On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

11. Заключение

Завершающим элементом характеристики государственной службы и правового статуса государственного служащего являются положения о прекращении государственно-служебных отношений.

Действующее законодательство различает основания прекращения службы, а также порядок прекращения служебных отношений.

Основания прекращения (т.е. оставления) службы и должности определены двоякого рода, по источнику их волеизъявления: по инициативе служащего или по инициативе государства (в лице органа или должностного лица).

Основание прекращения службы по инициативе служащего является его заявление:

    - об увольнении от должности,

    - об увольнении в связи с уходом на пенсию,

    - об увольнении в связи с зачислением на учебу в высшее, среднее специальное учебное заведение либо в аспирантуру,

    - об увольнении по состоянию здоровья, препятствующего выполнению должностных обязанностей,

    - о переводе на другую должность,

    - с просьбой об отставке.

Основаниями прекращения службы по инициативе руководителя государственного органа считаются (ст. 25 п. 2 Закона «Об основах государственной службы»):

    1) достижение служащим предельного возраста на государственной службе,

    2) прекращение гражданства РФ,

    3) несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего,

    4) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую Законом тайну,

    5) наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей (ст. 21 п. 3).

Порядок оставления должности документально оформляется (решением, приказом и т.п.) с указанием времени прекращения служебных полномочий, при необходимости с определением часа. Руководитель органа определяет перечень необходимых при этом мер: отчетность служащего, передача имущества и т.д.

При оставлении должности руководителем органа (организации) производится прием-сдача дел в порядке, установленном правительственным постановлением.

С учетом сказанного выше о видах службы и государственной службы, в частности, следует определить, что служебная деятельность личного состава системы Министерства внутренних дел осуществляется в следующих видах службы.

Служба во внутренних войсках - это государственная служба, одним из видов которой, как указывалось, является военная служба. Правовые основы военной службы во внутренних войсках определены в следующих законодательных актах: Законе «Об обороне» от 6 июня 1996 г., Законе «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г., Законе «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Законы эти дополняются воинскими уставами - внутренней службы, караульной службы, дисциплинарным уставом и другими, принимаемыми также высшими государственными органами. Некоторые вопросы внутренней жизни регулируются ведомственными актами Министерства обороны и Министерства внутренних дел. Личный состав других служб и структур и милиции находятся на государственной службе, одним из видов которой является федеральная служба, т.е. служба в федеральных государственных органах и организациях. Это так называемая криминальная милиция (статья 7 Закона о милиции). Милиция общественной безопасности, хотя по роду и видам деятельности отличается от криминальной милиции незначительно, тем не менее она входит в систему муниципальных органов и является милицией муниципальной.

Правовой статус личного состава названных структур определен в следующих законодательных актах: «Закон РФ о милиции», «Положение о службе в органах внутренних дел», «Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ».

Характеризуя службу в системе Министерства внутренних дел, включая внутренние войска, следует выделить прежде всего ту ее особенность, что служба эта по своему характеру является правоохранительной, т.е. созданной для охраны порядка и безопасности на территории Российской Федерации.

Такой характер службы в системе Министерства внутренних дел влечет за собой ряд других ее особенностей, характерных для всего периода служебной деятельности, от поступления на службу, до прекращения служебных отношений (увольнения).

Служба в системе внутренних дел именовалась ранее, по праву, службой публичной, т.е. имеющей дело с публикой вне процесса трудовой деятельности, иначе говоря, с гражданами, их объединениями и другими структурами гражданского общества. Обеспечение и поддержание состояния правового государства - центральная задача службы в системе органов внутренних дел. При этом много времени и сил отводится обеспечению порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий - митингов, демонстраций, собраний и т.п., на что право граждан закреплено в Конституции (статья 31).

Эта особенность службы в системе органов внутренних дел и внутренних войсках имеют продолжение в том плане, что она связана с применением мер административного принуждения, в том числе мер предупредительного и пресекательного характера и административной ответственности. Законы (о милиции, о внутренних войсках) определяют перечень мер, так называемых специальных средств, применение которых возможно только служащими системы Министерства внутренних дел, включая применение оружия.

Эти особенности служебной деятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск непосредственно при выполнении их профессиональных задач обусловливают особенности организации и правового регулирования службы внутри отрасли, т.е. правового статуса сотрудника органа внутренних дел, военнослужащего и т.д. в рамках отрасли.

Особенности правового статуса личного состава органов внутренних дел обозначены уже при подборе кандидатов на службу: наряду с общими требованиями к кандидатам на государственную службу, здесь предъявляются дополнительные требования - ограничение в возрасте, состояние здоровья, из социальных требований - отсутствие судимости не только в настоящем, но и в прошлом и другие.

Весь период прохождения службы по должностям также содержит немало особенностей: периодическая аттестация, классность, выраженная в званиях и порядке их присвоения, продвижение по службе, меры поощрения, в числе которых есть свои, специфически отраслевые (например, награждение нагрудным знаком), имеются особенности и в мерах дисциплинарной ответственности, среди которых, например, неполное соответствие занимаемой должности, снижение в звании на одну ступень.

Имеются особенности и при прекращении служебных отношений (увольнении) - возрастные, состояние здоровья и другие.

Итак, в заключение нашей курсовой работы мы выделили общие и главные особенности службы в системе Министерства внутренних дел, как одного из видов службы в условиях многообразия службы и служебных отношений, когда наряду с государственной службой, бывшей совсем недавно почти единственным видом службы, сформировались новые виды службы и служебных отношений, более дифференцированные соответственно плюрализму в нашей государственной и общественной жизни.

Назад       Главная       Вперёд