On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. История создания общегерманского гражданского кодекса

Вопрос об унификации гражданского права с самого начала приобрел в Германии не только юридический, но и социальныы ыыыыыыыыеыыыы) характер. Борьба за выработку БГБ растянулась на четверть века. Начало было положено созывом так называемой Предварительной комиссии, назначенной бундесратом в 1874 году. Комиссия состояла из пяти видных германских юристов. Она должна была установить общий план работы по унификации гражданского права. Германии. Доклад предкомиссии был подготовлен быстро, и бундесрат утвердил его уже 22 июня 1874 года. Целью реформы было объявлено достижение единства гражданского права. Характерно, однако, что это единство должно было формироваться на базе существующего права. Предварительная комиссия сформулировала задачу в следующих словах: «исследование действующего права с точки зрения целесообразности, внутренней истинности и последовательности». Первоначальные цели реформы не были радикальными. Правящий юнкерско-буржуазный блок, а также консервативные правительства государств - членов империи всячески ограничивали цели и объем всегерманского БГБ, стремясь сохранить нормы действующего пандектного и партикулярного права, поступившись только явно устарелыми и одиозными правилами.

2 июля 1874 года бундесрат назначил первую официальную комиссию по выработке всегерманского БГБ. Этой комиссии предстояло работать долгие годы.

Первая комиссия работала до 1887 года, то есть долгих 13 лет. Прежде всего весь обрабатываемый материал был разделен на пять частей (книг): общая часть, вещное, обязательственное, семейное и наследственное право. Это была обычная система в пандектном праве, принятая ранее и Саксонским ГК 1863 года. Система Кодекса Наполеона, состоящая из трех частей (так называемая «институционная» система), была единодушно отвергнута членами комиссии. Для каждой части (книги) проекта был назначен отдельный редактор из числа членов комиссии. Пять редакторов готовили свои отдельные проекты в течение семи лет! Был собран огромный правовой материал, основную часть которого опубликовали впоследствии, после принятия БГБ, в шести огромных фолиантах, составивших Мотивы и Протоколы. Каждую осень комиссия в полном составе собиралась для обсуждения общих вопросов. Все работы комиссии велись в обстановке полной секретности; обсуждения проводились за закрытыми дверями. Никаких сообщений (устных или «печатных) о ходе подготовки проекта ГК делать не дозволялось. Такая скрытность резко осуждалась на страницах буржуазной печати. «Эта таинственность принадлежала к самым безрадостным ошибкам государственной власти и существенно повредила БГБ», - отмечал историк германского ГК профессор Райхель. Буржуазные критики первого проекта БГБ наивно усматривали его неудачу в отсутствии связи с сословием юристов, в «потере общения с народом» и т. п. Между тем ограниченные задачи первой комиссии, узкочиновный ее состав и секретная форма работы были очевидным и намеренным следствием оппозиции юнкерско-помещичьих партикуляристски настроенных правящих кругов Германии новым буржуазным началам вправе.

Работа по составлению всегерманского ГК явно затягивалась. Только в 1880 году комиссия начала вырабатывать на совместных заседаниях из отдельных проектов единый кодекс.

Совместные совещания комиссии продолжались еще 6 лет. Было составлено 734 протокола, заполнивших свыше 12 тыс. листов. Содержание протоколов считалось, конечно, строго секретным. Наконец 20 ноября 1887 года, тридцать лет спустя, первая комиссия объявила о завершении работы по составлению общегерманского гражданского кодекса. Проект БГБ был наконец опубликован. В течение двух последующих лет он подвергся публичному обсуждению. Современники и историки БГБ отмечали быстро усиливающееся разочарование проектом ГК. Постепенно критика становилась все более резкой, причем отрицательные отзывы раздавались из самых различных политических, партийных и юридических сфер. Критически высказывались даже правительства отдельныы ыырыынсыиыысыызыыыыыысыдыысыы. Сам рейхсканцлер О. Бисмарк, который, конечно, не обладал познаниями в гражданском праве, но являлся мастером в законодательстве и тонко чувствовал настроение членов законодательного органа, высказался в высшей степени неблагоприятно, назвав проект ГК «ящиком Пандоры».

Проект БГБ подвергся острой критике и со стороны ведущих деятелей и юристов германской социал-демократии. Ф. Меринг и А. Бебель опубликовали свои замечания общего характера позднее, в 1895 году. Подробному социально-юридическому анализу подвергся первый проект со стороны А. Менгера - известного юриста и деятеля социал-демократии. В специально подготовленной и изданной в 1890 году работе «Гражданское право и невладеющие классы» А. Менгер дал резкую общую классовую оценку проекта ГК: «В истории законодательства вообще нельзя найти ни одного законодательного труда, который покровительствовал бы так односторонне интересам состоятельных классов и который обнаружил бы так ясно свое пристрастие, как германский проект».

После долгой борьбы проект БГБ было решено коренным образом переработать. 4 декабря 1890 года бундесрат сформировал вторую комиссию, пополнив ее новыми членами. Состав новой комиссии был значительно расширен как в количественном отношении (до 22 человек) так и особенно в качественном (социальном). Кроме постоянных членов, были привлечены еще 13 новых членов из представителей германской промышленности, банкиров и ведущих политических партий.

Взяв за основу первый проект БГБ, вторая комиссия внесла ряд существенных изменений в его форму и содержание. Прежде всего она критически отнеслась к выраженным в первом проекте положениям пандектного (римского) права. Было устранено множество правил римского происхождения. В новый проект был введен ряд принципов и правил германского права. Некоторые части кодекса переработаны заново; расширены разделы, имеющие большое социальное значение (например, правила, регулирующие договор найма рабочей силы). Наконец, был улучшен язык кодекса (резко сокращена римская терминология в пользу национальных, германских слов) и ликвидированы многочисленные в первом проекте определения юридических институтов.

Новый законопроект был одобрен предаарительно после краткого обсуждения на съезде ассоциации германских юристов. После первого суммарного чтения рейхстаг перепоручил составление заключения по проекту кодекса своей особой комиссии. Безусловно, за проект выступала только национально-либеральная партия, представляющая интересы имперской крупной буржуазии, но она уже потеряла свое влияние в рейхстаге. В роли доминирующей политической силы выступила в 1896 году партия центра, настроенная к проекту критически. Критической была позиция и другой крупнейшей партийной фракции - социал-демократов.

Поэтому в избранной рейхстагом комиссии третий проект БГБ подвергся серьезной критике, особенно в двух вопросах - о праве объединений (союзов) и брачном праве. Буржуазные депутаты требовали большей свободы для союзов (обществ) и ликвидации существующих в отдельных германских государствах ограничений. В брачном праве, наоборот, их требования носили консервативный характер. Единственными депутатами, требующими улучшения положения женщины в семье, предоставления ей равноправия с мужем, были социал-демократы. Поиски компромиссных решений, нередко под усиленным нажимом количественного большинства буржуазных партий, заняли еще полгода.

В июне 1896 года проект БГБ, несколько измененный, был возвращен в рейхстаг для общего второго чтения. Последующие пленарные дебаты были довольно вялыми.

На заключительном заседании рейхстага, призванном утвердить проект БГБ, с трудом был обеспечен кворум 2/3 депутатов (присутствовало 288 человек из 396). Германский Гражанский Кодекс был принят в июле 1896 года 222 голосами против 48; 96 депутатов отсутствовали и 18 депутатов воздержались. Против проекта ГК голосовали в основном представители социал-демократической партии. 14 июля того же года бундесрат одобрил законопроект ГК совместно с Вступительным законом, и наконец 18 августа 1896 года после утверждения этих актов императором БГБ стал законом.

Таким образом, Германия получила свой общий гражданский кодекс только на рубеже XX века. Многовековое применение пандектного (римского) права было наконец прекращено. Новый кодекс лишил юридической силы и старые имперские законы. Гораздо сложнее определилось отношение нового кодекса к законодательству партикулярному (земскому). Почти 100 статей (половина!) Вводного закона регулирует отношения БГБ и земского законодательства (ст.55 - 152). Как общее правило, было установлено, что земские (партикулярные)ызыыыыыыыытыыыыи ыыоыысиыуыыиыь постольку, поскольку это прямо указано в статьях Вводного закона.

За этими пределами отдельным государствам - членам империи и дальше было предоставлено право издавать законы и предписания гражданско-правового характера. Таким маневром были сохранены как значительные привилегии юнкерско-дворянского сословия, то есть феодальные по своему существу пережитки, так и особая юрисдикция правительств отдельных германских государств (земель). Конечно. все эти изъятия из общегерманского кодекса в пользу земского (партикулярного) права ослабляли правовое единство страны в области гражданского законодательства. Изъятия и привилегии в области фамильных и аграрных отношений, удержанные германским дворянством, были по существу, политической платой буржуазии за приобретенное наконец через 100 лет после издания во Франции Кодекса Наполеона, свое гражданское законодательство.

Назад       Главная       Вперёд