Актуальность, цели и задачи
настоящей курсовой работы будут
обусловлены следующими положениями.
Упоминание об экзистенциализме (или «философии
существования», как он первоначально
именовался) впервые появилось в конце 20-х
годов XX в. Это идеалистическое течение,
поначалу казавшееся представителям тогдашней
академической мысли бесперспективным,
вскоре вылилось в крупное идейное движение.
Его ведущие представители: М. Хайдеггер и К.
Ясперс - в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю и Г.
Марсель - во Франции.
Тип философствования, который
культивировал экзистенциализм, был
необычным. Его представители не пытались
проникнуть в методологические тайны науки,
раскрыть природу искусства, морали и
религии, предложить новые глобальные
философско-исторические конструкции. Они
ставили в центр внимания индивидуальные
смысло-жизненные вопросы (вины и
ответственности, решения и выбора,
отношения человека к своему призванию и к
смерти) и проявляли интерес к проблематике
науки, морали, религии, философии истории в
той мере, в какой она соприкасалась с этими
вопросами. В работах экзистенциалистов нет
движения от простейших определений
предмета ко все более всестороннему и
конкретному его пониманию, что обычно
отличает теоретическую мысль от других
форм духовного освоения действительности.
Систематическое единство этих работ имеет
скорее сюжетно-тематический характер, как
и единство произведений художественной литературы.
Не случайно причудливые категориальные
построения экзистенциализма, столь трудно
переводимые на устоявшийся язык
академической философии, свободно
транспонировались в драматургию и прозу (Камю,
Сартр и Марсель - видные представители
современной литературы и театра).
За этими внешними отличиями
экзистенциализма от того типа философии,
который господствовал на Западе в течение
более полувека, скрывается серьезная
содержательная претензия: отказ от
ориентации на теоретически развитое знание
и специализированные продукты духовной
культуры и стремление вслушаться в
подвижные умонастроения и ситуационно-исторические
переживания человека современной эпохи.
Экзистенциализм - философское
выражение глубоких потрясений, постигших
буржуазную цивилизацию в эпоху
империализма. У поколения западной
интеллигенции, пережившего первую мировую
войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х годов,
приход фашизма, гитлеровскую оккупацию,
эта философия вызвала интерес прежде всего
потому, что обратилась к проблеме
критических, кризисных ситуаций,
попыталась рассмотреть человека в его «хождениях
по мукам», в претерпевании жестоких
исторических испытаний.
Буржуазная философия
классического периода ставила в центр
внимания духовную активность людей,
реализующуюся в научном и художественном
творчестве, в создании и совершенствовании
политических учреждений. 'Экзистенциалистская
философия сосредоточена на проблеме
духовной выдержки человека, заброшенного в
иррациональный, вышедший из-под его
контроля поток событии.
Экзистенциализм справедливо
называется «философией кризиса». Он
является таковым не потому, что предлагает
теоретическое объяснение противоречий
современного капитализма, а потому, что
исповедует (и по-своему оспаривает) само
кризисное сознание буржуазного общества.
Он отталкивается от наиболее типичных (и
именно поэтому поддающихся обобщенному
философскому выражению) катаклизм в
истории, которое начиная с 20-х годов
охватывает на Западе достаточно широкие
слои населения и особенно напряженно
переживается либеральной и
мелкобуржуазной интеллигенцией.
1. Анализ творчества наиболее видных представителей экзистенциализма
2. Андре Жид
3. Андре Мальро
4. Альбер Камю
5. Жан-Поль Сартр
6. Заключение, литература
|