Гипотеза - это научно
обоснованное предположение о причинах или
закономерных связях каких-либо явлений
природы, общества и мышления.
Научно обоснованные
предположения (гипотезы) надо отличать от
плодов беспочвенной фантазии в науке. И. П.
Павлов в письме, обращенном к научной
молодежи, предостерегал от выдвижения
пустых гипотез. Он писал: «Никогда не
пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний
хотя бы и самыми смелыми догадками и
гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими
переливами этот мыльный пузырь - он
неизбежно лопнет и ничего, кроме конфуза, у
вас не останется».
Существуют ложные гипотезы,
например, до Коперника была гипотеза о
неподвижности Земли. Коперник писал о
математиках того времени: «Действительно,
если бы принятые ими гипотезы не были
ложными, то, вне всякого сомнения,
полученные из них следствия оправдались бы».
Достоверному познанию в научной
или практической области всегда
предшествует рациональное осмысление и
оценка доставляемого наблюдением
фактического материала. Эта мыслительная
деятельность сопровождается построением
различного рода догадок и
предположительных объяснений наблюдаемых
явлений. Вначале они носят проблематичный
характер. Дальнейшее исследование вносит
поправки в эти объяснения. В итоге наука и
практика преодолевают многочисленные
отклонения, заблуждения и противоречия и
достигают объективно истинных результатов.
Решающим звеном в познавательной
цепочке, обеспечивающей становление нового
знания, является гипотеза.
Гипотеза - это форма развития
знании, представляющая собою обоснованное
предположение, выдвигаемое с целью
выяснения свойств и причин исследуемых
явлений.
Важнейшими среди отмеченных в
определении будут следующие характерные
черты гипотезы.
Гипотеза - это не просто одна из
возможных, случайных логических фигур, а
необходимый компонент любого
познавательного процесса. Там, где есть
поиск новых идей или фактов, закономерных
связей или причинных зависимостей, там
всегда присутствует гипотеза. Она
выступает связующим звеном между ранее
достигнутым знанием и новыми истинами и
одновременно познавательным средством,
регулирующим логический переход от
прежнего, неполного и неточного, знания к
новому, более полному и более точному.
Таким образом, внутренне
присущее процессу познания развитие
предопределяет функционирование в
мышлении гипотезы в качестве необходимой и
всеобщей формы такого развития.
Построение гипотезы всегда
сопровождается выдвижением предположения
о природе исследуемых явлений, которое
является логической сердцевиной гипотезы и
формулируется в виде отдельного суждения
или системы взаимосвязанных суждений о
свойствах единичных фактов или
закономерных связях явлений. Выраженное в
предположении суждение всегда имеет
ослабленную эпистемическую модальность,
является проблематичным суждением, в
котором выражено неточное знание.
Поскольку познание ставит задачу
достижения объективной истины, значит,
дающая лишь вероятное знание гипотеза
является незавершенным этапом на пути к
истине.
Чтобы превратиться в достоверное
знание, предположение подлежит научной и
практической проверке. Протекающий с
использованием различных логических
приемов, операций и форм вывода процесс
проверки гипотезы приводит в итоге к
опровержению либо подтверждению и
дальнейшему ее доказательству.
Итак, гипотеза всегда содержит в
себе нуждающееся в проверке вероятное
знание. Доказанное же на ее основе
положение уже не является собственно
гипотезой, ибо содержит проверенное и не
вызывающее сомнений истинное знание.
Возникающее при построении
гипотезы предположение рождается в
результате анализа фактического материала,
на базе обобщения многочисленных
наблюдений. Важную роль в возникновении
плодотворной гипотезы играет интуиция,
творческие способности и фантазия
исследователя. Однако научная гипотеза -
это не просто догадка, фантазия или
допущение, а опирающееся на конкретные
материалы рационально обоснованное, а не
интуитивно и подсознательно принятое
предположение.
Отмеченные особенности дают
возможность более четко определить
существенные черты гипотезы. Любая
гипотеза имеет исходные данные, или
основания, и конечный результат -
предположение. Она включает также
логическую обработку исходных данных и
переход к предположению. Завершающий этап
познания - проверка гипотезы, превращающая
предположение в достоверное знание или
опровергающая его.
В историческом, социологическом
или политологическом исследовании, а также
в судебно-следственной практике при
объяснении отдельных фактов или
совокупности обстоятельств часто
выдвигают ряд гипотез, по-разному
объясняющих эти факты. Такие гипотезы
называют версиями (от латинского versio - «оборот»,
versare - «видоизменять»).
Версия в судопроизводстве - одна
из возможных гипотез, объясняющих
происхождение или свойства отдельных
юридически значимых обстоятельств или
преступления в целом.
|