On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Стратегия итальянских фирм в осуществлении внешних экономических связях

Большинство итальянских фирм, уверенно чувствующих себя в условиях международной торговли, - это средние и мелкие по международным стандартам компании. Многие из крупных фирм, особенно в капиталоемких отраслях, принадлежат государству и ориентированы на местный рынок. Круп­ные частные фирмы также главным образом стараются доминировать на мест­ном рынке. И только некоторые из них выходят на международную арену, такие как "Пирелли", "Оливетти", ФИАТ и "Монтэдисон". Однако им принадлежит скромная доля на мировом рынке. И наоборот, отрасли, в которых множество мелких и средних компаний, часто занимают ведущие позиции в мире.

Этот феномен объясняется рядом причин. Одна из них - это слабое развитие рынков капитала. Другой причиной являются стиль управления и организационный подход, характерные для Италии. Италь­янцы не любят работать в системе иерархического подчинения, а отдают пред­почтение собственным либо связанным дружественно-родственными отношени­ями компаниям. Часто несколько различных фирм управляются одним руко­водителем. Нижние уровни управления находятся в постоянном движении, не имеют устойчивой структуры и, можно сказать, весьма хаотичны. Исключе­нием являются некоторые крупные компании, но элементы хаотичности вклю­чаются и в них. Управляющие предпочитают иметь самостоятельность и отве­чать за свой участок, а не работать в группе. В отличие, например, от Швеции и Японии, в итальянских фирмах идет конкуренция между отдельными со­трудниками. Необходимые для крупных компаний системы и структуры про­фессионального менеджмента почти не встречаются. Менеджеры полагаются на богатые импровизационные качества и способность быстро реагировать на изменения, обходить сложности и приспосабливаться к новым правилам игры.

Итальянские фирмы отличаются узкой специализацией и конкурируют на международном рынке постоянно с помощью внесения изменений в выпускаемые изде­лия и нововведений. В выпуске промышленной продукции, станков и специа­лизированных компонентов итальянские фирмы работают рука об руку со сво­ими покупателями, чтобы максимально удовлетворить запросы заказчика и обеспечить наибольшую эффективность изделия, изготавливаемого для опре­деленного вида работ, хотя с точки зрения технологической сложности эти изде­лия могут уступать немецким или швейцарским. Итальянские фирмы совер­шают сделки на основе семейных либо личных связей. Типично итальянская обувная компания, например, производит только один тип обуви (скажем, для детей) и продает ее в одну-две страны через каналы, давно существующие благодаря связям владельца предприятия.

Итальянские фирмы не часто добиваются успеха там, где требуются стандартизация, крупномасштабное производство, значительные инвестиции в фундаментальные исследования.

Крупные предприятия в Италии должны противостоять мощным профсою­зам, общественной структуре, которая не приемлет крупные, дисциплинирован­ные организации, а рынки капиталов очень болезненно идут на финансирование капиталоемкого бизнеса, за исключением узкого круга финансовых групп. Крупные компании серьезно связаны с государством. Они могут рассчитывать на субсидии и протекционизм, но политические маневры ослабляют и отвле­кают от деятельности по завоеванию международного успеха. Нововведения подавляются.

Хотя преуспевающие итальянские фирмы прилагают большие усилия на международной арене, прямые инвестиции за рубежом осуществляются срав­нительно редко. Позиции страны на мировом рынке достигнуты главным обра­зом благодаря экспорту. Каналы сбыта за рубеж зависят от личных связей. Такая система означает, что направления экспорта могут существенно изме­няться со сменой приоритетов предпринимателей. Это является как причиной, так и следствием специфики тех отраслей, в которых Италия ведет успешную конкурентную борьбу. Там, где для международного успеха необходимо за­рубежное производство, итальянские фирмы редко бывают достойными кон­курентами. К тому же до недавнего времени существовал строгий государствен­ный валютный контроль, что затрудняло иностранные инвестиции. Сейчас объем иностранных инвестиций растет, часто в ответ на барьеры, усложняющие доступ товаров на рынок, поскольку позиции Италии стали намного прочнее.

Настоящим двигателем успеха в Италии (как и в Японии) во многих отрас­лях является исключительно высокий уровень конкуренции. Почти во всех признанных отраслях существует несколько (а то и сотня) национальных конкурентов. Часто они находятся в одном или двух городах. Ведется очень эмоциональная борьба на личностном уровне. Конкуренция между от­дельными лицами, широко распространенная в стране, поддерживает общую конкуренцию.

Результатом этой конкуренции являются постоянная рационализация и специализация. Различные нововведения и идеи распространяются с удивитель­ной скоростью. Сеть поставщиков, обычно расположенных рядом, еще больше раздувает пламя. Позиции на рынке меняются часто. В то же время существуют местные ассоциации, чтобы осуществлять ограниченную совместную деятель­ность, например содействовать экспорту.

Там, где отсутствует местная конкуренция, итальянские фирмы редко ждет международный успех.. Это справедливо для большинства государствен­ных компаний, и это помогает объяснить, почему многие крупные частные фир­мы также не сильны на мировом рынке. С помощью финансового кнута и по­литического влияния они добиваются доминирующих позиций на местном рын­ке и зачастую очень прибыльны. Тем не менее слишком часто им не хватает того динамизма, который необходим для достижения настоящей конкуренто­способности на зарубежных рынках.

Итальян­ские фирмы редко добиваются международного признания, если основным покупателем либо поставщиком является правительство. Правительственные инвестиции в создание факторов невелики и плохо используются. Помощь в исследованиях также невелика. Значительная часть правительственной помощи разошлась не на развитие производственных факторов, а на спасение убыточ­ных предприятий, субсидии и на создание условий для развития Юга.

Одна из немногих областей, где итальянское правительство сыграло поло­жительную роль, связана с использованием помощи развивающимся странам, что помогает продвижению итальянских товаров. У Италии сложились очень хорошие отношения с развивающимися странами, и она играет роль моста между ними и развитым миром. Большинство созидательных государственных программ направлено на минимизацию отрицательного воздействия других программ. Например, таковой является "касса интеграционе", представляющая собой систему компенсаций, с помощью которых правительство оплачивает уволенным работникам 80-90% их нормального заработка, чтобы преодо­леть установленные законодательством ограничения на увольнения.

Структура отрасли, в которую входят динамичные, географически сконцентрированные группы компаний-конкурентов, получила в стране общее признание. Однако многие итальянцы не понимают того, что преуспевающие на международной арене компании в каждой стране опираются на это же, хотя и без такого количества конкурентов.

Надо подчеркнуть, что успешно развиваются не только традиционные от­расли. Преуспевание распространяется и на сложное оборудование, часто свя­занное с традиционными потребительскими секторами, на которые приходится около 10 % всего итальянского экспорта. Италия также завоевывает преимуще­ство в ряде новых отраслей, например в производстве автоматизированного оборудования для фабрик и специализированных материалов. Любое пред­ставление об Италии как производителе только обуви и мебели не соответст­вует действительности.

Италия воспользовалась рядом важных тенденций в мировой экономике. Одна из них - переход от серийного массового производства к более качест­венным товарам, отличающимся высоким стилем и рассчитанным на конкрет­ного покупателя. Другая тенденция - перемещение производственной техно­логии от негибких процессов в сторону более гибких производств, которые легко трансформируются для выпуска небольших партий продукции. Было бы серьезной ошибкой относить успехи итальянской внешней торговли лишь на счет изящества дизайнерской работы. Во многих отраслях стиль совмещался с крупными инвестициями в современнейшее производственное оборудование.

Расширения в доле мирового экспорта в период 1984 - 1996 годов показывают тенденции развития всей итальянской экономики. За эти годы в среднем доля экспорта возросла на 15% и выше в большем числе отраслей, чем число теряющих свои позиции. Превосходство первых над вторы­ми особенно ярко видно в наиболее сильных приоритетах, связанных с произ­водством продовольствия и напитков, строительством и оснащением домов, текстильным производством и пошивом одежды. Италия повысила долю в 28 отраслях машиностроения (для сравнения: Япония - в 29), а потери имели место только в двух, что подтверждает процесс диверсификации групп. Совер­шенствование экономики отличается также значительным приростом в слож­ном бизнесе.

Крупные сферы итальянской экономики испытывают нехватку преимуществ на международном уровне из-за деятельности правительства, природы финансовых рынков, отсутствия внутренней конкуренции, отношений "труд -управление", и это лишь некоторые из проблем. Италия потеряла часть своих позиций в таких областях, как производство элек­троэнергии, конторского оборудования, химическая промышленность, в кото­рой у нее сохранились некоторые исторические позиции. Нестабильно положе­ние в выпуске продукции, связанной с транспортом, за исключением машин­ного оборудования. Италия добилась успеха в тех экспортных отраслях, кото­рые развиваются относительно медленно, а потери связаны с интенсивно раз­вивающимися отраслями.

Назад       Главная       Вперёд