В результате выполненного
курсового исследования мы можем сделать
следующие выводы и заключение. Самым
надежным свидетелем истины
экзистенциалисты считают нетранслируемую
индивидуальную субъективность сознания,
выражающуюся в настроениях, переживаниях,
эмоциях человека. Постигнуть мир, как он
есть - значит, согласно экзистенциалистам,
выявить смысл единого мироощущения
личности, непроизвольно присутствующего в
этих настроениях, переживаниях, эмоциях. «Бытие,-пишет
Сартр,-может быть обнаружено нами лишь
некоторыми средствами прямого доступа,
скажем через переживание скуки, отвращения
и т. д.».
Экзистенциалисты не отрицают,
что, как психологические явления,
переживания человека обусловлены обстоятельствами,
различными для разных людей. Однако они
полагают, что переживание никогда не бывает
полностью обусловленным, а всегда несет в
себе нечто общее всем людям и
выражающее самое существо человеческого
положения в мире. Эта необусловленная
тенденция переживания становится видимой
либо тогда, когда пробудившая его ситуация
является трагически острой, либо тогда,
когда само переживание возникает со
спонтанной непроизвольностью.
Определяя экзистенциализм как «аналитику
человеческого бытия», его приверженцы
пытаются создать впечатление, будто они не
имеют дела с тем, что философия издавна
именует сознанием, и не рассматривают
сознание в качестве первичной реальности.
Этим приемом «философия существования»
рекомендует себя миру в качестве течения,
якобы возвышающегося над
противоположностью главных философских
направлений - материализма и идеализма.
Конечно, понятие «существования»,
как его употребляют экзистенциалисты, не
имеет в виду сознание в значении инстанции
рациональной осмысленности (исследования,
целеполагания, предметных представлений и
идеалов), и все-таки то, что им обозначается,
есть несомненно сознание, только не
познающее, не духовно активное, а
страдающее, чувствующее, бренное,
озабоченное. Хотя сами экзистенциалисты
склонны именовать свою позицию «реализмом»,
а иной раз и «материализмом», в действительности
она выражает лишь предпочтение чувственно-интуитивного
постижения мира другим способам его освоения.
«Философия существования» представляет
собой, таким образом, одно из направлений
современной идеалистической мысли, хотя
некоторые ее представители и декларируют
свой антиидеализм.
Литература.
1. Ануй Ж. Антигона. М. Просвещение.
1989.
2. Жид А. фальшивомонетчики.М.
Худож. Лит-ра. 1991.
3. Мальро А. Завоеватели. М. Худож.литература.
1988.
4. Камю А. Посторонний. Чума. М.
Поскриптум. 1996.
5. Сартр Ж.-П. Тошнота. Мухи.М.
Посткриптум. 1997.
6. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр.
Свободное сознание и XX век. М., 1994.
7. Великовский С. Грани «несчастного
сознания». М., 1973.
8. Великовский С. В поисках
утраченного смысла. М., 1979.
9. История французской
литературы. Т. IV. 1917-1960. М., 1963.
10. Кирнозе З.И. Французский роман
XX века. Горький, 1977.
|