Сергей Коломиец
Свою историю унифицированный язык объектно-ориентированного
моделирования ведет с конца 80х - начала 90х годов. Собственно создание UML началось в 1994 году. В это
время Грэйди Буч (Grady Booch) и Джеймс Рэмбо (James Rambaugh) начали
объединять несколько методов объектно-ориентированного моделирования в фирме
Rational Software. И уже в 1995 году была представлена спецификация метода,
названного Unified Method. Первая версия UML была принята консорциумом OMG
(Object Management Group) в январе 1997 года. Утвержденная же в сентябре версия
UML 1.1 была принята на
вооружение основными компаниями - производителями программного обеспечения,
такими, как Microsoft, IBM, Hewlett-Packard и производителями CASE-средств, которые
реализовали поддержку UML
в своих программных продуктах (Paradigm Plus, Microsoft Visual Modeler
for Visual Basic, Delphi и др.)
Авторы и
разработчики UML представляют его как язык для определения, представления,
проектирования и документирования программных систем, бизнес-систем и других
систем различной природы. UML определяет нотацию и метамодель. Нотация
представляет собой совокупность графических объектов, которые используются в
моделях; она является синтаксисом языка моделирования.
Универсальный язык объектного моделирования UML не зависит от языков программирования и,
вследствие этого, может поддерживать любой объектно-ориентированный язык
программирования. Он является открытым и позволяет расширять
ядро.
* * *
Визуальные модели широко используются в существующих
технологиях управления проектированием систем, сложность, масштабы и
функциональность которых постоянно возрастают. В практике эксплуатации
программных информационных систем постоянно приходится решать такие задачи как
перераспределение вычислений и данных, обеспечение проведения параллельных
вычислений, репликация баз данных, обеспечение безопасности доступа к
информационным системам, оптимизация балансировки нагрузки систем, устойчивость
к сбоям и многое другое.
Языки и методы моделирования состоят, как правило, из
следующих составных частей:
1. Концепции
моделирования, их семантика.
2. Визуальное
представление элементов моделирования
3. Правила
применения элементов моделирования.
Первый компонент - это элементы модели, второй - нотация и
третий - принципы использования.
Одной из важных проблем, решаемых при применении визуальных
методов моделирования, является все возрастающая сложность систем и проектов.
Наступает момент, когда становится невозможным представить всю систему в целом,
появляется отрывочность знаний о системе, и происходит потеря
управления.
Второе значительное достоинство - упрощение общения заказчика
и разработчика. Это связано как с повышенной наглядностью модели, так и с ее
гибкостью и динамичностью.
Само собой,
решаются вопросы уменьшения времени, затрачиваемого на разработку проекта, его
стоимости и повышения качества.
* * *
Декомпозиция систем
При проектировании сложных информационных систем
требуется, для обеспечения наглядности и во избежание потери управления,
разбиение системы на части, которые затем рассматриваются отдельно. Различают
два вида декомпозиции:
·
Структурная
·
Объектная
В первом случае система представляется в виде блок-схем,
где узлы - это функции, а связи между ними изображают движение данных. При
объектной, или компонентной декомпозиции в системе выделяются объекты,
взаимодействующие между собой по принципу 'клиент-сервер'. Вот в этом случае и
применяется UML для
моделирования систем.
* * *
Диаграммы в UML
Вот основные типы диаграмм, представленные в UML:
1. Диаграммы
использования
2. Диаграммы
классов
3. Диаграммы
поведения
4. Диаграммы
реализации
Диаграммы использования описывают функциональность
системы. Это изображается в виде так называемых случаев использования (use case), которые определяют
взаимодействие пользователя с системой. Они рисуются в виде овалов.
Диаграммы классов представляют статическую структуру
классов. Применение - формирование программного кода на заданном языке
программирования.
Диаграммы поведения описывают динамику системы.
* * *
Методы проектирования с использованием UML
В Microsoft
Visual Studio 6.0 реализованы несколько видов нотации для изображения
диаграмм классов, как 'старые' - нотации Буча и ОМТ, так и новая - UML. Генерация программного
кода производится на языках C++, Visual Basic, Java. Код содержит
определения классов и их взаимодействия, но не методы. Это метод прямого
проектирования.
При
использовании обратного проектирования диаграмма классов строится по готовому
программному коду.
Не стоит
путать понятия нотация и методология проектирования. UML - это лишь
нотация, которая требует стандартизирования и она уже является стандартом.
Методологии же невозможно привести к единому стандарту, да и вряд ли это
необходимо. Нотацию UML
можно использовать в рамках различных методологий.
В настоящее время консорциум Object Management Group
рассматривает возможность внедрения новой версии UML 1.3 как нового стандарта визуального
моделирования.
Языки программирования: разное
|