On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Вьетнам на пути к рынку

Данг Тхи ХиеуЛа

Постепенный переход к экономике рыночного типа при сохране­нии ведущей регулирующей роли государства был целью реформ, начатых во Вьетнаме в 80-х годах. Процесс экономической и соци­альной стабилизации тормозился высокой инфляцией и другими кри­зисными явлениями. Но к настоящему времени в стране заложены основы устойчивого развития.

До 1989 г. Вьетнам входил в группу беднейших государств мира (ежегодный национальный доход на душу населения составлял всего около 200 долл. США). Хозяйство страны характеризовалось преоб­ладанием натуральных отношений и низкопроизводительного ручно­го труда, отсталой материально-технической базой и аграрной эконо­мической структурой. Централизованное директивное планирование не способствовало выводу страны из глубокого социально-экономи­ческого кризиса.

На сегодняшний день во Вьетнаме созданы предпосылки разви­тия многоукладного хозяйства. Законодательно закреплена возмож­ность сосуществования в хозяйственно-производственной деятельно­сти различных форм собственности. Успешно функционирующие предприятия получили право оставлять у себя большую часть прибы­ли, направляя ее на расширенное воспроизводство или в фонд соци­ального развития предприятия. Запущена процедура банкротства убы­точных предприятий. Развитие рыночных механизмов позволило до­стигнуть устойчиво высоких темпов экономического роста.

Темпы роста ВВП в 1991-1997 гг. (в % к предыдущему году )

Показатели

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

ВВП

6.0

8.0

8.1

8.8

9.5

13.0

9.0

в том числе:

             

промышленность

9,9

14,6

12,1

t2,9

13,0

15,0

13,2

сельское хозяйство

2,2

7,1

3,8

3,9

4,5

4,8

4,8

сфера услуг

8,3

7,0

9,2

10,2

11,0

42,5

45,3

экспорт

         

23,1

22,0

импорт

           

0,5

капитальное строительство

         

35,1

40,0

иностранные капиталовложения

           

более 30млрд. долл.

 

Такие впечатляющие результаты обусловлены в первую оче­редь успехами в борьбе с инфляцией. За годы реформ во Вьетнаме инфляция стабильно снижалась: с 600% в 1988 г. до 14,4% в 1994 г. и до 4,5% в 1997 г. Стабильность денежного обращения в стране поддерживается путем государственного регулирования цен на про­довольствие, что не допускает их значительных колебаний в зави­симости от ежегодных урожаев, а также контроля за курсом нацио­нальной валюты - донга.

Преодоление инфляционного кризиса, расширение и упрочение рыночных начал в экономике позволили не только покончить с хро­нической нехваткой продовольствия и других товаров, но и начать производить большое количество продукции на экспорт. Сейчас Вьет­нам занимает первое место среди стран-экспортеров продовольствия в Азии. Так, экспорт риса в 1997 г. составил 3,5 млн. т, а в 1998 г., по прогнозам, составит 4 млн. т.

За относительно короткий период Вьетнам прошел несколько этапов на пути к рыночной экономике. Этот путь связан с: поиском рационального соотношения рыночной свободы и государственного регулирования; использованием ряда благоприятных для развития страны внешних факторов; социальной ориентацией происходящих в экономике перемен.

Экономики Севера и Юга страны в течение более чем 20-летнего периода характеризовались разной направленностью развития. До объединения в Южном Вьетнаме была сформирована легкая промыш­ленность, всецело зависящая от импортного сырья и оборудования и ориентированная на экспорт. В сельском хозяйстве существовали крупные ччстные землевладельческие хозяйства, в основном в плодо­родной дельте реки Меконг.

Северный Вьетнам исторически отставал по степени развития от Южного, а господство бюрократического централизованного управ­ления увеличило этот разрыв. Хотя в ходе индустриализации к нача­лу 60-х годов на Севере было построено большое количество пред­приятий, к 1975 г. страна по-прежнему находилась в зависимости от иностранной помощи. Административное планирование, принудитель­ное обобществление крестьянских хозяйств без учета реальных усло­вий и интересов крестьян, подавление рыночных регуляторов поро­дили острые экономические проблемы: хронический товарный дефи­цит; нехватку продовольствия; низкий уровень сельскохозяйствен­ного производства; неразвитость сферы торговли. Фактором, ослаб­ляющим возможности экономического развития страны, служило и создание крупного военно-промышленного комплекса. Однако серь­езным достижением Севера было более высокое развитие социаль­ной сферы - здравоохранения, образования и т.д.

Применение централизованного планирования северовьетнамского типа привело к резкому спаду сельскохозяйственного производства на Юге. Финансовые средства, выделенные Севером для реконструк­ции экономики Юга, были растрачены впустую.

Насущным вопросом для Вьетнама стало обновление экономичес­кой системы. Вьетнамское правительство начало этот процесс в рамках эксперимента, а затем распространило его в масштабе всей страны.

Первой мерой, направленной на реформирование централизо­ванной экономики, было введение в 1979 г. семейного подряда в сельском хозяйстве. Крестьянской семье было предоставлено право пользования земельным участком и сельхозинвентарем в обмен на производимую продукцию.

Затем был осуществлен перевод предприятий государственного сектора на хозрасчет и самофинансирование. Однако сохранявшаяся система ценообразования на основе расчета средних издержек произ­водства сводила на нет все усилия предприятий по повышению рента­бельности. Проблема обострялась еще и тем, что правительство без­думно и легко раздавало кредиты, распыляя финансовые средства. Цены регулировались путем их административного снижения, доти-ровалась заработная плата трудящихся, занятых в государственном секторе экономики. В целом фондирование и дотирование государ­ственных предприятий привели к острейшему дефициту бюджета, который сохранялсяявплоть до начала 1989 г.

Одной из главных мер в общей программе экономического обнов­ления стало официальное признание в 1979 г. частного сектора во мно­гих сферах: в сельском хозяйстве, в средней и мелкой промышленнос­ти, в торговле, в ремесленно-кустарном производстве.

Начальные этапы обновления экономических отношений вы­явили необходимость углубления этого процесса. Суть реформ, на­чатых в 1985 г., состояла в постепенном выводе экономики из-под жесткого централизованного контроля, однако на практике дости­жения реформ были невелики.

Правительство искало способы ликвидации системы дотирования цен через заработную плату, пытаясь не допустить резкого снижения жизненного уровня трудящихся. Сумма дотаций зависела от разря­дов, категорий государственных рабоччх и служащих, что обуслов­ливало значительную дифференциацию реальных доходов населения. Но различными полумерами ликвидировать существование двойных цен и уменьшить дефицит бюджета не удалось: цены на товары в государственном секторе были по-прежнему более низкими по срав­нению с ценами свободного рынка; ценообразование оставалось цен­трализованным, базирующимся на средних затратах производства. И только в рамках этих базовых цен могли маневрировать предприя­тия, постепенно переводимые на самообеспечение, что выхолащивало идеи хозрасчета и самофинансирования. Кроме того, хотя распреде­ление кредитов формально было передано коммерческим банкам, пред­приятия продолжали финансироваться из государственного бюдже­та. Передача ряда функций Центрального банка коммерческим бан­кам не состоялась ввиду активного противодействия ЦБ.

Весьма действенной мерой была ликвидация в 1986 г. многочис­ленных барьеров во внутренней торговле. Одновременно с этим для государственных предприятий были сняты некоторые ограничения на внешнеэкономическую деятельность. В 1987 г. государство выдви­нуло долговременную цель - максимальное сокращение числа дирек­тивных плановых показателей, обязательных для государственных предприятий, ограничив их необходимым минимумом - налогом на прибыль и суммой процентов по кредитам.

В 1985 г. была осуществлена денежная реформа. Размеры обме­на старых денежных знаков на новые были ограничены, денежные суммы сверх определенного лимита) хранимые в банке, заморажива­лись на длительное время. Этой мерой государство намеревалось ог­раничить потребительский спрос и улучшить состояние бюджета. Несомненно, это привело к сокращению денежной массы, но государ­ственные предприятия испытывали острую нехватку оборотных средств. Правительство было вынуждено пойти на эмиссию.

Денежная реформа 1985 г. не была удачной. В 1986 г. темпы инфляции взрывообразно возросли, в 1987 г. они немного снизились, а в 1988 г. последовал новый, еще более глубокий виток инфляции. В этот период государство было вынуждено дотировать заработную плату, чтобы помочь трудящимся противостоять безудержному росту свободных рыночных цен. Инфляция не позволяла преодолеть эко­номический спад, и, несмотря на дотации, жизненный уровень рабо­чих и служащих, в особенности интеллигенции, постоянно снижался.

В 1988 г. продолжилось совершенствование системы семейного под­ряда. Крестьяне обрели реальную независимость от кооперативов в своей производственной деятельности. Крестьянская семья становилась основ­ной социально-экономической единицей в деревне. Такие меры послужи­ли важным стимулом к росту сельскохозяйственного производства.

Была поставлена задача в полную меру задействовать рыночные механизмы в денежно-финансовой сфере, особенно в системе ценооб­разования, а также в определении валютного курса. Государство пе­рестало вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий. Право быть хозяином своего предприятия превратилось в реальность. Реализовались и некоторые макроэкономические меры, включая су­щественное снижение объема денежной массы.

Начиная с 1989 г. ценообразование было выведено из-под жесткого государственного контроля. К концу 1989 г. государство устанавливало только цены на электроэнергию, цемент, нефтепродукты, транспорт.

В целях укрепления денежного обращения государственный курс национальной валюты был приведен в соответствие с курсом свободно­го рынка. Правительство перешло к политике жестких бюджетных ог­раничений, уменьшило дотации на производство многих видов продук­ции, расходы на оборону, социальное страхование, финансирование государственных предприятий. Государство также пошло на значитель­ное сокращение бюрократического аппарата. В апреле 1990 г. многие министерства и ведомства были слиты, а некоторые упразднены.

Роль Министерства планирования и инвестиций и Минфина кардинально меняется. Это вовсе не означает, что в децентрализо­ванной рыночной экономике полностью отпадает необходимость в планировании как таковом. Правительство разрабатывает средне­срочные планы, программы государственного финансирования, формирует и выполняет бюджет. Макроэкономическое регулирова­ние, контроль за соблюдением законодательства повышают эффек­тивность функционирования рынка.

Процесс обновления (перестройки), доказавший жизнеспособ­ность вьетнамской экономики в рыночных условиях хозяйствова­ния, создал новый импульс для нынешнего и дальнейшего экономи­ческого развития Вьетнама.

Одним из главных факторов успешного становления рынка при сохранении государственного макрорегулирования экономики явилась мобилизация внутренних и внешних источников развития.

Реформы во Вьетнаме ориентированы на обеспечение условий и возможностей для всех граждан трудоспособного возраста создавать себе рабочие места. С учетом специфики вьетнамского производства (высокий удельный вес мелкого, кустарного и ремесленного произ­водства, семейного ведения сельского хозяйства и т.д.) данная на­правленность реформ служит основой экономического подъема и спо­собом решения социальных проблем. Именно формирование благо­приятных условий для возрождения и развития мелкого и среднего предпринимательства стало одним из главных внутренних источни­ков экономического роста в стране.

Другим фактором экономического развития является проведе­ние разумной налоговой политики, не препятствующей расширенно­му воспроизводству в хозяйственных единицах и предприниматель­ских структурах. Для пополнения бюджета государство сдает в арен­ду или продает неэффективно используемую государственную соб­ственность и природные богатства (землю, минеральное сырье, зда­ния, магазины, предприятия и оборудование), но при этом сохраняет за собой сферы экономики, которые позволяют поддерживать макро­экономические пропорции.

Внешние источники развития связаны с осуществлением поли­тики открытости экономики. Основной формой иностранных инвес­тиций стало создание совместных предприятий с частичным или 100-процентным иностранным участием. К другим формам относятся ин­вестиции в разработку и добычу полезных ископаемых, таких, как нефть и газ и некоторых других, в лесное и сельское хозяйство. Ино­странные компании имеют право инвестировать в строительство транс­портных сооружений, крупных мостов, получая часть прибыли от их эксплуатации. Объем зарубежных капиталовложений в 1996 г. по сравнению с 1995 г. возрос на 176°/о.

Государство, экономические и общественные организации могут получать иностранную помощь и брать дешевые долгосрочные креди­ты, предоставляемые правительствами других стран, международными финансовыми и неправительственными организациями, для строитель­ства объектов инфраструктуры. При этом на первый план выходит создание режима наибольшего благоприятствия для иностранного инвестирования во Вьетнаме, использования различных форм при­влечения капиталовложений вьетнамских эмигрантов.

Перед экономикой Вьетнама стоят следующие важнейшие зада­чи: продолжение ликвидации бюрократических, централизованных механизмов управления, создание и развитие новых механизмов, от­вечающих требованиям управления многоукладным товарным хозяй­ством, обеспечение самостоятельности хозяйственных единиц в их производственно-предпринимательской деятельности. За государством сохраняются функции хозяйственного управления на макроуровне, формирования стратегии экономического развития, рыночного регу­лирования с использованием финансовых рычагов.




Литература - Общие темы - Экономическая география зарубежных стран