Особо следует остановиться и на
такой функции международного конфликта,
как функция интеграции. Как правило,
большинство стран, входящих в мировое
сообщество, заинтересованы в сохранении
стабильности" системы МГО. Любые кризисы
на различных уровнях системы вносят
дополнительную напряженность в отношений
даже тех государств, которые
непосредственно не выступают сторонами
конфликта. И это особенно заметно в ходе
перерастания конфликта в вооруженную фазу.
В данном случае третьи страны становятся
жертвами торговых ограничений, диверсий,
блокад и т.п., которые широко применяются в
ходе конфликта с применением вооруженных
сил. Вследствие этого международный
конфликт подспудно подталкивает третьи
страны к принятию совместных акций по
локализации и разрешению конфликта, что в
немалой степени способствует их сплочению,
интеграции в деятельности по более
активному внедрению норм международного
права во взаимоотношения государств.
До сих пор, говоря о
международном конфликте, мы вели речь,
строго говоря, о конфликтах
межгосударственных. Вместе с тем при
подобном подходе из поля зрения ускользает
значительная часть как политических, так и
неполитических международных конфликтов,
имеющих негосударственный характер. Дело в
том, что гетерогенность современных
обществ приводит к образованию
значительного числа международных
организаций, имеющих неправительственный
характер, но способных отстаивать и
реализовывать интересы однородных
социальных групп независимо от их
национально-государственной
принадлежности. Основы для создания
подобных организаций могут быть самыми
различными: религиозными (Всемирный совет
церквей), этническими идеологическими (Социалистический
Интернационал), экологическими (Гриппис) и
др. В своей практической деятельности они
могут решать как международные
политические проблемы, так и собственные
вопросы. Возникающие при этом противоречия
могут служить источником и причиной
международного конфликта как
политического, так и неполитического
характера. При этом сторонами конфликта
могут выступать: международные
правительственные и неправительственные
организации, отдельные государства или их
союзы, национальные филиалы и
международные неправительственные
организации.
Характер воздействия подобных
конфликтов на уровень конфликтности
системы международных отношений в целом
может быть достаточно широк: они могут
служить стабилизации системы
международных отношений или, наоборот,
выступать в роли инициатора политического
кризиса. Поэтому не удивительно, что
деятельность неправительственных
организаций всегда находится в поле зрения
как мирового сообщества в целом так и
правительств всех государств.
Таким образом, международный
конфликт возникает в самой гуще
современных международных отношений как
одна из неизбежных фаз международно-политического
процесса возникновения и разрешения
противоречий государств, столкновения и
примирения интересов и целей государств и
различных политических сил, обострения и
урегулирования конфликтов различного
происхождения, интенсивности, масштабов,
уровня.
Международный конфликт можно и
нужно рассматривать как политическое
отношение. Его характер, качество
определяет единство системы, структуры и
процесса данного международного конфликта.
Он сам по себе может быть выделен как
относительно самостоятельная, динамично
развивающаяся социальная система,
выступающая по отношению к системе
международных отношений как некая
подсистема, обладающая такими же чертами,
какие присущи системе международных
отношений, и наряду с этим собственными
чертами развития.
Стороны международного
конфликта или его элементы как целостной
системы международных отношений и,
следовательно, достаточно высокого уровня
взаимозависимости процессов и явлений в
современном мире, являются весьма сложными
и противоречивыми образованиями. Очень
часто видимое, лежащее на поверхности
явление либо не отражает непосредственно
системы, структуры и процесса развития
международного конфликта, либо отражает их
не полностью. Непосредственно в ходе
конфликта может меняться степень и даже
характер заинтересованности сторон в
данном конфликте или прогнозируемом
варианте его разрешения, а также место
конфликта в иерархии целей каждой из сторон,
происходить расширение или сужение числа
участников, замена одних непосредственных
или опосредованных сторон другими. Иными
словами, международный конфликт, как и
любая открытая саморазвивающаяся система,
непрерывно развивается под воздействием
внутренних и внешних факторов. Отсюда
относительность априорного, строго
фиксированного представления о неких
константах конфликта: сторонах, отношениях
интересах, условиях. Эти понятия весьма
условны, подвижны, изменчивы и, что самое
главное, конкретны.
В той же мере условно и понятие
третьей стороны и тех политических
отношений, которые с нею связаны в ходе
конфликта. Столь же условно отнесение к "третьей
стороне" великих держав, не принимающих
непосредственного участия в конфликте, но
по тем или иным позициям имеющих
определенные интересы, связанные с ним.
В любом международном конфликте
мировые державы, независимо от того,
являются они его прямым участником или нет,
играют важную, если не решающую роль,.
поскольку они непосредственно
заинтересованы в определенной
направленности развития системы
международных отношений.
В любом международном конфликте
существует более или менее стабильная
иерархия элементов системы и политических
отношений, порождающих ту или иную
структуру конфликта, доля взаимодействия
элементов внутри всей системы не
обязательно развивается строго иерархично
и только на своем структурном уровне. Любой
элемент может взаимодействовать с каким-либо
иным элементом международного конфликта
как системы и на другом уровне (Кувейт как
сторона конфликта с Ираком, кроме всего
прочего, взаимодействовал с другими
странами, включенными и не включенными в
конфликт, а также с мировым сообществом в
целом в лице ООН).
Любая избранная схема с
распределением участников по заданной
иерархии в системе конкретного конфликта
неизбежно представляет неоднократное
упрощение более сложной и противоречивой
картины международного конфликта, хотя
точно зафиксированная картина конфликта
как системы способна более или менее
реально воспроизводить реальность
международного конфликта. Здесь, конечно,
возникают определенные сложности,
связанные с созданием модели конфликта,
которые вызваны стремлением найти "золотую
середину", с тем чтобы, с одной стороны, не
перегрузить модель конфликта лишними
связями и элементами, а, с другой, не
упростить формируемую модель.
|