Все элементы формы романа, как
это и бывает в истинно художественном
произведении, подчинены идейному
содержанию и идейным авторским задачам. В
решении главной задачи, которую ставил
перед собой Пушкин, когда писал «Евгения
Онегина»,- изобразить современную жизнь
широко, в масштабах истории - помогают ему
лирические отступления. В пушкинском
романе в стихах они носят особенный
характер.
Отступления в романе самые
разнообразные и по характеру, и по тематике.
Есть, например, отступления, которые можно
определить как эмоционально окрашенные
экскурсы в русскую историю. Связь таких
отступлений с замыслом исторического
романа самая непосредственная. Они
помогают Пушкину расширить
хронологические рамки повествования,
воспроизводить историю и свободно, и широко.
Пушкин напоминает читателю о
славных страницах недавнего прошлого
России - о победной войне с Наполеоном:
“Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.”
Нарисованная Пушкиным картина
исторического величия русского народа
заключает в себе глубочайший смысл.
Читатель невольно сравнивает всех героев,
показанных в романе, и все их дела с
величественным прошлым. Оно помогает
осмыслить современность, по достоинству
оценить современных героев. Другой род
отступлений - автобиографические. Это в
точном смысле слова лирические отступления.
Но и они тоже носят своеобразный
исторический характер. В них выражается
история - но не непосредственно народа, а
история одной личности, для читателя
особенно живой и достоверной - автора. Через
историю этой личности и изображается
народная история, притом, как этого и хотел
Пушкин, изображается наиболее интимно и
близко.
Восьмая глава романа начинается
такого рода отступлением:
“В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал.
В те дни в таинственных долинах.
Весной, при кликах лебединых,
близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.”
В отступлении говорится о юности
самого Александра Пушкина, о зарождении его
поэтического дара. Но это факт, безусловно,
исторический, ибо он прямо относится к
началу великого чуда русской поэзии,
русской литературы.
|