Александр Качанов
С самого первого момента, когда я познакомился с Flash, меня не
покидало ощущение, что где-то я уже это видел. Что-то до боли знакомое я видел в
каждом навороченном Flash-сайте с бегающими менюшками, разворачивающимися
кубиками, летающим фоном, выпрыгивающими текстами и мельтешащими фотографиями.
Ночей не спал, завтраки не ел, пил только чай, пока наконец меня не осенило -
да это же самые настоящие компьютерные игры. Стоить вспомнить Starcraft,
Civilization или Quake, как сразу же становится ясным - компьютерные игры и
Flash-ролики делались одними руками, или во всяком случае - на одной идейной и
принципиальной базе.
И в играх и в Flash-роликах мы натыкаемся на навороченные
"заставки", которые призваны "снести башку" пользователю и
заманить его на сайт, на игру. Пройдя заставку с помощью "Skip Intro",
мы получаем полный набор всевозможных текстур, мелькающих менюшек настройки,
"оригинальных" интерфейсов с футуристическими линейками прокрутки,
кнопочками, окошками, текстами со шрифтами, которые едва можно разглядеть в
микроскоп. В наушниках нас оглушает "крюютая" музыка, а при каждом
выборе мышкой, что-то непременно куда-то въезжает, откуда-то
выезжает и при этом издает какое-нибудь скрипение или звоночек.
История метаморфозы
Пользователи и разработчики Web изначально стремились оживить скучные
статические web-страницы. Сначала это делалось с помощью анимированных гифов,
потом на помощь пришёл JavaScript.
С началом коммерческого бума в Интернет Web перестал быть тихой гаванью
физиков-теоретиков и студентов-любителей. В Web хлынули деньги инвесторов,
которые привратили его из академического опыта в индустрию. В индустрию с
большими деньгами. И в эту индустрию потянулись дизайнеры из других сфер. Они
быстро оценили, что "HTML никуда не годится, а броузеры вообще показывают
страницы как хотят, текст и графика на белой странице - слишком скучны для
развалившегося на дивание среднестатистического Тома Пупкина". Крюютым
дизайнерам чего-то не хватало - простейшие анимации давались ценой построения
сложнейшего кода, который к тому же еще и не всегда на всех броузерах
работал.
Но если есть спрос, рано или поздно предложение появится. Таков закон рынка.
А в Web-е отныне правили законы рынка, а не технологий. Вот тут-то и появляется
Flash. Все проблемы с совместимостью, изощренным программированием - разом
забыты. Впервые web-мастером может себя назвать человек, который не знает ни
строчки HTML/JavaScript. Крюютые дизайнеры ликуют!
Цена желания
Flash позволил в полную силу пользоваться своими талантами дизайнера
компьютерных игр для создания Web-сайтов. Flash быстро перешел границы
анимированных баннеров и элементов навигации. Во Flash теперь делают целые
web-сайты. Постойте, постойте - я сказал web-сайты? Но почему считается, что
Flash-ролик имеет отношение к Web-дизайну? Только потому что Flash-ролик
закачивается из Интернет с помощью броузера? Так ведь Flash-ролики уже давно
используются отдельно от броузера - их распространяют на компакт-дисках. Да в
принципе их можно распространять на чем угодно - хоть на 5-тидюймовых дискетах:
получил по почте, вставил в компьютер, загрузил Flash-player и смотри на
навороты без всяких броузеров и Интернетов. Вот тогда и станет ясно - что Flash
- это одно, а web-дизайн - совершенно другое.
С приходом IE в броузере стало возможно запустить все, что угодно: документы
Acrobat, таблицы Excel, удаленный терминал VNC, ролик QuickTime, схему
AutoCAD-а, Java-апплет. Но никто же не станет относить программирование
Java-апплетов или верстку документов в Acrobat к web-дизайну только на этом
основании? Название книжки "QuickTime и Web-дизайн" кажется нелепым, а
название "Flash и Web-дизайн" почему-то раскупается на ура.
Самое интересное, что Flash-мастеры больше всего ненавидят сам броузер со
всеми его кнопочками, менюшками и адресной строкой. Они непременно стараются
раскрыть свой ролик во весь экран или в окошке-рамке без каких-либо элементов
управления. Именно то же самое делают разработчики игр: если вы запускаете игру
- то она непременно раскроется на весь экран - захватит все ваше экранное
пространство, чтобы вы уделяли внимание только ей - игре (Flash-ролику) - и не
отвлекались на всякие другие неважные задачи.
Чужой среди своих
Flash чужд Web-у. Flash-ролик:
-
не индексируется поисковиками;
-
на отдельный фрагмент не сделаешь ссылку или не поставишь закладку;
-
невозможно отключить картинки;
-
невозможно увеличить размер текста;
-
невозможно "открутить" ролик назад, кнопка Back не работает;
-
нет простого соединения с базами данных (только с использованием всяких
обходных заморочек) (что признает и сама Macromedia);
-
для внесения любых, даже мелких, изменений требуется перекомпиляция всего
ролика, а значит и наличие специалиста.
Так что, давайте оставим Flash-у то, для чего он был сделан - баннеры и
менюшки. Не поддавайтесь искушению превратить Web "в одно сплошное
телевидение".
Литература по FLASH
|