В 1996 г. исполнилось 23 года со
времени присоединения Великобритании к
Европейскому Сообществу. Этот шаг Лондона
следует считать поворотным моментом в
отнюдь не прямолинейном процессе
перемещения в Западную Европу центра
тяжести всего комплекса позиций и
интересов Великобритании; усиление
западноевропейского компонента оказало и
продолжает оказывать огромное влияние на
хозяйство и внутриполитическую жизнь
страны, на эволюцию места и роли
Великобритании в основных сферах мировой
экономики и политики.
Как оценивать это воздействие 23
года спустя? Что получила Великобритания,
став активным участником европейского
строительства, и что потеряла? Насколько
оправданными оказались опасения, связанные
с последствиями переориентации Лондона на
Западную Европу?
Вступление Великобритании в ЕС
произошло через 16 лет после подписания
шестью западноевропейскими странами
Римского договора о создании Общего рынка.
"Опоздав" с подключением к
западноевропейскому: интеграционному
процессу, Лондон пренебрег возможностью
внести в структуру ЕС на первом этапе его
развития элементы, в наибольшей мере
соответствовавшие исторически сложившейся
структуре британского хозяйства. Задержка
"поворота к Европе" обернулась для
Великобритании в последующие годы довольно
существенными осложнениями отношений с
партнерами по Сообществу. Еще в течение
длительного времени во франко-германо-британском
"триумвирате", направлявшем развитие
Сообщества, роль Великобритании была
меньше, чем ФРГ или Франции. По мере
продвижения по пути углубления интеграции
разрыв уменьшался, сглаживались
противоречия Великобритании с другими
участниками в области аграрной,
региональной, энергетической политики,
хотя по многим позициям процесса создания
"единой Европы" разногласия
сохраняются и поныне.
В 70-е гг. трудности адаптации к
новым условиям конкуренции в Общем рынке
стали дополнительной причиной
экономического отставания Великобритании.
В 1974-1984 гг. средний темп роста ВВП в странах-членах
Сообщества составлял 1,9%, а в Великобритании
- всего 1,2%. Однако в последующее десятилетие
ситуация существенно изменилась. В 1985-1996 гг.
Великобритания по этому показателю почти
сравнялась с партнерами по ЕС -
соответственно 2,1 и 2,3%. Эти успехи связаны,
конечно, не только с воздействием
интеграционных факторов, стимулировавших
научно-технический прогресс и структурные
сдвиги в промышленности, но и со всем ходом
циклического развития британского
хозяйства, и с результатами политики
тэтчеризма и Мейджора, которая существенно
преобразила экономический и политический
облик страны.
Иными словами, за время
пребывания в ЕС британской внешней
политике удалось если не укрепить, то по
крайней мере стабилизировать свои позиции
в Европе. К тому же через ЕС с его сложной
системой взаимозависимости Великобритания
получила возможность оказывать гораздо
большее воздействие на решение глобальных
политических проблем, чем действуя в
одиночку. Выступая составной частью
формирующегося в Западной Европе общего
хозяйственного комплекса, она входит в
Единый внутренний рынок, охватывающий 12
государств с населением в 340 млн. "Европеизация"
хозяйства и внешнеэкономических связей
Великобритании - на Западную Европу
приходится 13 ее внешнеторгового оборота -
содействовала укреплению мощи британских
фирм и финансовых компаний лондонского
Сити в Европейском регионе; благодаря
дополнительному импульсу, полученному от
участия в ЕС, Лондону удалось сохранить
самую обширную после США "хозяйственную
империю" за рубежом.
Не оправдались и прогнозы тех,
кто полагал, что членство в ЕС не позволит
Лондону осуществлять самостоятельную
внешнеэкономическую политику. Они исходили
из того, что сращивание европейских
хозяйств и рынков приведет к синхронизации
экономических циклов и кризисов и жестко
привяжет экономическую политику стран ЕС
друг к другу. Действительно, за 20 лет
экономическая взаимозависимость этих
стран существенно возросла. Их руководство
должно во все большей мере учитывать
экономический курс партнеров, прежде всего
Германии, в особенности в связи с той ролью,
которую играет марка в рамках Европейской
валютной системы. И тем не менее к началу 90-х
гг. Западная Европа не стала единым
хозяйственным образованием; правительства
стран ЕС по-прежнему осуществляют
экономическую политику, руководствуясь в
первую очередь национальными интересами.
Вступление Великобритании в ЕС
означало своего рода "наложение" на
британскую национальную систему
хозяйственно-политического механизма
Сообщества. Однако членство в ЕС не
отменило ни специфику воспроизводства в
стране, ни своеобразия ее
внешнеэкономической политики. Так, в 1985-1988
гг. интенсивность экономического подъема в
Великобритании была значительно выше, чем в
других странах ЕС. В 1993 г. в ней наблюдался
выход из кризиса, в то время как в странах-партнерах
по Сообществу спад продолжался. "Самобытными"
оставались внешнеэкономическая философия
и политика Лондона, например жесткий
монетаристский курс во время правления
кабинета М. Тэтчер.
Хотя британское правительство и
Банк Англии согласовывали свои действия с
партнерами и наднациональными органами
Сообщества, во многих случаях они принимали
решения, расходившиеся с общими целями и
задачами евростроительства. Лондон, в
частности, не подписал Социальную хартию ЕС,
одобренную на встрече глав государств и
правительств стран ЕС в Страсбурге в
декабре 1989 г. В этой связи М. Тэтчер заявила,
что Великобритания никогда не примет
подобный документ, навязывающий
марксистский дух классовой борьбы
стабильной системе капиталистического
предпринимательства. Эту позицию поддержал
и Дж. Мейджор: приведение трудового
законодательства в Великобритании к общему
с партнерами по ЕС знаменателю, по его
мнению, нанесет серьезный ущерб интересам
страны. В ходе подписания Маастрихтского
договора Великобритании удалось добиться
от Сообщества значительной уступки - на нее
не распространяется действие обязательной
для других стран Социальной хартии. В
сентябре 1992 г., когда валютные ограничения
стали угрожать конкурентоспособности ее
товаров на европейском рынке,
Великобритания не колеблясь вышла из
механизма обменных курсов ЕВС.
В минувшие два десятилетия шел и
процесс европеизации внутриполитической
жизни. Баланс общественных сил постепенно
склады-
вался в пользу более активного
включения страны в процесс консолидации
Сообщества, хотя значительная часть
британцев до сих пор высказывается против
"растворения" в европейском
гражданстве. Отношение двух основных
политических партий Великобритании к
западноевропейской интеграции в течение
этого периода эволюционировало в сторону
все более позитивной ее оценки.
Лейбористская партия, выступавшая после
перехода в 1979 г. в оппозицию за выход из ЕС, к
концу 80-х гг. стала его сторонницей, хотя в
части партии антиевропейские настроения
сохраняются. Основной фронт разногласий по
вопросам дальнейшего развития
Европейского союза переместился в
консервативную, правящую уже 14 лет, партию.
Кстати, среди факторов, способствовавших в
декабре 1990 г. смене М. Тэтчер на посту
премьер-министра Дж. Мейджором, большое
значение имело недовольство влиятельной
части руководства партии негативной
позицией, занятой М. Тэтчер по отношению к
ряду аспектов углубления интеграции.
После подписания в феврале 1992 г.
Маастрихтского договора о создании
экономического, валютного и политического
союза ЕС вокруг его ратификации в Палате
общин развернулись многомесячные дебаты. В
мае 1993 г. они завершились победой
сторонников Маастрихта. Дж. Мейджору
удалось одержать верх благодаря угрозе
распустить парламент и объявить досрочные
выборы, исход которых мог вывести в лидеры
оппозицию.
За два десятилетия существенно
изменилось положение Великобритании на
международной арене. Перемещение "зоны
сосредоточения интересов" в Западную
Европу поставило перед Лондоном вопрос о
судьбе его "особых отношений" с США.
Конечно же европейская ориентация политики
Лондона уменьшила значение "атлантизма",
особенно в экономической сфере.
Двусторонние отношения стали еще более
асимметричными - в гораздо большей мере "специальными"
для Великобритании, чем для США, которые на
международной арене все активнее
взаимодействуют с Сообществом в целом. В
самом этом объединении на роль
привилегированного партнера США
претендует наиболее мощный его участник -
ФРГ. Примечательно, что в окружении Б.
Клинтона появились люди, которые
рассматривают Великобританию
исключительно как среднего размера
государство Европы, которое не заслуживает
специального к себе отношения. В этих
условиях Лондону, естественно, не удалось
реализовать идею стать основным связующим
звеном между западноевропейским центром и
североамериканским.
И все же несмотря на возрастание
роли западноевропейского компонента в
системе внешних связей Лондона
модифицированный вариант англо-американских
"особых отношений", хотя и во все более
сокращенном объеме, продолжает действовать.
Две англосаксонские страны по-прежнему
связывает общность истории, культуры, языка,
традиций. В ряде сфер связи Великобритании
с США остаются более тесными, чем с
континентальными соседями. Даже в
экономической области, где отношения
подорваны в наибольшей мере, между ними
сохраняются прочные связи. Так, в
Соединенных Штатах сосредоточены свыше 1/5
прямых зарубежных инвестиций
Великобритании, в то время как в
ЕС - всего 1/4. Американские капиталовложения
в этой стране также существенно превышают
западноевропейские. Привилегированными по-прежнему
являются англо-американские отношения в
области ядерного оружия. Примечательно, что
в отдельные периоды "атлантизм" в
британской политике даже усиливается. Так
было, например, во время правления М. Тэтчер:
с одной стороны, она весьма прохладно
относилась к планам дальнейшего развития
интеграции, которые, по ее мнению, ущемляли
национальный суверенитет Великобритании; с
другой - в периоды пребывания у власти в США
Р. Рейгана и Дж. Буша она пользовалась
большим влиянием в Белом доме, что,
естественно, отразилось на характере
отношений между Великобританией, Европой и
США.
Участие в ЕС создало новую
ситуацию в отношениях между
Великобританией и освободившимися
странами. Лондон стремился там, где это
возможно, сохранить в них собственные
рычаги и сферы влияния. С этой целью он
предпринял активные усилия для того, чтобы
смягчить для стран Содружества негативные
последствия ликвидации системы имперских
преференций и фактического развала
стерлинговой зоны. Не в последнюю очередь
благодаря деятельности государства
удалось обеспечить "выживаемость"
Содружества, число участников которого
достигает 50. В новых условиях у
Великобритании появилась возможность
строить свои отношения с развивающимися
странами на "коллективной" основе, в
частности на базе Ломейской конвенции,
действие которой распространяется на 69
государств Африки, бассейнов Карибского
моря и Тихого океана.
Спустя два десятилетия после
вступления Великобритании в ЕС
складывается новая модель ее участия в
системе международных отношений, которую -
чем дальше, тем больше - будет определять
содержание Единого европейского акта,
предусматривающего повышение роли
наднациональных органов ЕС, а также
Маастрихтского договора о Европейском
союзе, важнейшими целями которого являются
создание экономического и валютного союза
и проведение странами ЕС, в том числе и
Великобританией, общей внешней политики и
политики безопасности.
Литература.
1. Ушаков Л.Д. Экономический подьем
Великобритании 90-х гг.Москва. 1995г.
2. Князев В. Г., Попов Б. В. Налоги в Англии //
Финансы. 1994.
3. Родионова В. М. Стратегия ТНК. М.: Наука.
1993. Гл. 3.
4. Великобритания (Экономика и политика
стран современного капитализма). М., 1972.
Ответственные редакторы Пронин С. В., Хссин
Е. С.
5. Виноградов Г. Б. Очерки английской
историографии нового и новейшего времени. Л.,
1975.
6. Волков Ф. Д. Великобритания: трудные
времена. М„ 1977.
7. Глушков В. П. Корпорации, государство,
экономика. Английский государственно-монополистический
капитализм на пороге 70-х годов. М., 1972.
8. Дробозина Л. А., Можайское О. В.
Финансовая и денежно-кредитная система
Англии. М„ 1976.
9. Журков А. А., Фаминский И. П.
Великобритания и проблемы
западноевропейской интеграции. М.. 1970.
10. Западная Европа в современном мире. В 2-х
томах. Редакционная коллегия: Шенаев В. Н„
Мельников Д. Е„ Майер Л. (ГДР). М., 1979.
11. Рыжиков В. А. СССР-Великобритания:
развитие отношений (60-70-е годы). М„ 1977.
12. Солодкин Р. Г. Англия па мировых рынках.
М., 1969.
13. Трухиповспий В. Г. Унистон Черчилль.
Политическая биография. М., 1977.
14. Трухановский В. Г., Капитонова II. К.
Советско-аиглийскио отношения, 1945-1978. М„ 1979.
15. Чеклин В. П. СССР - Великобритания:
развитие деловых связей. Под ред. Манжуло А.
Н. М„ 1979.
16. Tlio Military Balance 1979-1990. London 1990 p 94-95 - New Society,
October 4, 1990, p. 8-9.
17. Annual Abstract of Statistics .Tom' Britisb Business, January 25, 1996, p.
54, 58.
18. Trade and Industry, June 25 1996 p 800- 802;
19. Lees F. International Banking and Finance. London, 1994.
20. The Banker, February 1995, p. 110-123.
21. The World Today, May 1995, p. 200-209.
22. Annual Abstract of StatisLics, I994, p. 113-135.
23. British Journal of Industrial Relations, November 1992 p. 371.
24. The Ecouormst, January 2, 1996.
25. Britain's Economic Prospects. Washington-London, 1995.
26. Fortune, May 1994, p. 298.
|