On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Традиционная структура, ее причины и следствия во внешней торговле Италии

С древнейших времен Италия как была, так и осталась страной контрастов. Ее национальные по­казатели представляют во многих отраслях впечатляющие успехи, а в других -провалы. Дальнейшее развитие итальянской экономики начинает наталкивать­ся на такие ограничители, которые будет нелегко преодолеть. Таблица 1 представляет 50 ведущих отраслей Италии на 1985 год по доле в мировом экс­порте. Присутствие в списке виноделия, обуви и шерстяной одежды, быть может, и удивительно. Более интересным представляется выпуск бытового оборудования и ряда машиностроительных изделий. На долю этих 50 видов производств приходится 27 % итальянского экспорта, что ниже, чем в других странах (то же самое характерно и для доли всего экспорта, приходящегося на 50 ведущих видов экспортной продукции, что отображено в табл.

Таблица 1. 5O ведущих итальянских отраслей по удельному весу в мировом экспорте, 1995 г.

Отрасли

Доля в мировом экспорте (в%)

Стоимость экспорта (в тыс. долл.)

Стоимость импорта (в тыс. долл.)

Доля в итальян- ском экспорте (в%)

Овсяная крупа, пшено и другие крупы

69,5

159 765

3631

0,20

Обработанный строительный камень

62,2

701208

5319

0,89

Виноградные вина (аперитив)

58,1

75754

513

0,10

Глазурованная керамическая плитка

56,6

866 879

16437

1,10

Ювелирные изделия

49,6

2 288 256

19978

2,90

 

Замороженные фрукты

45,5

247 385

10159

0,31

Резиновая и пластиковая обувь

41,9

452 469

20402

0,57

Чесаные шерстяные ткани

41,8

278 003

34861

0,35

Стиральные машины

38,2

396 595

32123

0,50

Стальные трубы высокого давления

35,9

319193

11271

0,40

Свитеры из синтетических тканей

34,0

631213

5419

0,80

Сумки

33,7

343 408

3978

0,43

Шерстяные свитеры

33,1

499 221

55 460

0,63

Кожанаяяобувь

32,8

3 285 427

178156

4,16

Текстильные изделия

32,3

510145

48634

0,65

Шелковые ткани

31,7

215 629

53632

0,27

Цемент, искусственные стройматериалы

31,2

124 617

4224

0,16

Стулья и др.

30,6

686124

29894

0,87

Фурнитура для готовой одежды

27,8

251618

24303

0,32

Свежий виноград

27,8

235 494

7105

0,30

Морозильники

26,8

80738

3379

0,10

Женская верхняя одежда

26,2

491478

50159

0,62

Холодильники

26,1

314 900

16353

0,40

Мебель деревянная

25,5

1026 911

40390

1,30

Деревообрабатывающие и керамико-обрабатывающие станки

24,7

485 500

35141

0,61

Кожа

24,6

452 233

266 542

0,57

Прочие свитеры, пуловеры

24,5

641799

16830

0,81

Лигнитовый кокс и шихта

24,2

323

1159

0,00

Неотбеленная целлюлоза

23,3

20576

36907

0,03

Обувная фурнитура

23,0

198 785

11270

0,25

Оливковое масло

22,4

131742

283 534

0,17

Мебель и фурнитура

22,3

186 395

14522

0,24

Мужские костюмы

22,2

145 837

17341

0,18

Оправа для очков

22,2

164124

30899

0,21

Фурнитура для вязаной одежды

22,2

186 366

25954

0,24

Металлическая мебель

21,5

5174 076

11804

0,22

Сухие вина

20,7

803 915

75121

1,02

Антибиотики

20,5

321442

228 622

0,41

Керамическая декорировка

20,3

114451

23432

0,14

Пряжа с полиамидом бесцветная

20,3

97,411

64949

0,12

Расфасовочные и разливочные

       

машины

19,8

464 507

55063

0,59

Пальто мужские

19,8

435 710

99379

0,55

Раковины, унитазы

19,5

77117

3781

0,10

Бытовые плиты, кухонные принадлежности

19,5

199 544

27309

0,25

Саженцы, материалы для прививки

       

и др.

19,3

26045

2750

0,03

Осветительная арматура

19,1

275 239

26915

0,35

 

Швейные станки для изделий из кожи

18,6

425 736

100 203

0,54

Двуокись натрия

18,3

35690

1711

0,05

Ткани из синтетического волокна

18,1

753 426

189 393

0,95

Итого

     

27,16

 

Бросается в глаза большое количество экспортеров и то, что нельзя выделить явных лиде­ров. Однако все наиболее успешные отрасли организованы по приоритетному признаку. Наиболее важный приоритет для внешней торговли Италии связан с текстилем и предметами обихода (например, обувь, одежда, сумки, дорожные принадлежности, а также необходимые специализированные поставки и соот­ветствующее оборудование). Следующим важным приоритетом является произ­водство домашнего оборудования, в том числе различной техники, мебели, светильников, керамических изделий, раковин и ванн, посуды, изделий из натуральных и искусственных камней, а также необходимых сырья и машин. Далее следует приоритет, связанный с производством пищи и напитков, в том числе вина, оливкового масла, макаронных изделий, переработанных овощей (в частности, томатов), хотя Италия и является чистым импортером продоволь­ствия, особенно непереработанных продуктов. Позиции Италии в пищевой промышленности сильны, как и в производстве оборудования и машин (напри­мер, для виноделия, в виде небольших сельскохозяйственных приспособле­ний), а также в выпуске готовой продукции.

Другим важным приоритетом является выпуск предметов индивидуального пользования, в частности украшений, а также оправ для очков и пишущих ручек. Италия имеет сильные позиции в ряде относительно специализирован­ных металлических изделий и специфических материалов и связанного с ними оборудования. Позиции Италии часто слишком узки по ряду категорий, которые даже невозможно отразить в статистике в качестве отдельной строки.

Италия занимает довольно скромные и все слабеющие позиции в транспортном секторе, хотя ее наибольшие успехи приходятся на машины и компоненты (например, компания "Пирелли"), а также на специальные автомобили ("Феррари", "Ламборджини", "Мазерати"). Основная сила ФИАТа состоит в производ­стве маленьких компактных автомобилей - единственной категории, по которой его удельный вес не сводится к нескольким процентам на европейском рынке. ФИАТ защищен от японской конкуренции на национальном рынке, где его позиции являются доминирующими .

Приоритеты наиболее успешных производств итальянской экономики кон­центрируются на выпуске готовых потребительских товаров, находящихся на нижней строчке приоритетной схемы. На конкурентоспособные отрасли потреби­тельских товаров приходятся 47,5 % всего итальянского экспорта. Италия являятся ведущим мировым экспортером текстильной продукции и одежды, домашней утвари, товаров личного потребления, а также стоит третьей в ряду рассматриваемых нами стран по выпуску продовольствияяи напитков.

Приоритеты в Италии носят очень глубокий характер. Большинство включают конечный продукт (например, одежду), конкурентоспособные производства промежуточных товаров (ткань, дубленую кожу), другое необходимое сырье (синтетические волокна), специальное оборудование, необходимое для данной производственной цепи (машины по переработке кожи, прядильные машины), а также вспомогательные услуги, особенно в области дизайна. Многие итальян­ские фирмы являются лидерами в выпуске станков или компонентов, отно­сящихся к этому приоритету, которые слишком специализированы, чтобы иметь отдельную торговую классификацию. Поэтому в стране много тесно взаимосвя­занных групп компаний (кожаная обувь, лыжные ботинки, сменная обувь после лыжных ботинок).

Между некоторыми важнейшими видами итальянского экспорта существуют связи. Текстильно-одежная, жилищно-строительная и бытовая продукция, товары личного пользования - все близко связано с модой, стилем, дизайном. Некоторые направления в этих секторах самоусиливаются и рас­пространяются на некоторые поддерживающие отрасли.

Пользующиесяяуспехом на мировом рынке итальяяские отрасли, как пра­вило, образуют средние и мелкие фирмы, которые конкурируют в основном в экспорте при ограниченных вложениях иностранных прямых инвестиций. Отдельные фирмы, как правило, специализируются на производстве узкой но­менклатуры товаров ". Крупные компании (некоторые из них перестроились в последние годы) обладают незначительной долей в общем объеме итальян­ской торговли. Среди ведущих итальянских компаний по объемам экспорта только одна из пяти ведущих и пять из двадцати включают крупные фирмы ". Хотя в стране есть примеры успешной деятельности крупных компаний, однако они отсутствуют в тех отраслях, где страна добилась наибольших успехов.

Другой бросающейся в глаза особенностью является географическая кон­центрация наиболее преуспевающих фирм и отраслей. Многие из них (счет может идти на сотни) расположены в одном городе. Но существуют многие секторы, в кото­рых итальянские компании имеют немного или не имеют вообще относительных преимуществ. В стране почти нет выпуска полупроводников и компьютеров, средств телекоммуникации, оборонных отраслей, лесного производства. Броса­ется в глаза неразвитость производства потребительских электронных товаров и продукции для здравоохранения. Сильные позиции страны в производстве антибиотиков выявляют тот факт, что до недавнего времени Италия не признавала патентов на фармацевтическую продукцию и конкурировала благодаря низким ценам. Так что место страны отражает скорее историческую тенденцию, чем действительно национальное преимущество.

Слабы возможности Италии в производстве и передаче энергии, контор­ском оборудовании (исключение составляют некоторые виды производства, которые освоила компания "Оливетти"). Количество отраслей, где у итальян­ских фирм сильные позиции, очень мало по сравнению с другими ведущими державами, и эти отрасли связаны в основном с химической промышленностью и производством материалов и полуфабрикатов. Большие субсидии искажа­ют чисто статистические данные торговли. Химическая компания ЭНИХЕМ и сталелитейная "Финсидер" - это чисто государственные компании, несущие по­стоянные потери и в лучшем случае дающие очень незначительную прибыль. В Италии предпринимательство в капиталоемких отраслях часто осуществля­ется через государственные фирмы (государственные предприятия, многие из которых входят в группу ИРИ, занимающую значительное место в итальян­ской экономике). Лишь немногие компании обладают конкурентными преиму­ществами на международном уровне.

У Италии традиционно слабы позиции в сфере услуг. Исключение состав­ляют услуги, связанные с дизайном. Мировыми лидерами в этой сфере являют­ся "Мемфис" и "Артемид" (мебель), "Сотсасс" и "Бонетто" (промышленный дизайн), "Пининфарина", "Бертоне", "Италдизайн" (автомобильный дизайн), "Армани", "Валентине", "Версачч" и "Беллини" (мода). Такого рода компании, как правило, стоят рядом с экспортными отраслями (пошив одежды, производ­ство мебели, ювелирных украшений, специальных автомобилей). По некоторым оценкам, доходы от услуг в сфере дизайна приносят Италии ежегодно около 10 млрд. долл.

Прочные, хотя и не ведущие международные позиции занимают фирмы в области строительства и проектно-конструкторских работ. На долю итальянских компаний в этой области в 1994 году пришлось 10,4 % мировых заказов. Зна­чительные суммы Италия получает от туризма. В других же секторах сферы услуг национальные компании ориентированы на местный рынок и не обладают ка­кими-либо конструктивными преимуществами по сравнению с иностранными компаниями. Особенно отстают в мировой конкурентной борьбе банки и стра­ховые компании.

С 1978 года итальянский экспорт стал все больше отклоняться в сторону наиболее преуспевающих приоритетов. Продолжа­лось углубление этих приоритетов, особенно в станкостроении и в некоторых специализированных производствах.

Назад       Главная       Вперёд