Леонид Петрович Моисеев директор Первого департамента Азии МИД России
НЫНЕШНЯЯ ОСЕНЬ в политическом
календаре Азиатско-Тихоокеанского региона
отмечена беспрецедентной по своей
интенсивности серией важных двусторонних
контактов между лидерами крупнейших стран.
Достаточно назвать лишь главные вехи:
сентябрь - визит японского премьера Р.Хасимото
в Китай; октябрь - первая за 12 лет поездка
Председателя КНР в США; ноябрь -
красноярская встреча "без галстуков" Б.Н.Ельцина
и Р.Хасимото. За ней с интервалом всего в
неделю последовал пятый российско-китайский
саммит в Пекине. Когда российский лайнер Ил-96
с Б.Н.Ельциным на борту после завершения
встреч с китайскими руководителями взял
курс из Пекина на Харбин, вслед за ним из
пекинского аэродрома Шоуду уже взлетел "Боинг"
китайского премьера Ли Пэна,
направлявшегося с официальным визитом в
Японию. В тот же день из китайской столицы в
Токио прибыл российский министр
иностранных дел Е.М.Примаков для
продолжения начатого в Красноярске
обсуждения путей продвижения к мирному
договору между Россией и Японией.
Отличительная черта переговоров
"большой четверки" - России, США, Китая
и Японии - активный настрой на то, чтобы
расчистить свои взаимоотношения от
наслоений прошлого либо образовавшихся в
последнее время завалов, придать
двустороннему взаимодействию большую
динамику, распространить его на новые сферы.
Новая конфигурация отношений между Москвой,
Вашингтоном, Пекином и Токио будет во
многом определять ситуацию в АТР в
следующем столетии.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВИЗИТ в КНР
Президента России Б.Н.Ельцина (9-II ноября)
подтвердил: российско-китайское
партнерство становится важной органичной
частью безопасности, стабильности и
экономического прогресса на Евроазиатском
континенте и на Тихом океане. Москву и Пекин
сближают общее видение современного мира
как трансформирующегося в направлении
многополярности, готовность
способствовать тому, чтобы отношения между
всеми государствами развивались на основе
взаимного уважения, равноправия, выгоды для
всех и учета интересов всех. При этом Москва
и Пекин не преследуют каких-либо
гегемонистских или экспансионистских
целей. В обеих столицах считают: времена
направленных против третьих стран союзов и
стратегических "многоугольников" ушли
в прошлое. В подписанном в Пекине лидерами
двух стран совместном заявлении отмечена
необходимость коллективных усилий для
создания обращенной в XXI век структуры
глобальной, региональной и субрегиональной
безопасности.
В Пекине достигнута
договоренность укреплять взаимодействие
России и Китая на международной арене. С
учетом серьез ной ситуации, складывающейся
вокруг Ирака, Б.Н.Ельцин и Цзян Цзэминь
поручили специально обсудить ее министрам
иностранных дел двух стран. Москва и Пекин
сформулировали единый подход, суть
которого - призыв к иракскому руководству
полностью и безусловно восстановить
сотрудничество со спецкомиссией ООН и
выполнять резолюции Совета Безопасности
ООН СБ, в свою очередь, должен заслушать
доклады спецкомиссии иракского
руководства для беспристрастной оценки
сложившейся ситуации; всем
заинтересованным государствам следует
проявлять сдержанный подход и прилагать
максимум усилий к тому чтобы избежать
вооруженных действий.
Важная составная часть нынешних
отношений двух крупнейших государств -
взаимное уважение к усилиям друг друга,
направленным на отстаивание единства,
суверенитета и территориальной
целостности. Китай решительно отвергает
попытки Гроз ного направить в Пекин своих
эмисаров. Россия твердо стоит на позиции
признания одного Китая.
Стержневой темой пекинского
саммита стала демаркация границы двух
стран. На предыдущей встрече в Москве в
апреле высшими руководителями России и
Китая была поставлена задача до конца года
найти развязки по всем вопросам демаркатии
и на этой основе завершить обозначение
границы на местности в восточном участке
протяженностью 4200 километров (от Кореи до
Монголии), чтобы тем самым снять с
политической повестки дня российско-китайского
диалога тему пограничного урегулирования (на
западном участке протяженностью 55
километров - от Монголии до Казахстана -
между Россией и Китаем никогда никаких
проблем не возникало, демаркационные
работы там планируется осуществить в
течение следующего лета).
Речь фактически шла о проверке
российско-китайского партнерства на
зрелость. Новая встреча Б.Н.Ельцина и Цзян
Цзэминя должна была ответить, сумеют ли
Москва и Пекин найти такие решения, которые
позволили бы окончательно избавить их
взаимоот ношения от потенциальных
пограничных трений (напомню, что i ходе
апрельской встречи в Москве лидеры двух
стран вместе с президентами Казахстана,
Киргизии и Таджикистана подвели черту пoд
эпохой советско-китайского военного
противостояния, договорившись о создании
вдоль общей границы полосы доверия и
военной транспарентности шириной в 200
километров), или же проблемь демаркации
будут и дальше омрачать атмосферу на
границей
Напряженный поиск развязок велся
в течение всех шести месяцев, разделивших
московскую и пекинскую встречи на выcшeм
уровне. Ключевым стал вопрос о сухопутной
границе на двух участках на левом берегу
реки Туманная (Хасанский район Примерского
края). Здесь, примерно в 30 километрах вверх
по течению от места впадения реки в
Японское море, по договорам XIX века Ки таю
принадлежал левый берег. С течением времени
он был подмыт рекой, граница оказалась на
воде. Еще в 1964 году была достигнута
договоренность несколько сместить ее,
вернув Китаю возможность пользоваться
левым берегом. Это и было зафиксировано в
соглашении 1991 года. Однако при обозначении
границы на местности стало ясно, что
необходимо найти оптимальный вариант,
который бы в полной мере учитывал
особенности рельефа (здесь в основном
болотистая местность), обеспечивал
удобство охраны границы, гарантировал
сохранность экологической обстановки (в
этом районе находится водозабор озера
Хасан).
Совместная демаркационная
комиссия, в работе которой участвовали
представители приграничных регионов, в
итоге нашла следующее решение: из 290
гектаров, которые по соглашению 1991 года
должны были отойти к Китаю на левом берегу
реки Туманная, за Россией осталось около 130.
Была успешно согласована линия
границы на пограничных реках, найдены
взаимоприемлемые решения и о прохождении
границы по водной поверхности озера Ханка.
Стороны впервые в двустороннем порядке
распределили острова на Амуре и Уссури (старыми
договорами они не распределялись). Стремясь
сохранить за приграничным населением
возможность продолжения традиционной
хозяйственной деятельности, Россия и Китай
достигли договоренности о ее возможных
рамках на переходящих друг к другу островах
и акваториях рек (соглашение об этом
подписано в Пекине).
Накануне приезда в Пекин
российского президента на всех 4200
километрах были поставлены пограничные
столбы (свыше тысячи), на реках - створные
знаки, на озере Ханка - буи.
Таким образом, впервые в истории
отношений двух стран демаркируемая
российско-китайская граница на ее
восточной части была четко обозначена на
местности. Значение этого трудно
переоценить. Россия и Китай не только
внесли важный вклад в дело мира,
спокойствия, стабильности и процветания
своих приграничных регионов, в укрепление
дружбы и добрососедства между двумя
странами. Обе стороны существенно упрочили
стабильность в Северо-Восточной Азии и во
всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Москва и Пекин дали пример
успешного разрешения таких чрезвычайно
деликатных и чувствительных вопросов,
какими являются вопросы границы.
Нахождение решений, не ущемляющих интересы
ни одной из сторон, стало возможным - и это
отчетливо прозвучало на переговорах Б.Н.Ельцина
и Цзян Цзэминя - прежде всего благодаря той
уникальной атмосфере взаимного доверия,
которая сложилась между двумя странами и их
руководителями в последние годы. Как
подчеркнул российский Президент - и в этом с
ним полностью солидарен Председатель КНР,
российско-китайское партнерство, помимо
своей стратегической направленности, ныне
характеризуется еще и чрезвычайно высокой
степенью доверия.
ПЕКИНСКИЙ САММИТ показал, что и в
Москве, и в Пекине отчетливо осознают
необходимость скорейшего подтягивания
экономической составляющей двусторонних
отношений, заметно отстающей пока от уровня
политического взаимопонимания.
Констатировав, что в политике сейчас между
двумя странами нет сколько-нибудь значимых
проблем, Б.Н.Ельцин и Цзян Цзэминь уделили
беспрецедентно большое внимание
обсуждению экономического блока вопросов.
А здесь ситуация складывается
достаточно непростая. В нынешнем году после
прошлогоднего подъема наметилась
тенденция к падению товарооборота.
Россиянам становится все труднее
экспортировать в Китай металлы и
химические удобрения (а это почти половина
российского экспорта) в связи со
складывающейся конъюнктурой на китайском
рынке (собственные китайские
металлургические мощности недогружены,
страна берет курс на создание крупных
заводов химудобрений на своей территории).
Кроме того, решив вступать в ВТО, Москва и
Пекин вынуждены в соответствии с
требованиями этой организации сокращать
долю бартера в своей внешней торговле. А
ведь именно бартер в свое время обеспечил
бурный всплеск в приграничной торговле,
доведя ее до рекордных высот. Переход на
почти полную торговлю в СКВ оказался явно
неподготовленным с точки зрения
инфраструктуры: в Китае до сих пор ни один
из российских коммерческих банков не сумел
открыть своего отделения, в России
практически полностью отсутствуют
китайские банки. Не развивается взаимная
инвестиционная деятельность. В целом
неплохо идут дела в военно-техническом
сотрудничестве, но в Москве и Пекине
прекрасно осознают: на одной "оборонке"
далеко не уедешь.
Бывая в Китае, отчетливо видишь,
что страна идет вперед семимильными шагами.
Состоявшийся в сентябре XV съезд компартии
сформулировал масштабную программу
вхождения в следующее столетие,
предусматривающую удвоение объема ВНП в
первое десятилетие, а к середине века -
завершение модернизации страны и переход
на интенсивный путь развития экономики.
Пусть на съезде было подтверждено
намерение активно строить отношения с
Россией: в китайской экономике сейчас
правит бал рынок, и победить в конкурентной
борьбе за китайские заказы сможет только
сильнейший. А конкурировать есть за что.
Потребности Китая только в за рубежной
авиатехнике на ближайшие годы оцениваются
в 140 млрд долларов. По прогнозам зарубежных
специалистов, китайские закупки
гражданских самолетов будут увеличиваться
на 14 процентов в год. Между тем за последние
два года Россия не смогла продать Китаю ни
одного самолета. США же только в ходе
октябрьской поездки в эту страну Цзян
Цзэминя заручились контрактом на поставку
50 самолетов фирмы "Боинг" на сумму 3
млрд. долларов. Американцы намерены
вступить в борьбу и за заказы на
строительство АЭС в Китае, общий портфель
которых оценивается в 60 млрд.долларов.
Апеллировать к политике для
получения каких-то преимуществ в экономике
уже нельзя - не те времена. Тревожный звонок
для России прозвенел в августе, когда в
Китае были объявлены результаты тендера на
поставку первых 14 гидроагрегатов для
крупнейшей в мире ГЭС "Три ущелья'.
Российский консорциум, претендовавший на
часть заказов, не получил из общей суммы
контракта в 740 млн.долларов ничего.
Победителями были объ явлены французы,
швейцарцы, канадцы и немцы.
Разговор в Пекине оказался
достаточно откровенным. По его итогам
приняты конкретные решения. Даны, в
частности, поручения соответствующим
российским и китайским структурам ускорит1
согласование и до конца года подписать
генеральный контракт не сооружение первой
российской атомной электростанции в Китае.
Главный итог переговоров двух
лидеров состоит в том, что впервые намечена
реалистичная программа совместной работы по
основным направлениям торгово-экономического
и научно технического сотрудничества.
В качестве приоритетной сферы
выделена энергетика, где имеются
возможности для развертывания
широкомасштабного взаимодействия, в том
числе с привлечением третьих стран. Для
подобного сотрудничества складывается
исключительно благоприятная ситуация. Так,
в Восточно-Сибирском регионе России
имеются значительные избыточные
энергомощности, позволяющие ежегодно
экспортировать до 15 млрд. кВт/часов
электроэнергии; разведанные запасы газа,
обеспечивающие ежегодную добычу в объеме
25-30 млрд.куб.метров, дают возможность
направить на экспорт как минимум 15 млрд.куб.метров;
не используемые пока месторождения нефти в
Восточной Сибири и неполная загрузка
нефтепровода до Ангарска создают
предпосылки для поставок нефти в КНР.
Заинтересованность Китая в
сотрудничестве с Россией в области
нефтегазового комплекса обусловлена
обостряющейся нехваткой энергии. В
обозримом будущем КНР не сможет добиться
самообеспечения нефтью и газом, по запасам
которых она уступает России в 30-40 раз. По
прогнозам, к 2000 году Китай будет вынужден
импортировать ежегодно до 30 млн.тонн нефти,
а к 2010 году - уже 50 млн.тонн. Обладая емким и
динамично развивающимся рынком, Китай
одновременно предоставляет России
возможности самого короткого транзита для
российских энергоносителей в Японию, Южную
Корею, Тайвань, другие страны АТР.
Основное внимание, как решено в
Пекине, будет уделяться реализации двух
газовых проектов: строительство
газопроводов в Китай от Ковыктинского
газоконденсатного месторождения в
Иркутской области (так называемый
Восточный проект) и газопровода в Китай из
Западной Сибири (так называемый Западный
проект)^. Российская сторона подчеркнула
заинтересованность в комплексном
сотрудничестве по этим проектам, включая
участие в создании терминалов по приему
сжиженного газа, сооружении единой
трубопроводной системы, в создании сети
подземных хранилищ газа, мощностей по
химической переработке газа, производстве
энергооборудования для газового топлива.
Еще один перспективный проект,
предполагающий китайское участие в
строительстве электростанций в Сибири, -
переброска электроэнергии из Иркутской
области в Китай.
Россия и Китай приступают к
сотрудничеству в такой новой области, как
развитие алмазно-бриллиантовых комплексов
двух стран. Оно предусматривает
взаимодействие в области геологической
разведки, добычи, оценки, обработки и
реализации алмазного сырья и бриллиантов.
На этот счет в Пекине подписано специальное
соглашение. Накануне приезда российского
президента в китайской столице была
открыта уникальная выставка сокровищ
России, которая до сих пор ни разу не
экспонировалась за рубежом. Об интересе к
ней свидетельствует тот факт, что ее
посетило все высшее китайское руководство.
Неплохо идут дела в российско-китайском
сотрудничестве в области мирного космоса.
Символично, что в те дни, когда Б.Н.Ельцин
находился в Китае, на космодром Байконур
был доставлен телекоммуникационный
спутник фирмы "Хьюз', запуск которого в
интересах телекомпаний КНР оплачивался
китайской стороной.
Значительный резерв российско-китайского
взаимодействия кроется в межрегиональных и
приграничных связях. О том, как максимально
задействовать имеющиеся здесь возможности,
шел обстоятельный разговор российского
президента с руководством четырех
провинций Северо-Востока Китая,
состоявшийся во время посещения города
Харбина. Было признано необходимым в самое
ближайшее время завершить создание на
российской территории в районе
Забайкальска торгового комплекса,
обслуживающего нужды приграничного
населения. Аналогичный комплекс на
китайской стороне функционирует уже 8
месяцев. По словам губернатора Читинской
области Р.Ф.Гениатулина, участвовавшего во
встрече, только за счет сборов с посещающих
этот комплекс российских бизнесменов
местный бюджет пополнился 10 млрд.рублей.
Расширению приграничного общения будет
способствовать введение в строй в декабре
крупнейшего на российской границе
шестнадцатиполосного автомобильного
пограничного перехода Забайкальск -
Маньчжурия. Намечено ускорить
строительство первого моста через реку
Амур между Россией и Китаем в районе города
Благовещенска. Важность межрегионального
общения (кстати, только одна провинция
Хэйлунцзян в этом году будет иметь
товарооборот с Россией в размере 1 млрд.долларов)
подтверждена подписанием специального
соглашения о его принципах.
ВИЗИТ российского президента
имел и еще одну чрезвычайно важную сторону.
Не секрет, что в обеих странах на
руководящие посты сейчас выдвигаются
представители новых поколений, мало
связанных с традициями российско-китайской
дружбы. По инициативе лидеров двух стран в
прошлом году принято решение о создании
российско-китайского общественного
Комитета дружбы, мира и развития. Его первое
заседание было приурочено к нынешнему
визиту в Китай Президента России. Обращаясь
к его участникам, Б.Н.Ельцин отметил, что
Россию и Китай объединяют не только
заложенные старшим поколением глубокие
традиции дружбы, взаимной поддержки в
годину тяжелых испытаний, но и наличие
четко обозначенной цели - формирование
равноправного доверительного партнерства,
ориентированного на стратегическое
взаимодействие в следующем столетии. Как
подчеркнул президент, от членов комитета
ждут весомых предложений по углублению
сотрудничества и добрососедства двух стран,
укреплению российско-китайского
взаимодействия. Свидетельством высокой
оценки самоотверженного и бескорыстного
труда по развитию взаимопонимания между
двумя великими странами явилось
награждение орденом Дружбы четырех
выдающихся представителей творческой
интеллигенции Китая - писателя Гао Мана,
филолога Сюэ Фаня, дирижера Ли Дэлуня и
композитора У Цзуцяна.
Важный результат пекинского
саммита - установление еще более тесных
личных отношений между руководителями
России и Китая. Буквально накануне приезда
российского Президента Председатель КНР в
дополнение к уже сверстанной и до предела
насыщенной официальной программе
предложил Б.Н.Ельцину встретиться семьями в
правительственной резиденции Чжун-паньхай.
В ответ Б.Н.Ельцин пригласил Цзян Цзэминя
провести следующий саммит в неформальной
обстановке, "без галстуков".
Договорились, что такая встреча состоится
на российской территории через несколько
месяцев.
ЗА ПРОШЕДШИЕ пять лет Россия и
Китай сумели решить в своих отношениях
практически все крупные политические
проблемы. В новой повестке дня, к работе над
которой приступили Москва и Пекин, главное
место занимают вопросы углубления
экономического взаимодействия.
Пришло время результативной
восточной политики Кремля. Наряду с
традиционными отношениями с США и новыми
перспективными прорывами с крупными
державами в Европе.
|