On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

II. Век перед войной

Сам современный конфликт между косоварами и сербами был обозначен около века назад. Поэтому я посчитал целесообразным рассмотреть данный период в отдельной главе.

Что было закономерностью? Что было сделано искусственно? Как возникло государство Югославия (СФРЮ)?

Косовский вопрос возник не вчера и не сегодня, а по меньшей мере 120 лет тому назад, и с каждым поворотом колеса истории получал новое содержание. «Как известно, в конце XIX в. албанское население Османской империи было разбросано по четырем вилайетам - Скутарийскому, Косовскому, Манастирскому и Янинскому».

Впервые идея о необходимости осуществить для албанского народа свое право на самоопределение появилась в виде требования создания специального албанского вилайета (области) во времена Оттоманской империи (Призренская лига создана в 1878 г. с экстремистской происламской программой). Албанцы были главным орудием Турции в деле подавления свободы и наци­ональных движений христианских народов на Балканах, которые боролись за воссоздание своего национального государства.

В 1878 г. на Берлинском конгрессе была устранена угроза вой­ны в Европе по причине территориальных претензий различных империй друг к другу. На основании решения конгресса Сербия и Черногория получили часть земель, населенных албанцами. Некоторые источники утверждают, что в дальнейшем Сербия расширила свою территорию за счет албанской в 3,5 раза.

В период Восточного кризиса 1878-1879 гг. Косово стало центром объединительного и освободительного движения албанцев, отразив присущую всем народам Балканского полуострова тенденцию к созданию целостной экономической и политической государственной структуры. Аналогичную роль оно сыграло в 1910 г. во время общеалбанского антитурецкого восстания.

После окончания балканских войн 1912-1913 гг. Косово впервые вошло в состав Сербии, а после Первой мировой войны - в

состав Югославии. Союзное государство Югославия состояла из следующих основных частей: Сербия, Хорватия, Словения, Босния, и Герцеговина, Македония, Черногория (Монтенегро). Под власть Сербии была также отдана и Воеводина со значительной частью венгров. И сразу же после этого появился неле­гальный ирредентистский кособокий комитет, ставивший своей задачей подготовку условий для воссоединения с Албанией и получавший моральную и материальную поддержку, как от Коминтерна, так и от Италии.

После провозглашения независимости Албании в 1921 г. ее территориальные претензии к Сербии усилились. С середины 30-х годов Албания стала еще и полигоном стратегических интересов фашистских Германии и Италии. В годы второй мировой войны, сражаясь на стороне фашистских оккупантов, албанцы продолжали террор против неалбанского населения, который фактически мож­но приравнять к геноциду. Этнические чистки сербов осуществля­лись в эти годы в устрашающих размерах.

Поддержка прав Косова на самоопределение вплоть до отделения и воссоединения с Алба­нией входила в политическую программу югославской компартии. После 1935 г., когда КПЮ стала выступать за целостность Югославии, выдвигался лозунг автономии Косово и Метохии. Созданный в 1940 г. Областной комитет КПЮ для Косово и Метохии подчинялся непосредст­венно ЦК наряду с партийными организациями Словении, Хорватии и Македонии.

После начала Второй мировой войны, в декабрьском номере коммунистического журнала "Пролетер" (1942) в статье о национальном вопросе в Югославии Броз Тито увязывал его с осво­бодительной борьбой и ставил проблемы Косова в один ряд с черногорскими, хорватскими, ма­кедонскими и т.п.

После краха королевской Югославии большая часть Косова

вошла в оккупационную зону Италии и управлялась итальянским наместником из Тираны. Германские захватчики, сменив­шие итальянских в 1943 г., заявили о создании "Великой Албании" и поставили в качестве пре­мьер-министра косовского помещика Реджепа Митровицу. Вероятно, такие спекуляции на объединении албанцев в одном государстве привели к тому, что антифашистское движение в Косово стало развиваться позже, чем в соседней Македонии, где албанские районы попали в болгарскую оккупационную зону. Именно там пал смертью храбрых 14 октября 1941 г. алба­нец из Куманова Байрам Шабани, первым в Югославии удостоенный звания Народного героя.

С территории Косово под давлением ал­банского террора выехало более 200000 сербов, а на их место только с 1945 г. до сегодняшнего дня с благословения тогдашних югославских властей поселились около 400000 людей, бежавших из Албании. Таким образом, долгое время насильственно меня­лась этническая структура населения.

Националистическая организация "Балы комбтар" ("Национальный фронт"), созданная в конце 1942 г., выдвинула лозунг борьбы за единую этническую Албанию, тем самым оттянув часть активного населения от коммунистов, которые стояли на интернационалистских позици­ях и отмежевывались от "фашистского" варианта разрешения проблемы. Правда, по своим ка­налам они ставили вопрос перед руководством КПЮ: в июле 1943 г. о переподчинении партий­ной организации Косово и партизанских отрядов руководству албанской компартии и геншта­бу, а также зимой 1943-1944 гг. о послевоенной судьбе Косово. Только обещание провести после окончания войны плебисцит в албанских районах Югославии приостановило дальней­шее обсуждение.

Летом 1946 г. Э. Ходжа во время своего визита в Белград поднял вопрос о воссоединении Косово с Албанией. Тито ответил, что рано или поздно это произойдет, но в тогдашней меж­дународной обстановке это было бы преждевременным. В 1949 г. в связи с попытками Сталина "расшатать" внутреннюю обстановку в Югославии, Ходжа обратился к нему, предлагая орга­низовать антититовское восстание кособоких албанцев, но встретил отказ.

Косовары были упорны в дости­жении своей цели. В конце 50-хначале 60-х годов в Косове действо­вала организация «Революционное движение за объединение албанцев», которую возглавлял Адем Демачи.

В 1956 году служба безопас­ности СФРЮ раскрыла в крае не­сколько диверсионных групп, кото­рые в начале 50-х годов были забро­шены из Албании в Югославию для создания нелегальных националис­тических организаций. В июле 1956 года состоялся известный Призрен-ский процесс, вскрывший разветвлен­ную сеть подпольных организаций и их широкие связи с руководством страны.

В 60-е и 70-е годы албанцы дей­ствовали уже активнее устраива­ли провокации и диверсии, осквер­няли церковные и культовые памятники, запугивали православное насе­ление. В архиве епархии в Призре-не хранятся письма священников, ко­торые сообщали об отъезде многих сербских семей, гонимых страхом преследования. Дечанский игумен Макарий писал 3 апреля 1968 года сербскому Патриарху Герману:

«Шиптари опять показывают свою исконную ненависть к сербам. Мы на­ходимся в более тяжелой ситуации, чем во время австрийской или турец­кой оккупации. Тогда мы имели хоть какие-то права... Ежедневными ста­ли насилие, кражи средь бела дня, унижения и преследования».

В послевоенной Югославии кособокий вопрос рассматривался с точки зрения обеспечения автономного статуса края, который по конституции 1974 г. был фактически приравнен к республиканскому. Открыта Косовская Ака­демия наук и искусств, университет в Приштине. По доле студентов к общему числу населения Косово едва ли не превзошло США. Албанский язык был уравнен с языками других югославских народов. Поощрялись культурно-гуманитарные связи с Албанией. По уровню доходов и ВВП на душу населения Косово, сильно отставая от среднеюгославских показателей, значительно превосходило Албанию. Однако этническое "очищение" от славянского населения продолжилось, и его доля в 1961-1981 гг. снизилась с 27.5% до 15%. И тогда началось движение за формальное признание за Косово права быть седьмой республикой Югославии. В югославском руководстве сама мысль о такой возможно­сти отвергалась под тем предлогом, что следующим шагом станет отделение и воссоединение с Албанией. Хотя в "ходжевский" период мало кто стремился попасть в концлагерь под назва­нием Албания. Движение "Косово-республика" решительно пресекалось, а после драматических событий 1981 г. в крае было усилено присутствие ЮНА за счет введения бронетехники.

На протяжении последующих восьми лет массовые выступления ал­банцев неоднократно повторялись.

В те годы по всей Югославии шла многосторонняя перекрестная миграция: сербы из других республик возвращались в Сербию, хорваты - в Хорватию. Албанцы потянулись в Косово. Сербы ока­зались в Косово национальным меньшинством и чувствовали себя неуютно.  Выдвижение  албанских  кадров  сербы  считали дискриминацией. Они стали уезжать. Сербы были специалистами высокой квалификации (ученые, врачи), их отъезд болезненно ска­зался на развитии Косово.

В 80-е гг. периоды введения военного положения и комендант­ского часа сменялись периодами разработки новых программ решения «проблем Косово», которые включали в себя экономи­ческие и политические меры. Однако о достижении хоть каких-то результатов говорить не приходится.

«Югославизм, как и общеславянская идея в целом, в исторических условиях конца XX века уже не мог быть альтернативой этническому национализму каждого отдельно взятого югославянского народа, не мог служить долговременным идеологическим фундаментом для многонационального государства южных славян. Наоборот, будучи лишь особой его формой, югославизм превратился в одну из причин конфликтов между самими этими народами. Естественно, политики и идеологи сербского, хорватского и других национальных движений стремились найти новое историческое (как и правовое, этнодемографическое и др.) обоснование новых форм национального самоопределения».

Рост албанского национализма неизбежно должен был вызвать пробуждение сербского, а по­литика уступок - смениться прямо противоположной. Именно нетерпимое положение славян­ского населения края, превратившегося в своей республике в гонимое и беззащитное мень­шинство, узаконило сербский национализм и привело к власти С. Милошевича.

Для Белграда проблема Косово стала особенно острой после распада федеративной Югославии в 1991-1992 гг. Сербы, жившие на территории Хорватии и Боснии, оказались оторванными от основной части народа, жившего в Сербии. Их попытка создать автономные районы не получила признания правительств этих двух новых независимых государств. Тогда они начали воевать и получили помощь со стороны Белграда, который хотел сохранить единое югославское или создать единое сербское государство. Война оказалась жестокой и сопровождалась зверствами с обеих сторон. За три с лишним года боевых действий погибло около 300 тысяч человек.

В итоге боснийские сербы добились автономии, но не объедине­ния с Сербией. Сербы оказались разделенной нацией на своей исторической земле. И на этом печальном для сербов фоне воз­никла реальная угроза потери Косово.

С избранием С. Милошевича президентом Сербии началось еще большее ужесточение по­литики в отношении косовских албанцев. Он решает освободить сербов от всяческих репрессий на окраинах страны и в Косово. 

 Приведу основные моменты:

23 февраля 1989 г. парламент Сербии принимает поправки к конституции, главным содер­жанием которых стало аннулирование всех тех положений, которые приравнивали автоном­ный статус Косово к республиканскому, то есть возвращение края в лоно Сербии.

Распространенное мнение, что С. Милошевич полностью упразднил автономию Косово, не совсем точно. Были упразднены их права как субъектов федерации. Но и прежде они рассма­тривались не как этнотерриториальные, а только как территориальные государственные об­разования. Из этого исходит и конституция СРЮ, принятая в 1992 г.

23 марта после бурных дискуссий кособокий парламент вынужденно соглашается с поправ­ками.

27 марта с протестом против этого решения выходят на улицы Приштины, Подуева, Мит-ровицы демонстранты. Части ЮНА и МВД Сербии разгоняют манифестантов. 27 албанцев убито.

Уже 13 апреля Европейский парламент принимает резолюцию с предложениями по пре­одолению кризиса. 29 июня палата представителей Конгресса США выступает с аналогичной резолюцией, отмечая нарушения югославским правительством обязательств, вытекающих из хельсинкского Заключительного Акта и Декларации ООН о правах человека. 18 июля сенат США выражает свое отношение к событиям в Югославии. Поддерживая независимость, един­ство и территориальную целостность страны, он отмечает, что сужение границ социально-по­литической и культурной автономии Косово может стимулировать развитие кризиса во всем балканском регионе.

Начинается организованное сопротивление кособоких албанцев, возглавленное созданной в декабре 1989 г. Демократической лигой Косово. Председателем партии становится 47-лет­ний литератор Ибрахим Ругова. Используя легальные возможности, руководство Лиги присту­пило к формированию параллельных административных органов.

В 1990 г. косоварами, как называются жители Косово албанской национальности, была принята конституционная декларация. Первый ее пункт гласил, что она является актом о кон­ституционном определении кособокого населения, а также актом о политическом самоопреде­лении Косово в составе Югославии. Декларация, исходившая из факта существования СФРЮ, которая распалась годом позже, провозгласила, что она, представляя Косово как независимое и равноправное образование в составе Югославии на основании аутентичного принципа демо­кратии об уважении воли людей и человеческих и национальных коллективов, ожидает при­знания данного акта югославской конституцией, а также его полной поддержки югославской и международной демократической общественности. Косово объявлялось "конституционно-политическим образованием равноправных наций и граждан, в котором албанцы, будучи боль­шинством в Косово, а также одним из самых многочисленных народов Югославии, так же как и сербы, и другие народы Косово, считаются НАЦИЕЙ, а не меньшинством".

На основании этой Декларации позднее была принята конституция Республики Косова (Косово). В ее преамбуле содержатся ссылки на антифашистскую борьбу во время Второй ми­ровой войны как на источник легитимности требований и прав жителей Косово и албанского населения, проживающего в этом крае. Как и в конституциях вновь образовавшихся госу­дарств на территории распавшейся Югославии и признанных международным сообществом, в конституции самопровозглашенной Республики Косова говорится о том, что она "является де­мократическим государством албанского народа и людей иных национальных меньшинств, яв­ляющихся ее гражданами: сербов, мусульман, черногорцев, хорватов, турок, цыган и других". При этом статья 2 гласила, что Республика Косова - член югославского сообщества. Год спу­стя распад СФРЮ перевел все эти положения в плоскость независимости Косово (Косовы) и полного национально-государственного самоопределения албанцев, проживающих на этой территории.

В этом документе содержатся также положения о неделимости и целостности территории Республики Косово, о том, что официальным языком является албанский язык, о полноте су­веренитета Республики. В то же время конституция подтверждала право граждан иных наци­ональностей использовать свою национальную символику, гарантировала равноправие граж­дан в их правах и обязанностях и их право на равную защиту перед государственными органами без различия национальной, расовой, половой, религиозной принадлежности, политических убеждений, образования, социального происхождения и т.д.

В ответ сербские власти 5 июля издали указ о роспуске правительства и парламента Косо­во. Введено прямое правление Белграда. Начались массовые увольнения служащих-албанцев, из коллегиального президиума федерации были выведены два албанских представителя, за­крыты учебные заведения всех уровней (от школ до университета), преподавание в которых велось на албанском языке, ликвидирована Академия наук и искусств, прекращены передачи на албанском языке на радио и телевидении, запрещено издание и распространение выходив­шей с февраля 1945 г. газеты "Рилиндья" ("Возрождение").

На гонения против албанского языка и культуры албанцы ответили созданием параллель­ной системы образования на родном языке, а на изгнание из государственных учреждений - со­зданием параллельной системы власти. Осенью 1991 г. был проведен полулегальный референ­дум о независимости и по его результатам сформировано правительство. Народное собрание Албании признало Республику Косово.

Когда стала реальностью угроза распада югославского государства, координационный со­вет албанских политических партий принял в октябре 1991 г. декларацию "О положении в Югославии и в Европе", где дал три варианта действий:

«- если не будут меняться внутренние межреспубликанские и внешние границы Югославии, то республика Косово войдет в союз суверенных республик Югославии как независимое и су­веренное государство;

- если внешние границы останутся прежними, а изменения коснутся границ республик, то требованием момента станет создание Албанской республики в составе Югославии на основе этнического принципа, как это имеет место у сербов, хорватов, словенцев и других народов,

- если не сохранятся и внешние границы Югославии, то албанский народ может решить во­прос о воссоединении с Албанией путем плебисцита».

В ходе боснийского кризиса косовское руководство выработало и сформулировало свою позицию следующим образом: "Наилучшим выходом для Косово является предоставление ему статуса независимой и нейтральной республики, открытой как в сторону Сербии, так и Алба­нии при условии введения на всей территории международной гражданской администрации как переходной ступени".

Летом и осенью 1996 г. в обсуждение косовской проблемы включилась югославская обще­ственность. На заседании Сербской академии наук 11 июня президент А. Деспич предложил начать переговоры с албанцами о "мирном разводе", чем вызвал бурю негодования. В дискус­сии участвовала и демократическая оппозиция Милошевичу. Среди множества мнений было и такое, что необходимо избежать опасности "дейтонизации" Косова, решив проблему своими силами без постороннего вмешательства. Подчеркивалась необходимость выработки обще­сербской программы. В 1996 г. С. Милошевич и "президент" Косово И. Ругова подписали соглашение о возвра­щении албанцев в официальные образовательные учреждения, которые они ранее бойкотиро­вали.

Наметившийся диалог оказался прерванным известными событиями в Белграде (выступле­ние демократической оппозиции) и в Албании (вооруженный мятеж и внутриполитический кризис). События в Албании послужили толчком к эскалации кризиса в Косово. Массовые вооруженные антиправительственные восстания в Албании привели к отставки правого руководства страны с президентом Сали Бершней. После этого распространение оружия из Албании приобрело массовый и неподконтрольный характер.

После того, как среди населения Косово произошло несколько вооруженных межэтнических стычек, Милошевич активно задействовал против албанцев превосходящие силы полиции. Полиция держала албанцев в постоянном страхе репрессий. Укрепляли свои позиции «неподконтрольные никому» сербские полувоенные формирования. Одновременно усилилась активность и политическая роль вооруженных албанских формирований.

В сепаратистском движении в Косово, радикализация которого началась в 1998 г., можно отметить три течения.

Первое - политическое, которое действует через Демокра­тическую лигу Косово во главе с Ибрагимом Руговой. Он высту­пает за получение независимости Косово политическими средствами.

Второе связано с деятельностью «правительства в подполье» и именем Буяра Букоши. Штаб-квартира правительства находится в городе Ульм недалеко от Бонна в Германии. Буяр Букоши имеет большое влияние на албанцев, находящихся на работе или в эмиграции за пределами Косово. Через его руки проходят деньги, попадающие в Косово из-за границы, получаемые посредством торговли наркотиками и оружием.

Третье - экстремистское, действующее террористическими ме­тодами в рамках Освободительной армии Косово (ОАК). Цели это­го

движения - вызвать путем террористических актов и прово­каций войну в крае, расширить «свободную территорию», где дей­ствует ОАК, добиться признания своей борьбы как национально-освободительной и, наконец, отделившись от Югославии, объеди­нить территории, населенные албанцами. Политическое крыло ОАК представляет бывший председатель Комитета защиты прав косовских албанцев Адем Демачи, получивший мощную поддержку со стороны Албании. Диссидент со стажем, проведший в тюрьмах СФРЮ более 25 лет, он является одним из самых непримиримых критиков политики Ибрагима Руговы.

Вне региона мало кто обращал внимание на все эти события до 1998 г., когда противостояние между силами официального Белграда и вооруженными албанскими формированиями приобрело характер настоящей войны.

Осенью 1998 г. среди косовского руководства стали заметны раскол, усиление позиций радикалов, готовых к военным действи­ям. Постепенно все более заметную роль стал играть премьер-министр непризнанной республики Буяр Букоши. Он откровенно заявил, что выступает «за войну, а не за переговоры, которые означают капитуляцию албанцев».

В 1998 г. сербы начали масштабные действия по ликвидации баз ОАК, что привело к жертвам среди мирного населения. Югославские пограничники пытались остановить потоки боевиков и оружия для сепаратистов. Количество проникающих на территорию края террористических групп, а также оружия свидетельствовало о подготовке широкомасштабных военных акций.

Запад добился введения международных санкций против Белграда и фактически поддержал албанских лидеров Косово, которые не скрывали своей твердой решимости выйти из состава Югославии.

 

Противоречия, разрывающие страну на куски, закладывались еще при создании Югославии. Принцип давления одной нации над другой никогда ни к чему хорошему не приводили. Страна, сдерживаемая только с помощью страха и силы, даст трещины и развалится на мелкие осколки. Ничего не останется от, казалось бы, сильной страны. Бывшие соседи становятся кровными врагами. Политики не понимают или не хотят понимать, что сила славян в их единении. Только вместе мы выстоим против любой беды. И единение должно быть добровольным на демократических основах.  

Назад       Главная       Вперёд