Идея создания независимого органа, призванного следить за
исполнением Конституции, особенно со стороны законодательной
власти, не нова.Она была выдвинута в общих чертах Великой Фран
цузской революцией, а затем с начала Х1Х века прошла испытание в
США. Во Франции ее осторожно пытались ввести по Конституции 1946
года, когда был учрежден Конституционный Комитет. В 1958 году
французы сделали следующий шаг и создали Конституционный Совет,
который далеко превзошел скромные устремления его первых учреди
телей. Конституционный Совет стал важным звеном функционирования
конституционных институтов и сверх того - всей правовой системы в
целом.
По способу своего образования он принадлежит к категории по
литических органов, но статус его членов и используемые процедуры
сближают его с судебными органами.
Конституционный Совет - это орган, состоящий из нескольких
членов, которым обеспечивается независимость.
Существует две категории членов Совета. Первая категория
включает бывших президентов Республики.Они не назначаются, а ав
томатически входят в Совет по истечении президентского манда
та.Вторая категория включает назначаемых членов Конституционного
Совета. Их девять: при назначении не принимается во внимание ни
возраст, ни диплом, ни предыдущий опыт.
Трех членов Совета назначает Президент Республики, еще по
три - Председатели Национального Собрания и Сената.Эти члены Со
вета имеют мандат на 9 лет.
Возможно, установление истинного контроля над конституцион
ностью законов было самой яркой новацией Конститтуции 1958 года.
Это было глубоко символично. Был разрушен миф о законе и его су
веренности, существовавший со времен революции. Ему на смену при
шел принцип верховенства Конституции, который подразумевает под
чинение парламента-законодателя учредительной власти. Вполне
осознавая свою смелость создатели Конституции ограничили ее зна
чение. Они ввели сложную и трудную процедуру ограниченного пре-
вентивного производства. В два этапа по инициативе самого Совета,
а затем по инициативе его учредителей эти барьеры были сняты, и
Совет утвердился в качестве полноправного посредника между Парла
ментом и Правительством.