On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Лирические отступления в романе, как своеобразные энциклопедические зарисовки

Все элементы формы романа, как это и бывает в истинно художественном произведении, подчинены идейному содержанию и идейным авторским задачам. В решении главной задачи, которую ставил перед собой Пушкин, когда писал «Евгения Онегина»,- изобразить современную жизнь широко, в масштабах истории - помогают ему лирические отступления. В пушкинском романе в стихах они носят особенный характер.

Отступления в романе самые разнообразные и по характеру, и по тематике. Есть, например, отступления, которые можно определить как эмоционально окрашенные экскурсы в русскую историю. Связь таких отступлений с замыслом исторического романа самая непосредственная. Они помогают Пушкину расширить хронологические рамки повествования, воспроизводить историю и свободно, и широко.

Пушкин напоминает читателю о славных страницах недавнего прошлого России - о победной войне с Наполеоном:

“Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.”

Нарисованная Пушкиным картина исторического величия русского народа заключает в себе глубочайший смысл. Читатель невольно сравнивает всех героев, показанных в романе, и все их дела с величественным прошлым. Оно помогает осмыслить современность, по достоинству оценить современных героев. Другой род отступлений - автобиографические. Это в точном смысле слова лирические отступления. Но и они тоже носят своеобразный исторический характер. В них выражается история - но не непосредственно народа, а история одной личности, для читателя особенно живой и достоверной - автора. Через историю этой личности и изображается народная история, притом, как этого и хотел Пушкин, изображается наиболее интимно и близко.

Восьмая глава романа начинается такого рода отступлением:

“В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал.
В те дни в таинственных долинах.
Весной, при кликах лебединых,
близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.”

В отступлении говорится о юности самого Александра Пушкина, о зарождении его поэтического дара. Но это факт, безусловно, исторический, ибо он прямо относится к началу великого чуда русской поэзии, русской литературы.

Назад       Главная       Вперёд