности можно выразить как повсеместное распространение высокоразвитых форм кооперации, охватывающих все стадии жизненного цикла оружия (со сдвигом в сторону научно-исследовательских и даже проектных работ), вплоть до серии беспрецедентных слияний крупнейших оборонных компаний США и Западной Европы, развернувшейся в начале 90-х годов.

Оценивая перспективы интеграции российского ВПК в мировую военную промышленность, нужно, прежде всего, окончательно согласиться с тем, что обратного движения в сторону автаркического развития национальной оборонной индустрии добиться еще труднее, чем восстановить СССР. Причины заключаются как в экономико-политических, так и в военно-технологических факторах. Ни Россия, ни какая-нибудь индустриальная группировка стран на базе СНГ не в состоянии выдержать очередной долгосрочный этап мирового военно-технического прогресса. Пока российский ВПК выживает за счет научно-технического задела, созданного к началу 90-х годов. Все отечественные самые передовые в мире системы оружия (авиационное, ракетное оружие, бронетанковая техника, некоторые виды морских судов) - результат научных разработок 70-80-х годов. Отдельные технологические усовершенствования оборонной продукции, осуществляются в 90-е годы на старой научно-технической базе 80-х годов. Например, российские МИГи и “Сухие” были разработаны еще 10-15 лет назад. По прогнозам специалистов, эта и другая техника будет пользоваться спросом на внешних рынках еще 10-15 лет. Но если КБ и НИИ останутся без финансовой поддержки, в следующий век российский ВПК может войти без необходимого военно-технического задела.

Недофинансирование в 1995-1996 гг. и без того урезанного оборонного заказа приводит к тому, что российские производители отказались от запуска в серию такой перспективной техники, как авиационные комплексы пятого поколения, ударные самолеты ДА, многоцелевые фронтовые истребители (МФИ), военно-транспортные самолеты ИЛ-106, вертолеты Ка-50 и Ка-52. Приостановлены работы по модернизации самолетов МИГ-29, Су-27М и ряда ракет, которые приносят обороне валютную прибыль.

Конкурировать с западными производителями вооружения на новом этапе военно-технического прогресса (электронизации и информатизации систем вооружений) и оставаться вне международных военно-технических связей - значит, гарантировано обрекать себя на поражение. Не нужно повторять ошибки советской промышленности 70-х годов, “прозевавшей” очередной этап НТР и массовой промышленной модернизации на Западе (энергосберегающие и информационные технологии), что привело к экономической стагнации середины 80-х и развалу СССР в начале 90-х годов.

Россия обречена на интенсификацию международных военно-технических связей, и анализ существующего состояния дел в этой области позволяет говорить о двух возможных вариантах интеграции отечественной оборонной промышленности в мировую индустрию.

Первый вариант связан с продолжением нынешней политики либерализации внешнеэкономических связей оборонного комплекса при отсутствии сколько-нибудь устойчивой долгосрочной промышленной стратегии, связанной со структурной реорганизацией военной промышленности, финансированием приоритетных программ вооружений и двойных технологий. Оставшись без финансовой поддержки из-за отсутствия надежных финансово-промышленных связей, а также без административной поддержки со стороны государственных органов, российские оборонные предприятия выступают на международной арене в качестве неравноправных партнеров западных военно-промышленных компаний. Заключая соглашения о совместных научно-технических и производственных проектах, отечественные предприятия выступают в качестве поставщиков-подрядчиков далеко не первого уровня в технологической цепочке той или иной программы. Тем самым культивируется технологическая зависимость и одностороннее развитие таких научно-производственных комплексов, которые строились в советский период как технологически замкнутые центры по созданию систем вооружений. В этом заключается первая угроза технологической безопасности оборонной промышленности России.

Вторая угроза, возникающая в результате вовлечения отечественной “обороны” в мирохозяйственные связи, состоит в чрезмерной зависимости развития новейших вооружений от иностранных заказчиков и вытекающей отсюда опасности диспропорционального развития национальной оборонно-промышленной базы в целом. Те отдельные предприятия, которые производят сегодня конкурентоспособную военную продукцию, реализуют ее на зарубежных рынках и уже получат заказы на совершенствование данного оружия от иностранных заказчиков, оказываются в привилегированном положении по сравнению с предприятиями, не сумевшими реализовать на внешнем рынке свою продукцию. Чудовищное сокращение закупок оружия российским Министерством обороны делает вывод на внешние рынки фактором резкой дифференциации финансового состояния и перспектив технологического развития всех оборонных предприятий страны. Уже известны возможные варианты исключительно внешнего финансирования новейших образцов оружия.

Продолжение такой практики означает разделение всей национальной оборонно-промышленной базы на два сектора: стагнирующий, ориентированный на внутренний спрос, и развивающихся, вовлеченный во внешнеэкономические поставки.

Поляризация этих секторов угрожает разрывом технологических научно-производственных связей между предприятиями российского ВПК как единого целого, соответственно, утратой потенциала для производства сложных комплексных систем вооружений.

Отсюда не следует, разумеется, что российскому ВПК вредны международные производственные проекты, но опасно диспропорциональное несбалансированное развитие его отдельных отраслей, наметившееся в последние годы в связи с либерализацией внешнеэкономических связей.

Второй вариант интернациональной интеграции отечественной оборонной промышленности более адекватно отражает интересы технологической безопасности страны. Он связан с подключением российских оборонных компаний к международным проектам в качестве ведущих подрядчиков, сосредоточивающих у себя разработку ключевых технологий передовых систем вооружений, выступающих в роли головных контакторов интернациональных “команд” - исполнителей.

Для успешной внешнеэкономической интеграции отечественного ВПК, чтобы эффективнее реализовать продуктивные тенденции международного сотрудничества, необходимо выполнение двух важных условий. Во-первых, пора наконец-то не на словах, а на деле сформировать промышленную стратегию, основой которой должно стать образование крупных диверсифицированных оборонных компаний-концернов на основе межотраслевой интеграции военного производства. Существующие ФПГ в оборонной промышленности на сегодняшний день не соответствуют организационным структурам ведущих западных военных компаний. Без сосредоточения финансовых и технологических ресурсов в руках крупного разработчика-производителя равноправная конкуренция с ведущими западными концернами невозможна.

Во-вторых, крайне важно осуществлять грамотную государственную политику в области координации международных военно-технических связей. Конкретнее, соответствующим государственным структурам нужно активизировать работу по лоббированию интересов отечественных оборонных компаний на мировой арене в качестве головных исполнителей на базе имеющегося передового задела в некоторых отраслях военной промышленности (прежде всего - ракетная техника, авиационно-космические системы, бронетанковое оружие). При этом следует иметь в виду, что наиболее предпочтительными партнерами здесь выступают на американские, а европейские и азиатские фирмы. Амбициозность американских компаний, основанная на военно-технологическом лидерстве, изначально обрекает на неудачу попытки добиться хотя бы равноправных условий совместных проектов для российских “оборонщиков”. Поэтому, решая неотложную проблему выбора партнеров по интеграции, следует обратить внимание на технологически развитые европейские концерны (вставшие на путь беспрецедентных слияний и бросающие вызов американскому доминированию) и на быстрорастущие азиатские фирмы.

В оборонной промышленности РФ в настоящее время сложилась крайне тяжелая, близкая к критической ситуация. В целом уровень производства для военных нужд составляет менее 5% от уровня 1990г. Такое резкое падение не может не вызывать тревоги. Спад промышленности. За период 1990-1995 гг. реальные расходы на закупки ВВТ сократились в 16 раз (в долларовом эквиваленте со 130 млрд. До 8 млрд. долл.), на НИОКР - в 12 раз (мс 60 млрд. до 5 млрд. долл.) . Для сравнения - США в нынешнем году тратят на закупки техники 42 млрд. долл., на НИОКР - 35 млрд. долл.

За спадом промышленного производства стоят простои производственных мощностей, их низкая загрузка и, как следствие, отток кадров из “обороны”. Снижение численности работников идет в основном за счет высококвалифицированных и молодых кадров, не довольных низким уровнем оплаты труда. Сегодня более половины персонала оборонных предприятий составляют пенсионеры и работники предпенсионного возраста.

Среднемесячная заработная плата одного работника в сфере ВПК составляет около 65% от средней по России, и менее 60% от средней по промышленности .

Продолжение политики минимального государственного финансирования оборонных предприятий, подталкивающей их к вынужденному переходу на выпуск народнохозяйственной продукции, может привести к неконтролируемому даже со стороны руководства предприятий распаду наиболее важных для страны разработок, технологий и производств. Этот процесс фактически уже начался и продолжает набирать силу.

Существует понятие критического потенциала национальных НИОКР, который оценивается долей расходов на НИОКР в ВВП государства, не меньшей 2,5-3,0%. На протяжении ряда лет этот показатель, по реально выделенным ассигнованиям, снижался и составлял (%); в 1991г. - 1,03; 1992 - 0,5; 1993 - 0,52; 1994 - 0,47; 1995г. - 0,41 .

Следует учесть, что серьезный удар по ВПК страны нанес, конечно, распад СССР. Значительная часть конструкторских бюро и заводов оказалась за пределами России. Достаточно упомянуть только сферу разработок и изготовления ракетной техники и систем управления ею, важнейшие предприятия которой остались в Украине (Днепропетровск, Киев, Харьков), Белоруссии, Казахстане, Прибалтике, других странах СНГ. Восстановить в полной мере требуемую кооперацию за счет своих сил и средств России пока не удалось.

Предлагавшиеся в последнее время меры по выходу из сложившегося положения следует признать малоэффективными. Основные из них две: финансирование предприятий “оборонки” за счет экспорта вооружений; выделение приоритетных работ с полномасштабным финансированием занятых в них предприятий.

Первая из указанных мер недостаточно эффективна потому, что в условиях продолжающейся в стране политической и экономической нестабильности трудно ожидать серьезных международных сделок на поставки нашего вооружения, которое должно обслуживаться нами в течение всего жизненного цикла, исчисляемого 10-20 годами. Наиболее выгодные рынки сбыта вооружений уже заполнены в основном нашими конкурентами. Хотя экспорт оружия способен создать временное облегчение для отдельных ОКБ и предприятий, в целом это вряд ли обеспечит должную поддержку обороной промышленности и не может рассматриваться как основной источник ее финансирования.

Что касается политики приоритетов, то при сегодняшней системе управления, лоббирования видов ВС и промышленности, отсутствия ясной военной доктрины и финансовой предсказуемости не предоставляется возможным выдерживать в течение всего запланированного времени и в полной мере финансовую поддержку выделяемых предприятий и разработок. Препятствиями являются и сложность достижения в Министерстве обороны и ВПК единых взглядов на приоритеты, и объективные трудности по поддержанию остальных (неприоритетных) предприятий на минимально необходимом уровне социально-экономических условий их существования, и другие факторы.

Таким образом, для вывода российской обороной промышленности из тяжелейшего кризиса требуются более решительные и глубокие меры

Назад       Главная       Вперёд