On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Время восточной политики Кремля

Леонид Петрович Моисеев
директор Первого департамента Азии МИД России

НЫНЕШНЯЯ ОСЕНЬ в политическом календаре Азиатско-Тихоокеанского региона отмечена беспрецедентной по своей интенсивности серией важных двусторонних контактов между лидерами крупнейших стран. Достаточно назвать лишь главные вехи: сентябрь - визит японского премьера Р.Хасимото в Китай; октябрь - первая за 12 лет поездка Председателя КНР в США; ноябрь - красноярская встреча "без галстуков" Б.Н.Ельцина и Р.Хасимото. За ней с интервалом всего в неделю последовал пятый российско-китайский саммит в Пекине. Когда российский лайнер Ил-96 с Б.Н.Ельциным на борту после завершения встреч с китайскими руководителями взял курс из Пекина на Харбин, вслед за ним из пекинского аэродрома Шоуду уже взлетел "Боинг" китайского премьера Ли Пэна, направлявшегося с официальным визитом в Японию. В тот же день из китайской столицы в Токио прибыл российский министр иностранных дел Е.М.Примаков для продолжения начатого в Красноярске обсуждения путей продвижения к мирному договору между Россией и Японией.

Отличительная черта переговоров "большой четверки" - России, США, Китая и Японии - активный настрой на то, чтобы расчистить свои взаимоотношения от наслоений прошлого либо образовавшихся в последнее время завалов, придать двустороннему взаимодействию большую динамику, распространить его на новые сферы. Новая конфигурация отношений между Москвой, Вашингтоном, Пекином и Токио будет во многом определять ситуацию в АТР в следующем столетии.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВИЗИТ в КНР Президента России Б.Н.Ельцина (9-II ноября) подтвердил: российско-китайское партнерство становится важной органичной частью безопасности, стабильности и экономического прогресса на Евроазиатском континенте и на Тихом океане. Москву и Пекин сближают общее видение современного мира как трансформирующегося в направлении многополярности, готовность способствовать тому, чтобы отношения между всеми государствами развивались на основе взаимного уважения, равноправия, выгоды для всех и учета интересов всех. При этом Москва и Пекин не преследуют каких-либо гегемонистских или экспансионистских целей. В обеих столицах считают: времена направленных против третьих стран союзов и стратегических "многоугольников" ушли в прошлое. В подписанном в Пекине лидерами двух стран совместном заявлении отмечена необходимость коллективных усилий для создания обращенной в XXI век структуры глобальной, региональной и субрегиональной безопасности.

В Пекине достигнута договоренность укреплять взаимодействие России и Китая на международной арене. С учетом серьез ной ситуации, складывающейся вокруг Ирака, Б.Н.Ельцин и Цзян Цзэминь поручили специально обсудить ее министрам иностранных дел двух стран. Москва и Пекин сформулировали единый подход, суть которого - призыв к иракскому руководству полностью и безусловно восстановить сотрудничество со спецкомиссией ООН и выполнять резолюции Совета Безопасности ООН СБ, в свою очередь, должен заслушать доклады спецкомиссии иракского руководства для беспристрастной оценки сложившейся ситуации; всем заинтересованным государствам следует проявлять сдержанный подход и прилагать максимум усилий к тому чтобы избежать вооруженных действий.

Важная составная часть нынешних отношений двух крупнейших государств - взаимное уважение к усилиям друг друга, направленным на отстаивание единства, суверенитета и территориальной целостности. Китай решительно отвергает попытки Гроз ного направить в Пекин своих эмисаров. Россия твердо стоит на позиции признания одного Китая.

Стержневой темой пекинского саммита стала демаркация границы двух стран. На предыдущей встрече в Москве в апреле высшими руководителями России и Китая была поставлена задача до конца года найти развязки по всем вопросам демаркатии и на этой основе завершить обозначение границы на местности в восточном участке протяженностью 4200 километров (от Кореи до Монголии), чтобы тем самым снять с политической повестки дня российско-китайского диалога тему пограничного урегулирования (на западном участке протяженностью 55 километров - от Монголии до Казахстана - между Россией и Китаем никогда никаких проблем не возникало, демаркационные работы там планируется осуществить в течение следующего лета).

Речь фактически шла о проверке российско-китайского партнерства на зрелость. Новая встреча Б.Н.Ельцина и Цзян Цзэминя должна была ответить, сумеют ли Москва и Пекин найти такие решения, которые позволили бы окончательно избавить их взаимоот ношения от потенциальных пограничных трений (напомню, что i ходе апрельской встречи в Москве лидеры двух стран вместе с президентами Казахстана, Киргизии и Таджикистана подвели черту пoд эпохой советско-китайского военного противостояния, договорившись о создании вдоль общей границы полосы доверия и военной транспарентности шириной в 200 километров), или же проблемь демаркации будут и дальше омрачать атмосферу на границей

Напряженный поиск развязок велся в течение всех шести месяцев, разделивших московскую и пекинскую встречи на выcшeм уровне. Ключевым стал вопрос о сухопутной границе на двух участках на левом берегу реки Туманная (Хасанский район Примерского края). Здесь, примерно в 30 километрах вверх по течению от места впадения реки в Японское море, по договорам XIX века Ки таю принадлежал левый берег. С течением времени он был подмыт рекой, граница оказалась на воде. Еще в 1964 году была достигнута договоренность несколько сместить ее, вернув Китаю возможность пользоваться левым берегом. Это и было зафиксировано в соглашении 1991 года. Однако при обозначении границы на местности стало ясно, что необходимо найти оптимальный вариант, который бы в полной мере учитывал особенности рельефа (здесь в основном болотистая местность), обеспечивал удобство охраны границы, гарантировал сохранность экологической обстановки (в этом районе находится водозабор озера Хасан).

Совместная демаркационная комиссия, в работе которой участвовали представители приграничных регионов, в итоге нашла следующее решение: из 290 гектаров, которые по соглашению 1991 года должны были отойти к Китаю на левом берегу реки Туманная, за Россией осталось около 130.

Была успешно согласована линия границы на пограничных реках, найдены взаимоприемлемые решения и о прохождении границы по водной поверхности озера Ханка. Стороны впервые в двустороннем порядке распределили острова на Амуре и Уссури (старыми договорами они не распределялись). Стремясь сохранить за приграничным населением возможность продолжения традиционной хозяйственной деятельности, Россия и Китай достигли договоренности о ее возможных рамках на переходящих друг к другу островах и акваториях рек (соглашение об этом подписано в Пекине).

Накануне приезда в Пекин российского президента на всех 4200 километрах были поставлены пограничные столбы (свыше тысячи), на реках - створные знаки, на озере Ханка - буи.

Таким образом, впервые в истории отношений двух стран демаркируемая российско-китайская граница на ее восточной части была четко обозначена на местности. Значение этого трудно переоценить. Россия и Китай не только внесли важный вклад в дело мира, спокойствия, стабильности и процветания своих приграничных регионов, в укрепление дружбы и добрососедства между двумя странами. Обе стороны существенно упрочили стабильность в Северо-Восточной Азии и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Москва и Пекин дали пример успешного разрешения таких чрезвычайно деликатных и чувствительных вопросов, какими являются вопросы границы. Нахождение решений, не ущемляющих интересы ни одной из сторон, стало возможным - и это отчетливо прозвучало на переговорах Б.Н.Ельцина и Цзян Цзэминя - прежде всего благодаря той уникальной атмосфере взаимного доверия, которая сложилась между двумя странами и их руководителями в последние годы. Как подчеркнул российский Президент - и в этом с ним полностью солидарен Председатель КНР, российско-китайское партнерство, помимо своей стратегической направленности, ныне характеризуется еще и чрезвычайно высокой степенью доверия.

ПЕКИНСКИЙ САММИТ показал, что и в Москве, и в Пекине отчетливо осознают необходимость скорейшего подтягивания экономической составляющей двусторонних отношений, заметно отстающей пока от уровня политического взаимопонимания. Констатировав, что в политике сейчас между двумя странами нет сколько-нибудь значимых проблем, Б.Н.Ельцин и Цзян Цзэминь уделили беспрецедентно большое внимание обсуждению экономического блока вопросов.

А здесь ситуация складывается достаточно непростая. В нынешнем году после прошлогоднего подъема наметилась тенденция к падению товарооборота. Россиянам становится все труднее экспортировать в Китай металлы и химические удобрения (а это почти половина российского экспорта) в связи со складывающейся конъюнктурой на китайском рынке (собственные китайские металлургические мощности недогружены, страна берет курс на создание крупных заводов химудобрений на своей территории). Кроме того, решив вступать в ВТО, Москва и Пекин вынуждены в соответствии с требованиями этой организации сокращать долю бартера в своей внешней торговле. А ведь именно бартер в свое время обеспечил бурный всплеск в приграничной торговле, доведя ее до рекордных высот. Переход на почти полную торговлю в СКВ оказался явно неподготовленным с точки зрения инфраструктуры: в Китае до сих пор ни один из российских коммерческих банков не сумел открыть своего отделения, в России практически полностью отсутствуют китайские банки. Не развивается взаимная инвестиционная деятельность. В целом неплохо идут дела в военно-техническом сотрудничестве, но в Москве и Пекине прекрасно осознают: на одной "оборонке" далеко не уедешь.

Бывая в Китае, отчетливо видишь, что страна идет вперед семимильными шагами. Состоявшийся в сентябре XV съезд компартии сформулировал масштабную программу вхождения в следующее столетие, предусматривающую удвоение объема ВНП в первое десятилетие, а к середине века - завершение модернизации страны и переход на интенсивный путь развития экономики. Пусть на съезде было подтверждено намерение активно строить отношения с Россией: в китайской экономике сейчас правит бал рынок, и победить в конкурентной борьбе за китайские заказы сможет только сильнейший. А конкурировать есть за что. Потребности Китая только в за рубежной авиатехнике на ближайшие годы оцениваются в 140 млрд долларов. По прогнозам зарубежных специалистов, китайские закупки гражданских самолетов будут увеличиваться на 14 процентов в год. Между тем за последние два года Россия не смогла продать Китаю ни одного самолета. США же только в ходе октябрьской поездки в эту страну Цзян Цзэминя заручились контрактом на поставку 50 самолетов фирмы "Боинг" на сумму 3 млрд. долларов. Американцы намерены вступить в борьбу и за заказы на строительство АЭС в Китае, общий портфель которых оценивается в 60 млрд.долларов.

Апеллировать к политике для получения каких-то преимуществ в экономике уже нельзя - не те времена. Тревожный звонок для России прозвенел в августе, когда в Китае были объявлены результаты тендера на поставку первых 14 гидроагрегатов для крупнейшей в мире ГЭС "Три ущелья'. Российский консорциум, претендовавший на часть заказов, не получил из общей суммы контракта в 740 млн.долларов ничего. Победителями были объ явлены французы, швейцарцы, канадцы и немцы.

Разговор в Пекине оказался достаточно откровенным. По его итогам приняты конкретные решения. Даны, в частности, поручения соответствующим российским и китайским структурам ускорит1 согласование и до конца года подписать генеральный контракт не сооружение первой российской атомной электростанции в Китае.

Главный итог переговоров двух лидеров состоит в том, что впервые намечена реалистичная программа совместной работы по основным направлениям торгово-экономического и научно технического сотрудничества.

В качестве приоритетной сферы выделена энергетика, где имеются возможности для развертывания широкомасштабного взаимодействия, в том числе с привлечением третьих стран. Для подобного сотрудничества складывается исключительно благоприятная ситуация. Так, в Восточно-Сибирском регионе России имеются значительные избыточные энергомощности, позволяющие ежегодно экспортировать до 15 млрд. кВт/часов электроэнергии; разведанные запасы газа, обеспечивающие ежегодную добычу в объеме 25-30 млрд.куб.метров, дают возможность направить на экспорт как минимум 15 млрд.куб.метров; не используемые пока месторождения нефти в Восточной Сибири и неполная загрузка нефтепровода до Ангарска создают предпосылки для поставок нефти в КНР.

Заинтересованность Китая в сотрудничестве с Россией в области нефтегазового комплекса обусловлена обостряющейся нехваткой энергии. В обозримом будущем КНР не сможет добиться самообеспечения нефтью и газом, по запасам которых она уступает России в 30-40 раз. По прогнозам, к 2000 году Китай будет вынужден импортировать ежегодно до 30 млн.тонн нефти, а к 2010 году - уже 50 млн.тонн. Обладая емким и динамично развивающимся рынком, Китай одновременно предоставляет России возможности самого короткого транзита для российских энергоносителей в Японию, Южную Корею, Тайвань, другие страны АТР.

Основное внимание, как решено в Пекине, будет уделяться реализации двух газовых проектов: строительство газопроводов в Китай от Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области (так называемый Восточный проект) и газопровода в Китай из Западной Сибири (так называемый Западный проект)^. Российская сторона подчеркнула заинтересованность в комплексном сотрудничестве по этим проектам, включая участие в создании терминалов по приему сжиженного газа, сооружении единой трубопроводной системы, в создании сети подземных хранилищ газа, мощностей по химической переработке газа, производстве энергооборудования для газового топлива.

Еще один перспективный проект, предполагающий китайское участие в строительстве электростанций в Сибири, - переброска электроэнергии из Иркутской области в Китай.

Россия и Китай приступают к сотрудничеству в такой новой области, как развитие алмазно-бриллиантовых комплексов двух стран. Оно предусматривает взаимодействие в области геологической разведки, добычи, оценки, обработки и реализации алмазного сырья и бриллиантов. На этот счет в Пекине подписано специальное соглашение. Накануне приезда российского президента в китайской столице была открыта уникальная выставка сокровищ России, которая до сих пор ни разу не экспонировалась за рубежом. Об интересе к ней свидетельствует тот факт, что ее посетило все высшее китайское руководство.

Неплохо идут дела в российско-китайском сотрудничестве в области мирного космоса. Символично, что в те дни, когда Б.Н.Ельцин находился в Китае, на космодром Байконур был доставлен телекоммуникационный спутник фирмы "Хьюз', запуск которого в интересах телекомпаний КНР оплачивался китайской стороной.

Значительный резерв российско-китайского взаимодействия кроется в межрегиональных и приграничных связях. О том, как максимально задействовать имеющиеся здесь возможности, шел обстоятельный разговор российского президента с руководством четырех провинций Северо-Востока Китая, состоявшийся во время посещения города Харбина. Было признано необходимым в самое ближайшее время завершить создание на российской территории в районе Забайкальска торгового комплекса, обслуживающего нужды приграничного населения. Аналогичный комплекс на китайской стороне функционирует уже 8 месяцев. По словам губернатора Читинской области Р.Ф.Гениатулина, участвовавшего во встрече, только за счет сборов с посещающих этот комплекс российских бизнесменов местный бюджет пополнился 10 млрд.рублей. Расширению приграничного общения будет способствовать введение в строй в декабре крупнейшего на российской границе шестнадцатиполосного автомобильного пограничного перехода Забайкальск - Маньчжурия. Намечено ускорить строительство первого моста через реку Амур между Россией и Китаем в районе города Благовещенска. Важность межрегионального общения (кстати, только одна провинция Хэйлунцзян в этом году будет иметь товарооборот с Россией в размере 1 млрд.долларов) подтверждена подписанием специального соглашения о его принципах.

ВИЗИТ российского президента имел и еще одну чрезвычайно важную сторону. Не секрет, что в обеих странах на руководящие посты сейчас выдвигаются представители новых поколений, мало связанных с традициями российско-китайской дружбы. По инициативе лидеров двух стран в прошлом году принято решение о создании российско-китайского общественного Комитета дружбы, мира и развития. Его первое заседание было приурочено к нынешнему визиту в Китай Президента России. Обращаясь к его участникам, Б.Н.Ельцин отметил, что Россию и Китай объединяют не только заложенные старшим поколением глубокие традиции дружбы, взаимной поддержки в годину тяжелых испытаний, но и наличие четко обозначенной цели - формирование равноправного доверительного партнерства, ориентированного на стратегическое взаимодействие в следующем столетии. Как подчеркнул президент, от членов комитета ждут весомых предложений по углублению сотрудничества и добрососедства двух стран, укреплению российско-китайского взаимодействия. Свидетельством высокой оценки самоотверженного и бескорыстного труда по развитию взаимопонимания между двумя великими странами явилось награждение орденом Дружбы четырех выдающихся представителей творческой интеллигенции Китая - писателя Гао Мана, филолога Сюэ Фаня, дирижера Ли Дэлуня и композитора У Цзуцяна.

Важный результат пекинского саммита - установление еще более тесных личных отношений между руководителями России и Китая. Буквально накануне приезда российского Президента Председатель КНР в дополнение к уже сверстанной и до предела насыщенной официальной программе предложил Б.Н.Ельцину встретиться семьями в правительственной резиденции Чжун-паньхай. В ответ Б.Н.Ельцин пригласил Цзян Цзэминя провести следующий саммит в неформальной обстановке, "без галстуков". Договорились, что такая встреча состоится на российской территории через несколько месяцев.

ЗА ПРОШЕДШИЕ пять лет Россия и Китай сумели решить в своих отношениях практически все крупные политические проблемы. В новой повестке дня, к работе над которой приступили Москва и Пекин, главное место занимают вопросы углубления экономического взаимодействия.

Пришло время результативной восточной политики Кремля. Наряду с традиционными отношениями с США и новыми перспективными прорывами с крупными державами в Европе.




Литература - Общие темы - Внешняя политика России