Государственная биржа труда на
уровне народного хозяйства вцелом включает
в себя административные, научные и
финансовые учреждения.
В России проблемами занятости
занимается образованный в составе
Министерства труда и занятости РФ Отдел
трудовых ресурсов и занятости. Он
осуществляет реализацию государственной
политики в области занятости, социальной
защите граждан от безработицы и развития
народонаселения. В состав этого отдела
входят подотделы:
- трудовых ресурсов и
народонаселения
- рынка труда и занятости
- переобучения высвобождаемых
работников
- перераспределения трудовых
ресурсов и иностранной рабочей силы
- обеспечение занятости молодежи
В структуру отдела входит
Всероссийский центр по трудоустройству,
переобучению и профориентации населения,
который осуществляет руководство краевыми,
областными и городскими центрами по
трудоустройству. Районные, городские биржи
труда являются первичным звеном
государственной службы занятости. Их
деятельность финансируется за счет средств
государственного фонда
содействиязанятости, предусмотренных на
эти цели.
В обязанности городской биржи
труда входит:
- анализ состояния и прогноз
развития рынка труда, подготовка
соответствующими органами
государственного управления региональных
программ занятости и реализация данных
программ
- регистрация по сведениям
предприятий свободных рабочих мест,
вакантных должностей и учебных мест
- создание автоматизированных
банков о спросе и предложении рабочей силы,
возможностях профессионального обучения и
переподготовки
- обеспечение населения полной
оперативной информацией о возможностях
трудоустройства и переобучения
- учет граждан, обращающихся по
вопросам трудоустройства и оказание им
помощи в подборе подходящей работы.
В каждой городской или районной
бирже труда должны создаваться следующие
отделы:
- анализ рынка труда
- трудоустройства
- профконсультации
- социальной помощи
- организационно -
административный
Такие отделы обусловлены
функциями, выполняемыми биржами труда.
Биржа труда должна
координировать собственную деятельность
на различных уровнях, согласовывать ее с
профсоюзами, органами государственного и
хозяйственного управления. С этой целью
должны создаваться координационные
комитеты содействия занятости, которые
вырабатывают согласованные решения по
осуществлению политики занятости. В эти
комитеты входят представители профсоюзов,
ассоциаций работодателей, службы занятости
и государственного управления. Главным
результатом деятельности этих комитетов
должно стать нахождение оптимальных путей
решения конкретных проблем занятости
соответствующей территории с учетом
интересов работодателей и трудящихся
различных категорий.
При органах государственной
биржи труда любого уровня могут
создаваться различные хозрасчетные
организации, которые по ее заказам
осуществляют функциональное и научно-методическое
обеспечение биржы. Это могут быть такие
учебные и информационные центры,
консультационные и социально -
реабилитационные пункты. В зависимости от
ее уровня определяет состав и структуру
этих организаций, исходя при этом из
направлений конкретной работы, специфики
региона в области использования трудовых
ресурсов.
В составе ГБТ создается
инспекция, осуществляющая контроль за
выполнением государственными и
общественными органами, предприятиями и
организациями независимо от форм
собственности и хозяйствования, фермерами
и другими работодателями законодательства
о правах граждан на труд и занятость.
Подразделения инспекции входят в состав БТ
всех уровней - от Министерства труда и
занятости РФ до районной биржи труда.
|