Обратимся к наскальным и
пещерные рисункам и фрескам (датируемым,
начиная от 40-20 тыс. лет до и. э.). Разные
исследователи намечают различные
последовательности и этапы развития
древней живописи, в общем, тем не менее,
можно выделить следующие два этапа.
Первый этап. К самым первым
наскальным и пещерным изображениям
относятся профильные изображения животных
(на которых охотились архаические народы),
выполненные, что важно, примерно в
натуральную величину. Позднее появляются
изображения людей, тоже в натуральную
величину. Советский искусствовед А. Д.
Столяр считает самой ранней
изобразительную модель тех предельно
лаконичных рисунков зверя, которые наука
уже в начале нашего века отнесла к числу
древнейших. «Это изолированный и предельно
обобщенный, строго профильный контур
стоящего зверя». Как правило, эти
изображения и рисунки представляют
высеченный каменным орудием или нанесенный
охрой контур, который совершенно
незаполнен внутри. Первая странность -
животные изображались только в профиль,
люди чаще фронтально, причем профильное
изображение животных устойчиво
воспроизводится много тысяч лет во всех
странах древнего мира. Другая странность -
пропорции фигур часто увеличены, кажется,
что люди одеты в скафандры (это послужило
поводом назвать их «марсианами»).
Второй этап. и т. Размеры
изображения людей и животных увеличиваются
и уменьшаются, а контуры фигур заполняются (прорисовываются
глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у
людей-одежда, татуировка д.). Наряду с
миниатюрными, в этот период встречаются и
довольно внушительные изображения.
Например, в Джаббарене (Сахара) найдено
шестиметровое изображение человека (названного
«Великий марсианский бог»). Оно занимает
всю стену «большого убежища»: стена сильно
вогнута, голова нарисована на потолке . Как
же объяснить эти особенности и странности
древней живописи.
Человек учится рисовать или
рассказ очевидца о визуальном воплощении
души. Эсхилл рассказывает в своей трагедии
«Прикованный Прометей», что могучий титан
дал людям огонь, научил их ремеслам, чтению
и письму и, очевидно, живописи. Но
сомнительно, чтобы кто-то учил людей
рисовать, вероятнее всего, они научились
сами. Как? Послушаем рассказ. Представим,
что у автора есть машина времени и он может
вернуться на два-три десятка тысячелетий
назад и наблюдать за архаическим человеком.
Проведя в такой эксредиции какое-то время,
автор излагает свои наблюдения и
размышления (в скобках автор для сравнения
прнводчт данные современных исследований).
«Перемещаясь во времени, можно
достичь эпох, где архаический человек еще
не умеет рисовать; зато он оставляет на
глине или краской на стенах пещер отпечатки
ладоней и ступней ног и проводит на скалах
короткие или длинные линии (современные
исследователи не без юмора назвали их «макаронами»).
Хотя архаический человек не
умеет еще рисовать и не знает, что это такое,
он уже достаточно развит, пытается по-своему
понять жизнь: Особенно его занимает
осмысление природных явлений и событий,
происходящих с ним самим. Так, например, он
очень боится затмений солнца и луны и
поэтому по-своему их объяснил - в это время
на луну (солнце) нападает огромный зверь.
Его волнуют болезни, сновидения, потеря
сознания и очень - смерть близких, других
людей и животных. Пытаясь понять, что при
этом происходит, архаический человек
пришел к представлению о душе (духе). Душа -
это своего рода двойник человека (животного,
вещи), очень на него похожа. Она может
покидать свою оболочку (тело, вещь), входить
в нее снова, переходить в другие оболочки.
Душа является источником жизни, силы и
дыхания, после смерти душа уходит жить в
другую страну (мертвых). Интересно, что
архаические люди не разделяют китайской
стеной обычный мир, ндселенный людьми,
животными и вещами, и мир, где живут души.
Они уверены, что души живут среди людей,
рядом с ними, что их можно умилостивить, о
чем-то попросить, даже заставить что-то
сделать себе на пользу.
Возвратившись чуть ближе к
нашему времени, астор неоднократно
наблюдал следующие сцены, живо его
заинтересовавшие.
После удачной охоты архаические
люди ставили к стене скалы или пещеры (основательно
привязав) какое-нибудь животное (северного
оленя, бизона, антилопу), а иногда (после
стычки с другими племенами) даже пленного.
Животное ставилось естественно - боком, а
человек - фронтально. Затем в эту мишень
взрослые и подростки начинали метать копья
или стрелять из луков; одни состязались,
другие учились лучше пользоваться своим
оружием. И вот что важно: наконечники копий
и стрел оставляли на поверхности скалы (стены)
вблизи границы тела отметки, следы выбоин.
Чаще всего исходную мишень через некоторое
время убирали (животное съедали, пленного
убивали), но вместо нее ставили муляж - шкуру
животного, надетую на палки или большой ком
глины. Однако вскоре и эта модель
разрушалась или использовалась в
хозяйственных целях. Самое любопытное - в
этой ситуации некоторые племена вместо
разрушенной мишени начинают использовать
следы, оставленные на стене от копий и стрел.
Чтобы понять, попала стрела или копье в цель,
архаический охотник соединял эти следы
линией, как бы отделяющей тело, бывшего в
этом месте животного или человека, от
свободного пространства вне его. Иногда для
этой цели, после очередной удачной охоты,
использовалось и само животное или пленный,
их обводят линией (чаще всего охрой) или
высекают такую обводную линию каменным
орудием. Автор увидел, что на поверхности
стены (скалы) оставался профильный контур
животного или фронтальный - человека. И он
действительно не был ничем заполнен внутри,
а размеры фигур были немного увеличены (для
целей тренировки и меткости обвод делался
грубо, обычно к размерам туловища, головы,
рук и ног добавляется рука «рисующего»). Тут
автор, конечно, сообразил, откуда взялись «марсиане»
и даже понял, почему у них обычно не были
изображены ступни ног (они повернуты вперед
и не попадают в обвод).
В своих воспоминаниях известный
художник Петров-Водкин рассказывает, как
был открыт его талант. В школе он рисовал
плохо, но однажды на уроке рисования от
нечего делать заштриховал часть листа
бумаги. Случайно увидев его работу, учитель
взял лист бумаги и, отойдя подальше к доске,
спросил: «Дети, что это такое?»-«Дыра»,-последовал
уверенный ответ. Учитель сделал несколько
шагов вперед, и дети поразились-они увидели:
это лишь штриховка, создающая, однако,
полную иллюзию, что бумага порвана в одном
месте. Что пережили и поняли в этот миг дети?
Восхищение от «искусства» (мастерства) их
товарищи, создавшего настоящий предмет-дыру
в бумаге с помощью условного материала,
следов грифеля. Удивление, что-«предмет»,
созданный карандашом, может быть столь
реальным, настоящим, недоумение-как
возможно такое чудо. Опять восхищение и т. п.
Этот случай помогает понять, что
происходит в любой реальности. Человек
невольно поддается иллюзии (встречается с
предметом), в той или иной мере обнаруживает
свое заблуждение (понимает иллюзорность,
мнимость предмета), восхищается тем, что
столь убедительная иллюзия создана
человеком как бы из ничего и снова отдается
иллюзии (переживает предмет).
Но сначала маленький ребенок
просто играет с «материалом искусства» (красками,
линиями, кружочками), как с простыми
предметами. Он довольно быстро
обнаруживает прелесть этой игры и богатые
возможности действий с таким «материалом».
Например, линии, кружки, цветовые мазки
можно повторять, изменять, соединять друг с
другом, строить из них интересные необычные
сооружения. Поскольку отдельные линии (кружок,
пятно) воспринимаются ребенком неотделимо
от предмета, обозначенного этой линией,
всякое действие с изображениями осознается
и переживается им как жизнь (бытие
соответствующия предметов). Как бы
живописное искусство ни стояло высоко,
следы этого этапа сохраняются. Вот детский
рисунок солнца кружок с расходящимися в
разные стороны прямыми лучами. С точки
зрения обыденного опыта, связь между диском
солнца и его лучами, конечно, существует,
но она не прямая. Она дана человеку в
множестве жизненных ситуаций (где
наблюдается закат солнца или прохождение
солнечных лучей через окна облаков) и во
множестве речевых и литературных
высказываний. В детском рисунке диск солнца,
однако, прямо сведен, соединен с лучами;
соприкосновение самих лучей служит в
рисунке основанием для бытийного сходства
явлений. Но ведь как явления диск солнца и
его лучи вовсе не похожи друг на друга. Что
же их объединяет в живописной, поэтической
реальности? Вероятно, множество жизненных
ситуаций, где они встречались вместе, и
множество высказываний, где они вместе
фигурировали. Следовательно, сводя воедино
диск солнца и его лучи, гений ребенка
заставляет детское сознание извлекать из
своих глубин все это множество переживаний
и впечатлений, и не просто извлекать, но и по-новому
структурировать. В результате перед
ребенком рождается новый мир, где диск
солнца прямо соединен с солнечными лучами.
Подобно тому, как во сне на основе прожитого
опыта психика воссоздает волнующие
человека события (особый мир сновидений), в
искусстве из этого опыта, направляемого и
структурируемого произведением
живописного искусства, создается не менее
волнующий мир. Если в обычной жизни или в
сновидениях события происходят сами собой,
наплывая на нас, захватывая сознание, то в
искусстве «мотор движения» находится в
самом человеке и произведении.
|