В первобытной культуре
деятельность человека носила
синкретический, нерасчлененный характер,
что обусловливало формирование
своеобразного образа природы. Эта
деятельность характеризовалась, во-первых,
единством человека и осваиваемой им
природной среды, во-вторых, неосознанностью
различий между реальностью и вымыслом) в-третьих,
отсутствием развитых форм социального
самосознания, порожденном аморфностью
социальной организации и, в-четвертых,
доминированием чувственного восприятия и
базирующегося на нем воображения.
Практическое освоение природы в
первобытной культуре проходило в двух
формах хозяйствования: присваивающего и
производящего. Присваивающая форма
хозяйствования явилась самой первой
исторической формой общения человека с
природой. Носители культуры этого периода
пользовались самыми примитивными орудиями
труда, при помощи которых они могли
потреблять лишь то, что произвела сама
природа.
Второй тип хозяйствования был
связан уже с применением орудий труда
созидательно-конструктивного действия,
связанных с обработкой земли и
разнообразных природных материалов - глины,
растительных волокон, шерсти, металлов) что,
в конечном счете, и привело к становлению и
развитию производящего способа
хозяйствования.
Процесс жизни воспринимался
первобытным сознанием в виде
беспорядочного нагромождения событий,
окружающая действительность одушевлялась
некими непонятными стихийными силами.
Последние неподвластны первобытному
человеку и представляются ему уродливыми и
ужасными.
Земля с составляющими ее
предметами представлялась первобытному
человеку живой, одушевленной) все из себя
производящей и все собой питающей, включая
небо, которое она тоже рождает из себя. Как
женщина в период матриархата являлась
главой рода, матерью) кормилицей и
воспитательницей, так и земля понималась
как источник, живородящее лоно всего мира,
богов, демонов и людей.
Демоны первоначально
представлялись как некая злая (или, реже, -
благодетельная), безымянная, безликая,
мгновенно возникающая и мгновенно уходящая
страшная роковая сила, о которой человек не
имеет никакого представления.
Демон еще не имел фигуры и лица,
никакого вообще очертания, его нельзя было
назвать по имени, вступить с ним в контакт.
Внезапно нахлынув неизвестно откуда, он
мгновенно производит катастрофическое
действие - и тут же бесследно исчезает.
Позднее первобытный человек
индивидуализировал безличных демонов. Они
начали представляться в его сознании как
существа материальные, чувственные, то есть
обладающие телесной оболочкой. Но наделяя,
например, силы земли такой оболочкой,
многие народы по-прежнему присваивали им
вид чудовищ и страшилищ.
Так, древнегреческий поэт и
философ Гесиод в «Теогонии» излагает
архаическое предание о порождении Небом-Ураном
и Землей-Геей титанов, циклопов и сторуких.
У последних чудовищность подчеркнута
особенно: у каждого из них по 100 рук и 50 голов.
Среди порождений Геи были и эринии -
страшные, седые окровавленные старухи с
собачьими головами и со змеями в
распущенных волосах.
В дальнейшем происходит
трансформация восприятия демонов и богов к
их антропоморфическому, то есть
очеловеченному образу. Именно у греков этот
антропоморфизм достиг своего наивысшего
оформления и выразился в целой системе
художественных и пластических образов.
Например, Деметра - богиня культурного
земледелия и Артемида - богиня охоты,
несмотря на то, что они служили
покровительницами древних видов
деятельности, представлялись уже не
чудовищами, а величественно-прекрасными
женщинами-богинями)проявляющими
дружелюбное и сердечное отношение к людям.
Преображается вся природа,
которая раньше была наполнена страшными и
непонятными для человека силами. Власть
человека над природой значительно возросла,
он уже умел не только прятаться от нее, но и
более уверенно ориентироваться в ней, умел
находить в ней красоту, использовать
природу для своих надобностей. Если раньше
нимфы рек и озер (океаниды) или нимфы морей (нереиды)
- это воплощение дикости и хаоса, то теперь
природа предстает умиротворенной,
поэтизируется. Так, нимфы становятся в
художественной культуре предметом
поэтического любования.
Интуитивно созданный
мифологическим сознанием порядок у греков
назывался космосом. В дальнейшем у
античного человека появляется
настоятельная потребность к осмыслению
этого живого космоса. На смену интуитивному
восприятию приходит осознание и рефлексия,
то есть философия как особое знание,
которое обособляется от мифа и магии, хотя
часто внешне сохраняет такую связь.
В интеллектуальных конструкциях
древнегреческих философов космос
перестает пониматься антропоморфически, но
продолжает восприниматься живым,
материальным и одушевленным. Для античного
понимания космоса важна идея вечного
возвращения, вечного рождения его как
живого организма. Движение его
представляется не прямолинейным) а
круговым. В этом подвижном, живом, видимом и
слышимом целом человек не
противопоставляется природе, а мыслится
как одна из ее частей.
|