On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

6. Заключение, использованная литература

В результате выполненного курсового исследования мы пришли к следующим выводам и заключению. Введение демократических принципов судебного процесса без необходимого сопряжения с назревшим преобразованием всей «подводной» оперативно-розыскной части айсберга юридической деятельности, совершенствования криминалистических и специально-технических форм вело лишь к вымыванию старого профессионального ядра милиции, ставшего легкоуязвимым по критериям элементарной законности.

Особенно характерной была известная попытка повышения эффективности системы МВД, предпринятая министром внутренних дел СССР Федорчуком. Федорчук осознанно или нет, на свой страх и риск или по «согласованию» свыше попытался фактически перейти к новой концепции МВД в надежде остановить прогрессирующую его деградацию как системы, аккумулирующей и преобразующей в следственные действия оперативную информацию о преступности. Именно в сфере ОРД - ключевой для раскрытия преступлений, МВД из года в год прогрессирующе теряло и теряет позиции. Новая концепция предполагала опору на оперативно-розыскные институты в ущерб политико-идеологическим и социально-профилактическим, в направлении приоритетного развития которых эволюционировала система в 70-е годы.

Объективное противоречие реформы Федорчука выразилось, однако, в том, что она заведомо не могла быть осуществлена в рамках им же проводимой кампании по «укреплению социалистической законности» в милицейских аппаратах, на нарушениях которой во многом и основывалась оперативная мощь данного ведомства, особенно в условиях слабого технико-криминалистического и правового обеспечения. В результате произошло парадоксальное и до сих пор вводящее в заблуждение о намерениях Федорчука рассогласование целей и результатов его усилий, приведшее к прогрессирующему вымыванию из системы прежнего профессионального ядра, накопленного в ней его знаменитым предшественником Щелоковым. Это сильно укрепило позиции сторонников прежней широкой социальной функции МВД и наряду с растущим беспокойством политического руководства и ревниво следящих за ситуацией руководителей иных правоохранительных ведомств, не заинтересованных в росте информационных возможностей МВД, в итоге привело к тому, что методы Федорчука были скомпрометированы, а сам он был удален за искривления кадровой политики. Последующие руководители министерства, приходившие из народного хозяйства и не разбиравшиеся в сложных процессах этого ведомства, становились объектами бесконечного манипулирования со стороны как политических, так и внутриаппаратных группировок, в результате чего система осталась заложницей бесконечных эклектических и противоречивых реформаторских начинаний .

Эти начинания, кроме разгона кадров, во многом свелись к требованиям повышения материальной обеспеченности сотрудников и органов - необходимой, но по-настоящему эффективной меры лишь в контексте системных, концептуальных изменений.

В изолированном, «самоценном» виде массированные кадрово-материальные вливания во многом стимулируют меркантильный приток в правоохранительные органы новых сотрудников, движимых часто не профессиональными интересами, а исключительно зарплатой и властью. Надо помнить, что само по себе улучшение материальной обеспеченности не всегда находится в прямой связи с повышением эффективности работы по борьбе с преступностью, а часто лишь консервирует имеющуюся ситуацию со всеми ее проблемами.

Линия развития милиции общественной безопасности, ведущаяся на протяжении многих лет и до сих пор не претерпевшая существенных изменений, привела к тому, что, несмотря на огромные штаты и значительное материальное обеспечение, МОБ неуклонно утрачивает способность осуществлять свою главную задачу-борьбу с преступностью. Процесс этот затронул прежде всего ту область, от которой зависит результативность этой борьбы - оперативно-розыскную деятельность. Концепция милиции общественной безопасности расползлась по самым различным социальным проблемам, формально соединяемых в функциях милиции, что ведет к утяжелению всей системы, ее неповоротливости, затратности, неэффективности, снижению ответственности сотрудников, ведущей к очковтирательству и преувеличению ими сделанного; отмиранию смежных неправовых институтов социального контроля.

Система МОБ из-за рыхлости своей концепции значительно снизила собственные возможности по получению и реагированию на информацию о ситуации в преступном мире. Огромные средства, которые тратит государство на МОБ, расточаются на содержание огромных непрофильных структур (разросшаяся вузовская система и т.д.), в то время как по основным оперативным направлениям работы МОБ вынуждено прибегать к помощи других ведомств - армии, аппаратов спецслужб.

Вероятно, есть какая-то закономерность в тесном пересечении компетенции оперативной работы МОБ, бывшего КГБ и армии: сектор, образовавшийся в результате практического совмещения их функций, представляет собой зачаток нового направления в правоохранительной инфраструктуре. Это лишний раз свидетельствует, что нынешняя концепция МОБ объективно, почти явочно диверсифицируется: в ее содержании выделяются два самостоятельных направления - собственно оперативное, «полицейское» и - общегражданское, «милицейское», обеспечивающее внутренние дела в их широком социальном смысле.

Необходима коренная реформа МОБ не только с учетом изменений в структуре и качестве преступности, но и прежде всего - для отражения в его деятельности новых реальностей политической системы, изменяющей само понятие «внутренних дел» - от узко-полицейского его значения - к широкой гражданской трактовке, принимающей во внимание усложнение общественных функций государства.

            Использованная литература:

1. ВВС РСФСР. 1991. №16. Ст. 503.

2. Кондрашов Б.П.. Соловей Ю.П.. Черников В.В. Российский закон о милиции. - М., 1992. С. 22.

3. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 24, ст. 860.

4. СЗ РФ 1995, № 33, ст. 3319.

5. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 31, с. 165.

6. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 31, с 42-44.

7. Советская милиция: история и современность. М., 1987, с. 54.

8. Положение о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР. Утверждено ВЦИК и СНК РСФСР 28 марта 1927 г. СУ РСФСР, 1927, № 47, ст. 315 .

9. Административный вестник, 1927, № 10-11, с. 10.

10. «История советской милиции» Часть 1 (Под ред. Н А. Щелокова). М., Академия МВД СССР. 1975, с. 29.

11. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16. Ст. 503.

12. Сов. милиция, 1990, №6, с. 17.

13. Кондрашов Б. П,, Соловей Ю.П., Черников В. В. Российский закон о милиции. М., 1992, с. 5.

14. Саратовские вести, 1994, 22 апр.

15. Законность, 1995, № 6, с. II.

16. Калмыков Ю. Гуманность не бывает чрезмерной. 1994. 2 июня.

17. «Жертва уголовного переворота?»-Росс. газ., 1994, 2 июля.

Назад       Главная