On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Историческая приемлемость и истоки происхождения англо-саксонской правовой системы

Со времен Средневековья формирование английского права происходило главным образом в виде прецедентов. Быстрые общественные изменения в XIX в., а также стремления к кодификациям на континенте постепенно привели к повышению значения законодательства и правоведения и в Англии. Королевская власть и парламент и раньше не могли полностью обойтись без своего вмешательства в законодательной форме, так называемых статутов (statutes). Последние регулировали специальные, зачастую очень узкие области правовой системы, где прецедентов не существовало вовсе или их было недостаточно. Статуты, появлявшиеся в связи со специфической или типичной для какого-то времени ситуацией, зачастую быстро устаревали. Тогда было естественным либо полностью их отменить, либо издавать новые, которые включали бы старый комплекс статутов, имущественные положения которых относились к тому же правовому институту или к той же области права. С 1870 по 1934 гг. парламент принял 109 законов консолидации (consolidation act) - в действительности новых и более обширных специальных законодательств, основанных на модернизации старого материала статутов. Таким образом, в Англии почти незаметно перешли и приблизились к методам континентального законодательства. В качестве примера можно назвать закон по коммерческому и морскому праву, включавший 748 параграфов, а также специальные законы по вексельному, торговому праву и праву юридических лиц. В данном случае развитие в Англии шло параллельно с общеевропейским, где, в первую очередь, модернизировались и приспосабливались к потребностям промышленного общества именно те области права, которые имели особенно большое значение для производства и торговли, основанных на идеях либерализма.

Центральные части имущественного права, однако, оставались в значительной степени незатронутыми законодательством вплоть до 1925 г., когда принципиальные весьма важные реформы земельного права реализовались благодаря Закону о собственности (Property Act). При этом были радикально упрощены формы передачи прав и отменены многочисленные права пользования, возникшие еще при феодализме. Характерным для чрезмерного традиционализма форм английского права является то, что там никогда не задумывались ввести право землевладения по континентальному образцу. Конечно, на практике правовой титул "поместье, наследуемое без ограничений в полной собственности" ('fee simple absolute in possession), является юридическим положением, которое во всем основном соответствует, например, французскому, германскому или шведскому праву землевладения. Но в теории это положение означает лишь наличие "субправа землевладения" относительно принадлежащего королевской власти "сверхправа землевладения", пусть даже если это сверхправо землевладения практически не имеет имущественного содержания. Итак, английское земельное право и сегодня основано на феодальных принципах Средневековья.

Напротив, во второй половине XIX в. прямое законодательное вмешательство, означавшее глубокие перемены, имело место в области семейного права. Согласно обычному праву муж и жена по гражданскому праву рассматривались как один юридический субъект; поскольку муж осуществлял правоспособность этого субъекта, то у жены не было возможности иметь имущественные права или заключать договор. Благодаря Закону о собственности замужних женщин 1882 г., измененному в 1893 г., жена получила такую же имущественную правоспособность, как и муж, а также и равные с ним права заключать договор. Это английское законодательство соответствовало начавшейся правовой эмансипации женщин на континенте; но и в данной области сильный традиционализм в английском понимании права длительное время оказывал сдерживающее влияние. Традиционализм также действовал в праве расторжения брака. Положения о разводах в английском праве были исключительно ограниченными до того, как Закон о браке (The Marriage Act) 1823 и 1898 гг. и Закон о супружеских делах (The Matrimonial Cases Acts) 1857 г. несколько расширили возможности для развода. Но еще в начале XX в. законодательство о разводах было настолько ограничительным, что была разработана обстоятельная система его обхода путем фиктивного нарушения супружеской верности.

В качестве резюме можно сказать о развитии английского права за период от наполеоновских войн до первой мировой войны. Оно происходило медленнее, чем в прочей части Европы, b в формах, характерных для юридической техники времен Средневековья. Импульсы со стороны правоведения и стремления к кодификации во Франции и Германии привели к изменившемуся и более позитивному отношению к законодательству как методу создания правовых положений, а также к довольно значительному числу важных реформ специальных институтов права. Однако в общем и целом придерживались средневековой дуалистической системы с вытекающими из нее последствиями: право для простого человека было непонятным, как оно толковалось достопочтенными судьями и адвокатами, судебный процесс был ритуальным зрелищем, в котором представители сторон прежде всего стремились завоевать расположение суда присяжных (или судей) благодаря слепленному с античной риторики ораторскому искусству. Насколько сложным для получения о нем представления был (и остается) английский материал по вопросам правовых положений, можно увидеть благодаря данным знаменитого историка английского права Поллока, согласно которым описание прецедентов в 1916 г. составляло не менее 6540 томов. Древнейшие из прецедентов пришли из Средневековья. Если к этим источникам из английской метрополии добавить прецеденты, появившиеся в судах Америки и английских колоний, число томов может возрасти до 25 тыс.

После 1914 г. положение немного изменилось. Однако можно считать, что в Англии во все большей степени стали воспринимать метод кодификации в качестве метода формирования права. В США в этом отношении так далеко не пошли.

Праматерь американского права-это английское право, которое привезли с собой в Новый Свет в XVII-XVIII веках английские колонисты. Оно было формально принято первыми поселенцами американских колоний за основу при формировании собственного права. И сегодня можно обнаружить достаточно тесное сходство американского права (особенно в сфере регулирования гражданско-правовых отношении) с общими западными правовыми традициями, в основе которых лежит римское право.

Право США, так же как и англо-саксонское право, в качестве основных источников включает: 1) обычаи и традиции, 2) законодательство, которое в самом широком смысле называется статутным правом и 3) прецедентное право, создаваемое судами.

Первоначально главную роль в формировании правового мировоззрения колонистов играло именно обычное право и право справедливости как совокупность нравственных и религиозных (божественных) представлений об общем благе и естественной справедливости.

Следует еще раз заметить, что англо-саксонское право представляет собой совокупность местных обычаев и правовых принципов, которые преобладали в Англии с VI века, норманнского завоевания (1066 г.) и позднее. Вместе со скандинавским правом и так называемыми варварскими правдами континентальной Европы оно составило систему права, именовавшуюся германским правом. Англо-саксонское право записано на национальном языке и относительно свободно от влияния римского права, неизменно присутствовавшего в континентальных законах, писанных на латыни. Влияние римского права на англо-саксонское право было косвенным и, в основном, осуществлялось через церковь. Норманнское завоевание, безусловно, способствовало объединению обычаев и традиций в систему общего права, т.е. общего для всех граждан страны, откуда пошло название -common law.

В юридической литературе выражение "источники права" трактуется достаточно широко: и как литературные сведения, и как документальные источники общих сведений о нормах права (например, судебные отчеты и комментарии к законам, а также к деликтам или договорам, равно как и частные собрания прецедентов могут рассматриваться в качестве источников права или сведений о праве. Существуют, однако, исторические трактаты, оригинальные, производные или непосредственные, из которых правовая норма берет свое историческое содержание. Таковыми для американцев явились труды крупных английских юристов, поскольку они формулировали нормы, воплотившиеся в судебных решениях и парламентских актах; римское право и средневековые обычаи, ибо некоторые из положений англо-саксонского права, применяемые теперь к решениям конкретных дел и статутным положениям, восходят к нормам римского права (а значительная часть англо-саксонского земельного права, например, ведет свое начало от феодальных обычаев). Если обобщить, то понятие "источники права" может быть распространено на все, что имеет отношение к существованию юридической нормы с точки зрения ее причинной связи. С одной стороны, в источниках права закладываются концепции авторов правовых норм, а с другой-в них находит определенное выражение сформировавшееся общественное мнение о праве и те нравственные принципы, которые лежат в основе отдельных правовых институтов и норм.

Но подпадают ли нравственные принципы под понятие "источники права" как основы законодательной нормы? Рассмотрим в качестве примера такой нормы, источником которой является обычай, существовавшую с "незапамятных времен" практику: рыбаки определенной местности сушат сети, растягивая их на песчаной отмели. Их действия несомненно ущемляют права собственника береговой полосы. Однако как представители англо-саксонской юридической мысли, так и практикующие юристы, всегда считали, что рыбаки данной местности имеют законное право сушить свои сети на песке, несмотря на то, что этот обычай никогда не был предметом судебного рассмотрения и не закреплялся законом

На первых порах колонисты руководствовались общим правом, но лишь в той мере и до тех пор, пока оно обеспечивало стабильное существование прав на землю и имущество и оберегало священное для них право собственности, которое представлялось им пьедесталом свободы. Позднее главным инструментом в руках колонистов стало частноправовое учение, позаимствованное у английских землевладельцев, мелких предпринимателей и небогатых торговцев. В американском обществе, где крупные и влиятельные землепользователи и бизнесмены на свой вкус и во имя собственной выгоды постепенно устанавливали удобные им порядки, юристы умело приспосабливали и частное право для общественного блага.

Нечто подобное происходило и с правом справедливости. Первоначально оно было задумано в Англии в интересах нового класса коммерсантов. Они надеялись, что право справедливости поможет им вырваться из-под тяжкогя гнета обычного права, которое несло на себе печать феодальной косности. В результате в США оно превратилось в своего рода "суд совести" со своими судьями (канцлерами), своими учениями (такими, как доктрина доверительной собственности) и своими судебными постановлениями и "запретительными решениями" (injunctions). Но в США, за Исключением нескольких штатов, одни и те же юристы стали заседать как в судах, применявших законы, так и в судах справедливости, хотя в Англии доктрины и процедуры суда справедливости имеют куда больший вес в тех делах, где речь идет о предпринимательстве, наемном труде и собственности, чем в США.

Общее и статутное право-основные и равноценные источники английского права, взятые за основу для правового регулирования в колониях Северной Америки. Но английское право никогда не знало конституции как основополагающего законодательного акта, а следовательно, не имело и не имеет сколько-нибудь устойчивой юридической базы для текущего законодательства. Наслаиваясь друг на друга веками, его нормы многими своими положениями фиксировали то, что уже в жизни не существовало, или закрепляли институты, хотя и существующие, но изжившие себя и утратившие свое первоначальное значение.

Наличие архаизмов и фикций, имея следствием оторванность права от жизни, его внутреннюю противоречивость, дополнялось необычайной разбросанностью норм, путаницей и неопределенностью в правовых понятиях. Последнее закреплялось также исторически сложившейся системой источников и отсутствием четкой иерархии между ними.

Ф. Энгельс в 1843 г. писал: "Английский закон - это или обычное право (common law), т.е. неписаное право, как оно существовало в то время, когда начали собирать статуты, и позже, когда оно было сведено воедино юридическими авторитетами,-естественно, что это право в главнейших своих статьях неопределенно и сомнительно,-или статутное право (statute law), состоящее из бесконечного ряда отдельных парламентских актов, которые собирались в течение пятисот лет, которые взаимно друг другу противоречат и ставят на место "правового состояния" совершенно бесправное состояние".

В структуре английского писаного права доминировали парламентские акты и королевские указы, многие из которых страдали анахронизмами и рутинным воспроизведением старинных обычаев. Отсутствие замкнутой системы нормативных актов законодательных и правительственных органов, многочисленные пробелы в регулировании ими общественных отношений заполнялись судебными решениями, которым придавалось значение декларативного выражения нормы права, обязательной в будущем для применения во всех аналогичных случаях. Статутное право и поныне упорно сопротивляется кодификации. В Англии никогда не было ничего похожего на Кодекс Наполеона: основные принципы права проистекали не из актов парламента, а из текстов заключений, написанных судьями в процессе решения конкретных дел.

Принцип "прецедента" -тот максимум, чем ограничен судья, то есть тем, что когда-то было решено в подобном рассматриваемом случае, составляет и поныне суть доктрины общего права. Общее право также имеет свои собственные особенности в структуре, сущности и правовой культуре. Суд присяжных, например,-это институт общего права: как и "доверенность", то есть договор о перепоручении собственности, по которому частное лицо (или банк), являющееся попечителем, получает прибыль от определенного дела в пользу доверителя.

Итак общее и статутное право Англии, а также та часть английского права, которая сформировалась в древнейшую эпоху, послужили основой или базой для становления самобытного американского права.

Прибывшие в Америку из Англии колонисты привезли с собой и прочный запас пуританских традиций и британское юридическое правосознание, основанное на действии принципов общего права.

Законодательная система в Соединенных Штатах также восприняла идеи англо-саксонской системы обычного права и естественного права, базирующихся на идеалистическом положении о врожденном, естественном характере права человека на свободу деятельности, направленную на достижение благополучия и правового равенства. По мере укрепления экономического и политического положения американской буржуазии идея о "праве человека" как гражданина стала законным правом судьи -действовать на базе "вечных принципов" морали и справедливости в пользу законных притязаний каждого из индивидов, не вредящих общему благу.

Однако было бы заблуждением считать, будто рецепция общего и статутного права Англии происходило в "чистом виде" без каких-либо творческих усилий со стороны самих колонистов. Американское право безусловно покоится на памятниках общего права Англии, на его принципах. Однако его отличала с самого начала стремительная адаптация к специфическим условиям американского континента, так не похожего на Англию. И хотя там, как и в Англии, обычаи, законы и прецеденты стали сосуществовать вместе, однако все эти источники подверглись существенной эволюции, которая в определенной степени сначала затронула общее право и право справедливости, а затем в гораздо более глубокой степени коснулась статутного права, т. е. законодательства, и прецедентного права, складывавшегося на основе решений судов штатов и федерации.

В итоге американцам удалось преодолеть застойный, консервативный характер английского права, создав собственную правовую систему, в условиях которой каждый из источников получил новое качество.

Заметной трансформации в конечном счете подверглось обычное право и прецедентное право, тогда как статутное право было полностью обновлено в позднейший период истории США.

Обычное право в условиях США стало гораздо более восприимчивым к обновлению; оно постоянно наполнялось социальной практикой и обычаями поселенцев, многие из которых происходили не из Англии, а из других европейских стран -Ирландии, Германии, Франции, Голландии, позднее - Италии, России и др.

Колониальный период в развитии общего права США, то есть с момента высадки первых поселенцев и до американской революции 1787 г., длился более 150 лет. В этот период сосуществовали и активно взаимодействовали выходцы из разных стран, зачастую говоривших на разных языках, со своими привычками, взглядами и обычаями. И общий интерес заключался в том, чтобы дать больший простор для распределения земельной собственности, и для первоначального накопления капитала. Косное и своекорыстное представление английской земельной аристократии о праве владения, распоряжения и пользования собственностью было неприемлемо для мировоззрения колонистов, и их конфликт с английской колониальной администрацией стал неизбежным.

Лишь теоретически Англия контролировала жизнь колоний, поскольку их жители признавались подданными британской короны. Но в действительности британская королевская администрация находилась очень далеко от своих подданных, чтобы осуществлять эффективный контроль над ними.

Своеобразие американского варианта английского общего права постепенно становилось все более заметным. Прецедентное право США, в свою очередь, постепенно все более отдалялось от английского прецедентного права благодаря весьма активной и плодотворной деятельности американской судебной магистратуры. Хотя сам порядок вынесения решений в американских судах, основанный на изучении ранних прецедентов, ближе к английскому, чем к континентальному. Верховный суд США и апелляционные суды штатов не считают себя безусловно связанными своими прошлыми решениями. Во многих случаях Верховный суд отвергал прецеденты, заимствованные из английской практики.

Американские суды в своих решениях не соблюдают так жестко правило прецедента как это склонны делать их английские коллеги. По их мнению, жесткость прецедента создает известные неудобства в принятии взвешенных решений. С начала XX века судебные органы всех уровней прониклись идеями Р. Паунда и О. Холмса о необходимости спасти "книжное право" от рутины и косности, заменив его "правом в действии". Верховный суд США, окружные апелляционные суды и суды штатов всех уровней более не считают себя связанными своими прежними решениями. Отменяя устаревшие прецеденты, эти суды могут по своему усмотрению отвергать прецедент ретроспективно или только на будущее.

Другой фактор, обусловивший новую качественную роль судебных решений в США, заключается в том. что Конституция США имеет прямое действие и в отличие от Англии американские суды при толковании отдельных казусов обращаются непосредственно к ее тексту. Поэтому в прецедентном массиве США существует гораздо больший диапазон в выборе вариантов судебных решений и большая гибкость в выборе санкций.

Назад       Главная       Вперёд