On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Понятие ликвидации юридических лиц и отражение его в российском законодательстве

Ликвидация юридических лиц влечет их ликвидация без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ ).

Ликвидация юридических лиц может быть доброволь­ной или принудительной. Добровольная ликвидация юридических лиц осуществляется по решении их учредителей (участников) либо органа юридического лица , уполномоченного на то учре­дительными документами. В данном случае перечень оснований лик­видации юридического лица , предусмотренных Гражданским кодексом, является примерным. В частности, к ним относятся: исте­чение срока, на который создана, например, коммерческая организация; дости­жение цели, ради которой создана коммерческая организация; при­знание судом недействительной регистрации юридического лица . Принудительная ликвидация юридического лица в современном российском законодательстве осу­ществляется решением суда по основаниям, исчерпывающим обра­зом предусмотренным Гражданским кодексом. В иных правовых ак­тах, в том числе в иных законах, такие основания предусмотрены быть не могут. К ним относятся: осуществление деятельности, за­прещенной законом; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществление деятельности с иными не­однократными или грубыми нарушениями закона или иных право­вых актов (п. 2 ст. 61 ГК РФ ); признание юридических лиц (кроме казенных предприятий) несостоятельными (п. 1 ст. 65 ГК РФ ); уменьшение стоимости чистых активов юридического лица ниже уровня минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5 ст. 114 ГК РФ ).

Требование о ликвидации юридического лица по осно­ваниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ , может быть предъявлено в ар­битражный суд государственным органом или органом местного са­моуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п.З ст. 61 ГК РФ ). Так, в соответствии с п.4 ст. 6 Закона РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции от 25 мая 1995 г.) коммерческая организация, осуществляющая ко­ординацию предпринимательской деятельности других юридических лиц , которая имеет или может иметь результатом ограничение конкуренции, может быть ликвидирована в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа.

Следует особо подчеркнуть, что органы, не имеющие по закону соответствующего права, обращаться в арбитражный суд с требова­нием о ликвидации юридического лица не могут.

Суд, принявший решение о ликвидации юридического лица , непосредственно не занимается ее ликвидацией. В данном случае обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица решением суда возлагаются на учредителей (участников) юридического лица либо орган, уполномочен­ный на ликвидацию юридического лица ее учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК РФ ).

В целях обеспечения интересов других лиц лицо, принявшее ре­шение о ликвидации юридического лица , обязано незамедли­тельно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему госу­дарственную регистрацию юридических лиц, который вносит в еди­ный государственный реестр юридических лиц сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации.

Кроме того, лицо, принявшее решение о ликвидации юридического лица , назначает по согласованию с органом, осу­ществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), опре­деляет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликви­дационной комиссии к ней переходят все полномочия по управле­нию делами юридического лица .

Порядок ликвидации юридических лиц в зависимос­ти от последовательности действий ликвидационной комиссии можно разделить на ряд стадий.

Во-первых, ликвидационная комиссия помещает в органах печа­ти, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц , публикацию о ее ликвидации. В объявле­нии указывается порядок и срок заявления кредиторами своих требо­ваний к ликвидируемой юридического лица . Этот срок не мо­жет быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Кроме того, ликвидационная комиссия должна выявить креди­торов ликвидируемой юридического лица и персонально письменно уведомить их о ликвидации юридического лица , а также установить должников ликвидируемой юридического лица и взыскать с них задолженность, в том числе путем предъ­явления исков в суд.

Во-вторых, ликвидационная комиссия, после истечения срока для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточ­ный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о со­ставе и стоимости имущества ликвидируемой юридического лица , перечне предъявленных кредиторам требований и результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс, предварительно со­гласованный с органом, осуществляющим государственную реги­страцию юридических лиц, передается ликвидационной комиссией на утверждение лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица . Утвержденный промежуточный ликвидацион­ный баланс является основанием для удовлетворения требований кредиторов, признанных ликвидационной комиссией.

В-третьих, при недостаточности у ликвидируемой юридического лица денежных средств для удовлетворения требова­ний кредиторов ликвидационная комиссия должна осуществить продажу с публичных торгов имущества юридического лица в порядке, установленном для исполнения судебных решений, и в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требо­ваний кредиторов. При этом следует иметь в виду, что при недоста­точности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратить­ся в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия - Российской Фе­дерации (п. 6 ст. 63, п. 5 ст. 115 ГК РФ ).

В-четвертых, ликвидационная комиссия осуществляет выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемой юридического лица в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ , в соот­ветствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. В соответствии со ст. 64 ГК РФ требования креди­торов ликвидируемой юридического лица подлежат удовлет­ворению в следующей очередности:

    -в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соот­ветствующих повременных платежей;

    -во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по ав­торским договорам;

    -в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;

    -в четвертую очередь погашается задолженность по обязатель­ным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При ликвидации банков и других кредитных организаций, привле­кающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требова­ния граждан, являющихся кредиторами банков и других кредитных ор­ганизаций, привлекающих средства граждан."

Следует подчеркнуть особое положение кредиторов пятой оче­реди. Оно заключается помимо прочего в том, что их требования удовлетворяются не со дня утверждения промежуточного ликвида­ционного баланса, как это имеет место в отношении первых четырех очередей кредиторов, а через месяц после этой даты (п. 4 ст. 63 ГК РФ ).

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточ­ности имущества ликвидируемой юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди про­порционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В частности, как уже отмечалось, при недостаточности имущества ликвидируемого казенного пред­приятия по его долгам несет субсидиарную ответственность его соб­ственник.

В случае отказа ликвидиционной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемой юридического лица .

Если требование кредитора заявлено после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, то оно удовлетворяется из имущества ликвидируемой юридического лица , оставшегося после удовлетворения требований креди­торов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточ­ности имущества ликвидируемой юридического лица , счи­таются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетво­рении которых решением суда кредитору отказано.

В-пятых, после завершения расчетов с кредиторами ликвидаци­онная комиссия должна составить окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицом, принявшим решение о ликви­дации юридического лица , по согласованию с органом, осу­ществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество юридического лица , оно передается учредителям (участникам) юридического лица , имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этой юридического лица , если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица .

Ликвидация юридического лица считается завершен­ной, а коммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Назад       Главная       Вперёд