Основанием типологий
инновационных решений часто служит уровень
вовлеченности членов организации в
различные стадии инициирования процесса
принятия решений. В фазе решения
оценивается информация о потенциале
инновации. Решающее значение обретает
качество каналов передачи информации.
Выделяют:
1) административные (authority)
решения (члены организации не влияют на
процесс принятия решений) и
2) коллективные (партисипативные)
решения (члены организации определяют
процесс принятия решений).
Административное решение принимается
индивидом, небольшой группой индивидов (доминантной
коалицией), коллективное решение - всеми,
большинством Стимулом к инновации может
служить реакция агента принятия решения на
свое актуально или потенциально
неудовлетворительное состояние. Считается,
что решения первого типа эффективнее,
поскольку сокращают масштабы
сопротивления нововведениям, и
увеличивается поток новых предложений об
улучшении качества нововведений (Л. Коч и Дж.
Р.П. Френч, Джей Ар, 1948; А. Мэрроу, Д. Бауэре и С.
Сишор, 1967; Г. Уатсон, 1971).
В этом случае значительно
возрастает способность организации в
области сбора и обработки валидной
информации. Партисипативный тип принятия
решений обеспечивает реализацию инновации,
если члены организации чувствуют, что будут
вознаграждены за свои усилия. Коллективным
считают такое решение, когда индивиды
социальной системы-реципиинта
нововведений принимают или отвергают
инновацию через консенсус и где все должны
согласиться с решением системы во имя
стабильности группы. Решение в группе
принимается по правилам большинства.
Меньшинство, чувствуя обиду от проигрыша,
переходит в оппозицию .
Состояние агента принятия
решения Марч и Саймон классифицируют
следующим образом: 1) уверенность (функция
обладания полной информацией о следствиях
принятия решения); 2) риск (функция обладания
информацией о вероятном распределении
последствий выбора той или иной
альтернативы): 3) неопределенность (функция
невозможности определения вероятности
наступления того или иного следствия
решения или сложность в установлении
приблизительной вероятности).
Исследователи отмечают, что инновация -это
процесс превращения неопределенности в
риск. Риск и неопределенность являются
функцией восприятия индивидом инновации в
контексте сложившейся социальной ситуации.
Выделяют два типа рисков: а) политические (функция
действия факторов институционального
уровня макросистемы и прогнозируемого
субъектом состояния релевантной
социальной системы в долгосрочной
перспективе); б) ситуативные (связанные с
действием случайных факторов, большинство
которых не поддается контролю). Действие
факторов динамической окружающей среды,
конституирующих феномены риска и
неопределенности, заметным образом может
влиять на процесс диффузии инновации и его
конечные результаты. В связи с этим
исследователи настаивают на том, что вопрос
- в совершенствовании методов определения
результатов инновационных процессов. Самой
высокой степенью риска характеризуются
нововведения, связанные с новыми областями
знаний. Неопределенность может быть
онтологической ("в чем новизна данного
объекта?"), технической ("можно ли это
произвести?") и маркетинговой ("можно
ли будет продать это новшество?")
Неопределенность порождает борьбу
интересов социальных групп, а любой процесс
социальных нововведений - явление
политическое. Вот почему фаза
инициирования социальных нововведений и
инновационного процесса часто связана с
феноменами социального конфликта и
коллективного торга .
В данном контексте чрезвычайно
существенной представляется
характеристика радикальности - рутинности
инновации: чем больше риска и новизны несут
предлагаемые преобразования, тем выше
степень их радикальности. Эмпирические
ситуации содержат как радикальные, так и
рутинные элементы. Радикальность может
быть выражена в терминах существующих
альтернатив: чем больше инновация
отличается от существующих альтернатив,
тем выше уровень ее радикальности. Рутинная
ситуация подразумевает, ччо организация
уже имеет опыт внедрения новшеств
определенного типа, тогда как радикальная
соотносится с явлениями, не имевшими
никаких прецедентов. Особенности
принимаемых в этих ситуациях решений также
различны. Радикальность решения может быть
определена как то, насколько внедряемая
инновация включает нововведения в
различных подсистемах организации или в
образцах поведения ее членов. Радикальные
решения препятствуют сохранению статус-кво
в организации и включают нововведения в
широком круге подсистем. Инновационное
решение может вызывать организационные
дисфункции, которые влекут за собой
ситуации, требующие новых радикальных
решений. Дисфункции происходят тем чаще,
чем радикальнее решения, вызывающие
нововведения. Согласие с радикальной
инновацией предопределяется политической
системой организации. обеспечивающей
легитимность преобразований.
Радикальность исполнения является
функцией сопоставления отношения
количества нововведений к объему и
качеству получаемых при использовании
рассматриваемой инновации итоговых
результатов с возможными показателями
существующих альтернатив. Структурная
радикальность представляет собой такое
качество воздействия уникальных свойств
инновации на систему реципиента, при
которой происходят значительные
преобразования в базовых элементах и
связях последней - подсистемах компенсации,
коммуникации и власти .
При анализе типов инновации
часто используются понятия "вариации"
и "реориентации". Новый товар или
услуга - это вариация, поскольку их элементы,
как правило, подобны ранее существовавшим
товарам или услугам организации, хотя в них
есть улучшения и модификации (это результат
преемственности технологических и
культурных аспектов организации в
темпоральном измерении). Реориентация
включает фундаментальные нововведения, в
рамках которых какой-либо товарно-технологический
комплекс может быть полностью элиминирован.
Только реориентация может иметь
значительное влияние на установленные
образцы поведения. Реориентация бывает
трех видов: 1) систематическая, 2)
идиосинкретическая, 3) маргинальная.. Первый
вид представляет собой легитимную часть
процесса организационного развития и
является фазой долгосрочной ориентации на
нововведения. Второй не является
результатом постоянно происходящего
комплекса событий - это ответная реакция
одного из обладателей власти, который
способен инициировать нововведения при
отсутствии согласия в организации.
Маргинальная реориентация состоит из
относительно небольших проектов,
касающихся сторонних областей знания,
компетенции в организации и незначительно
изменяющих цели и структуру организации; их
проще легитимировать. Серия маргинальных
реориентаций приводит к кумулятивным
нововведениям и значительному
преобразованию систем (эмерджентной
революции в морфологии организации) .
Основной особенностью моделей
этих исследователей является то, что они
описывают инновацию через призму процессов
восприятия индивида. К интеграции с
нововведением индивид приходит через
состояния заинтересованности, обретения
отсутствующих знаний о новом объекте,
уточнение критериев удовлетворенности от
взаимосвязи с объектом, предпочтения и
убежденности. Незаинтересованность
индивида сменяется заинтересованностью,
пониманием, убежденностью, преобразующейся
в социальное действие. Масса моделей
содержит особую фазу оценки, испытания
новшества, предшествующую фазе активной
реакции субъекта. Оригинальное дополнение
типичных моделей содержится в схеме Т.
Робертсона, совмещающей модели Роджерса и
Колли и включающей в полученную структуру
блоки установки и легитимации между фазами
понимания и оценки. Последней является
стадия диссонанса. При этом черезвычайно
существенной представляется фиксация
принципа цикличности данного процесса,
отражающаяся в существовании обратных
связей между каждой из перечисленных
категорий и комплексом остальных категорий.
Модель Клонглена и Коварда не
предусматривает цикличности, но в качестве
двух дополнительных фаз в нее включены два
промежуточных испытания новшества (после
получения информации о нем и после фазы так
называемого символического согласия -
когда индивид воспринимает прогнозируемую
им ситуацию использования новшества как
положительную), на которых инновационный
процесс может завершиться. Недостатком
представляется неразработанность проблемы
стадии инициирования. Что же первично на
стадии инициирования - знание потребности
или знание инновации - остается неясно .
|