On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

6. Заключение, литература

В результате выполненного курсового исследования мы можем сделать следующие выводы и заключение. Самым надежным свидетелем истины экзистенциалисты считают нетранслируемую индивидуальную субъектив­ность сознания, выражающуюся в настроениях, пережи­ваниях, эмоциях человека. Постигнуть мир, как он есть - значит, согласно экзистенциалистам, вы­явить смысл единого мироощущения личности, непроиз­вольно присутствующего в этих настроениях, пережива­ниях, эмоциях. «Бытие,-пишет Сартр,-может быть об­наружено нами лишь некоторыми средствами прямого доступа, скажем через переживание скуки, отвращения и т. д.».

Экзистенциалисты не отрицают, что, как психологиче­ские явления, переживания человека обусловлены обстоя­тельствами, различными для разных людей. Однако они полагают, что переживание никогда не бывает полностью обусловленным, а всегда несет в себе нечто общее всем людям и выражающее самое существо человеческого поло­жения в мире. Эта необусловленная тенденция пережива­ния становится видимой либо тогда, когда пробудившая его ситуация является трагически острой, либо тогда, когда само переживание возникает со спонтанной непроизвольностью.

Определяя экзистенциализм как «аналитику человече­ского бытия», его приверженцы пытаются создать впечат­ление, будто они не имеют дела с тем, что философия из­давна именует сознанием, и не рассматривают сознание в качестве первичной реальности. Этим приемом «философия существования» рекомендует себя миру в качестве те­чения, якобы возвышающегося над противоположностью главных философских направлений - материализма и иде­ализма.

Конечно, понятие «существования», как его употребля­ют экзистенциалисты, не имеет в виду сознание в значе­нии инстанции рациональной осмысленности (исследова­ния, целеполагания, предметных представлений и идеа­лов), и все-таки то, что им обозначается, есть несомненно сознание, только не познающее, не духовно активное, а страдающее, чувствующее, бренное, озабоченное. Хотя сами экзистенциалисты склонны именовать свою позицию «реализмом», а иной раз и «материализмом», в действи­тельности она выражает лишь предпочтение чувственно-интуитивного постижения мира другим способам его ос­воения. «Философия существования» представляет собой, таким образом, одно из направлений современной идеали­стической мысли, хотя некоторые ее представители и де­кларируют свой антиидеализм.

Литература.

1. Ануй Ж. Антигона. М. Просвещение. 1989.

2. Жид А. фальшивомонетчики.М. Худож. Лит-ра. 1991.

3. Мальро А. Завоеватели. М. Худож.литература. 1988.

4. Камю А. Посторонний. Чума. М. Поскриптум. 1996.

5. Сартр Ж.-П. Тошнота. Мухи.М. Посткриптум. 1997.

6. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994.

7. Великовский С. Грани «несчастного сознания». М., 1973.

8. Великовский С. В поисках утраченного смысла. М., 1979.

9. История французской литературы. Т. IV. 1917-1960. М., 1963.

10. Кирнозе З.И. Французский роман XX века. Горький, 1977.

Назад       Главная