Председателем
палаты представителей является спикер. Избирается
он в начале первой сессии конгресса от партии большинства, хотя формально в его
избрании участвует вся палата в целом. До избрания на пост спикера член палаты
представителей должен пройти многие ступени иерархической лестницы палаты. С
1899 г. срок пребывания на Капитолии спикеров перед их избранием составляет в
среднем 24 года. Спикер считается третьим лицом в государстве после президента
и председателя Верховного суда США.
Функции
спикера достаточно обширны. Он руководит ходом работы палаты и обеспечивает
соблюдение установленных процедурных правил. Ему принадлежит право назначения
в расследовательские и согласительные комитеты. Он решает процедурные споры и
обеспечивает порядок в месте заседаний палаты. Одна из важнейших его функций —
“право признания”. От усмотрения спикера может зависеть, получит или не получит
депутат слово, будет или не будет ему предоставлено право внести какое-либо
предложение.
Под
руководством спикера работают должностные лица палаты — клерк палаты представителей,
секретари (клерки), пристав, привратник, почтмейстер и эксперт по парламентской
практике. Последний играет особую роль в деятельности палаты. Он дает
юридические и технические советы спикеру и членам палаты, консультирует при
возникновении противоречий относительно толкования и применения тех или иных
процедурных правил. Указанные должностные лица, не являющиеся депутатами,
назначаются палатой в начале первой сессии. Каждый из них имеет подчиненный
ему аппарат.
Председателем сената является, согласно
Конституции, вице-президент. Он может вести заседания палаты, однако, лишен
права голоса, если только голоса сенаторов не разделились поровну (ст. 1,
разд. 3). На практике вице-президент редко пользуется предоставленным ему
правом. Фактически функции председателя палаты осуществляет временный
председатель (председатель pro tempore), избираемый сенатом на время
отсутствия вице-президента. Им может стать только лицо, принадлежащее, как
спикер, к партии большинства.
Функции
председателя в целом аналогичны функциям спикера. Но есть определенные отличия.
Так, например, председатель сената не вправе осуществлять “право признания”
произвольно.
|