Завершающим элементом
характеристики государственной службы и
правового статуса государственного
служащего являются положения о прекращении
государственно-служебных отношений.
Действующее законодательство
различает основания прекращения службы, а
также порядок прекращения служебных
отношений.
Основания прекращения (т.е.
оставления) службы и должности определены
двоякого рода, по источнику их
волеизъявления: по инициативе служащего
или по инициативе государства (в лице
органа или должностного лица).
Основание прекращения службы по
инициативе служащего является его
заявление:
- об увольнении от
должности,
- об увольнении в связи
с уходом на пенсию,
- об увольнении в связи
с зачислением на учебу в высшее, среднее
специальное учебное заведение либо в
аспирантуру,
- об увольнении по
состоянию здоровья, препятствующего
выполнению должностных обязанностей,
- о переводе на другую
должность,
- с просьбой об
отставке.
Основаниями прекращения службы
по инициативе руководителя
государственного органа считаются (ст. 25 п. 2
Закона «Об основах государственной службы»):
1) достижение служащим
предельного возраста на государственной
службе,
2) прекращение
гражданства РФ,
3) несоблюдение
обязанностей и ограничений, установленных
для государственного служащего,
4) разглашение сведений,
составляющих государственную и иную
охраняемую Законом тайну,
5) наличие
подтвержденного заключением медицинского
учреждения заболевания, препятствующего
исполнению должностных обязанностей (ст. 21
п. 3).
Порядок оставления должности
документально оформляется (решением,
приказом и т.п.) с указанием времени
прекращения служебных полномочий, при
необходимости с определением часа.
Руководитель органа определяет перечень
необходимых при этом мер: отчетность
служащего, передача имущества и т.д.
При оставлении должности
руководителем органа (организации)
производится прием-сдача дел в порядке,
установленном правительственным
постановлением.
С учетом сказанного выше о видах
службы и государственной службы, в
частности, следует определить, что
служебная деятельность личного состава
системы Министерства внутренних дел
осуществляется в следующих видах службы.
Служба во внутренних войсках -
это государственная служба, одним из видов
которой, как указывалось, является военная
служба. Правовые основы военной службы во
внутренних войсках определены в следующих
законодательных актах: Законе «Об обороне»
от 6 июня 1996 г., Законе «О статусе
военнослужащих» от 22 января 1993 г., Законе «О
внутренних войсках Министерства
внутренних дел Российской Федерации».
Законы эти дополняются воинскими уставами -
внутренней службы, караульной службы,
дисциплинарным уставом и другими,
принимаемыми также высшими
государственными органами. Некоторые
вопросы внутренней жизни регулируются
ведомственными актами Министерства
обороны и Министерства внутренних дел.
Личный состав других служб и структур и
милиции находятся на государственной
службе, одним из видов которой является
федеральная служба, т.е. служба в
федеральных государственных органах и
организациях. Это так называемая
криминальная милиция (статья 7 Закона о
милиции). Милиция общественной
безопасности, хотя по роду и видам
деятельности отличается от криминальной
милиции незначительно, тем не менее она
входит в систему муниципальных органов и
является милицией муниципальной.
Правовой статус личного состава
названных структур определен в следующих
законодательных актах: «Закон РФ о милиции»,
«Положение о службе в органах внутренних
дел», «Положение о милиции общественной
безопасности (местной милиции) в РФ».
Характеризуя службу в системе
Министерства внутренних дел, включая
внутренние войска, следует выделить прежде
всего ту ее особенность, что служба эта по
своему характеру является
правоохранительной, т.е. созданной для
охраны порядка и безопасности на
территории Российской Федерации.
Такой характер службы в системе
Министерства внутренних дел влечет за
собой ряд других ее особенностей,
характерных для всего периода служебной
деятельности, от поступления на службу, до
прекращения служебных отношений (увольнения).
Служба в системе внутренних дел
именовалась ранее, по праву, службой
публичной, т.е. имеющей дело с публикой вне
процесса трудовой деятельности, иначе
говоря, с гражданами, их объединениями и
другими структурами гражданского общества.
Обеспечение и поддержание состояния
правового государства - центральная задача
службы в системе органов внутренних дел.
При этом много времени и сил отводится
обеспечению порядка и безопасности при
проведении массовых мероприятий - митингов,
демонстраций, собраний и т.п., на что право
граждан закреплено в Конституции (статья 31).
Эта особенность службы в системе
органов внутренних дел и внутренних
войсках имеют продолжение в том плане, что
она связана с применением мер
административного принуждения, в том числе
мер предупредительного и пресекательного
характера и административной
ответственности. Законы (о милиции, о
внутренних войсках) определяют перечень
мер, так называемых специальных средств,
применение которых возможно только
служащими системы Министерства внутренних
дел, включая применение оружия.
Эти особенности служебной
деятельности личного состава органов
внутренних дел и внутренних войск
непосредственно при выполнении их
профессиональных задач обусловливают
особенности организации и правового
регулирования службы внутри отрасли, т.е.
правового статуса сотрудника органа
внутренних дел, военнослужащего и т.д. в
рамках отрасли.
Особенности правового статуса
личного состава органов внутренних дел
обозначены уже при подборе кандидатов на
службу: наряду с общими требованиями к
кандидатам на государственную службу,
здесь предъявляются дополнительные
требования - ограничение в возрасте,
состояние здоровья, из социальных
требований - отсутствие судимости не только
в настоящем, но и в прошлом и другие.
Весь период прохождения службы
по должностям также содержит немало
особенностей: периодическая аттестация,
классность, выраженная в званиях и порядке
их присвоения, продвижение по службе, меры
поощрения, в числе которых есть свои,
специфически отраслевые (например,
награждение нагрудным знаком), имеются
особенности и в мерах дисциплинарной
ответственности, среди которых, например,
неполное соответствие занимаемой
должности, снижение в звании на одну
ступень.
Имеются особенности и при
прекращении служебных отношений (увольнении)
- возрастные, состояние здоровья и другие.
Итак, в заключение нашей курсовой
работы мы выделили общие и главные
особенности службы в системе Министерства
внутренних дел, как одного из видов службы в
условиях многообразия службы и служебных
отношений, когда наряду с государственной
службой, бывшей совсем недавно почти
единственным видом службы, сформировались
новые виды службы и служебных отношений,
более дифференцированные соответственно
плюрализму в нашей государственной и
общественной жизни.
|