Межправительственные
организации системы ООН все более активно
участвуют в международных гражданско-правовых
отношениях: заключают различного вида
сделки, выступают субъектами авторского
права, участвуют в совместном
предпринимательстве и т. д.
Участие международных
межправительственных организаций в
международных отношениях невластного
характера имеет ряд особенностей и
порождает ряд теоретических и практических
проблем. К числу наиболее важных следует
отнести проблему адекватного правового
регулирования. Здесь возникают вопросы о
том, каков характер права, регулирующего
этот вид отношений, как оно связано с
международным публичным и международным
частным правом и т.д.? Ответы на эти вопросы
может дать анализ правовых актов
межправительственных организаций и
результатов их участия в международных
отношениях гражданско-правового характера.
В международных отношениях
цивилистического характера международная
организация выступает в качестве
юридического лица, что закреплено в уставах
большинства межправительственных
организаций системы ООН. Несмотря на то что
уставы некоторых специализированных
учреждений системы ООН (например, ВПС или
МСЭ) не содержат положений о статусе этих
организаций в международных невластных
отношениях, их активная практика по
заключению гражданско-правовых сделок
позволяет сделать вывод о том, что и они
выступают в качестве юридических лиц.
Государства - члены
межправительственных организаций системы
ООН признают, что международные учреждения
могут действовать в качестве юридического
лица. Как правило, государства-члены
включают в свои внутренние
законодательства положения о том, что
международная организация может
действовать на территории этой страны как
юридическое лицо. К примеру, такие нормы
имеются в законодательствах США и
Великобритании. При этом английский закон
предусматривает, что на территории
Великобритании в качестве юридического
лица может действовать любая
межправительственная организация, в том
числе и та, в которой Соединенное
Королевство не участвует.
Юридический комитет Организации
Объединенных Наций провел анализ судебной
практики как применительно к международным
арбитражам, так и по отношению к
национальным судам на предмет установления
случаев отказа в признании статуса
юридического лица за
межправительственными организациями. В
результате исследования был сделан вывод,
что судебная и арбитражная практика не
знает примеров отказа в признании за
межправительственными организациями
такого статуса.
Общеизвестно, что юридическое
лицо - это категория сугубо юридическая (правовая
фикция): его создание, функционирование,
исчезновение возможны лишь в рамках
конкретного правопорядка. В национальных
правовых системах качество юридического
лица закрепляется за предприятием,
организацией, фирмой и т.п. По закону
юридическое лицо является субъектом (носителем)
прав и обязанностей гражданско-правового
характера. Например, согласно положениям
российского законодательства статус
юридического лица предполагает обладание
обособленным имуществом, неимущественными
правами и обязанностями, возможностью
выступать в качестве истца и ответчика в
судах, арбитражах, третейских
разбирательствах.
Правоспособность юридического
лица определяется целями, предусмотренными
его уставом или национальным
законодательством. В том же случае, если
юридическое лицо действует вне границ
определенного государства, возникает
множество вопросов правового характера:
признание юридического лица в качестве
такового вне той правовой системы, на базе
которой это юридическое лицо возникло,
определение закона, применимого к его
юридическому статусу и его деятельности, и
других. Как правило, по отношению к
юридическому лицу, участвующему в
международных отношениях невластного
характера, крайне важно решить три вопроса.
1) какова «национальность»
юридического лица, т. е. к какому
правопорядку оно относится;
2) является ли согласно этому
правопорядку данное образование
юридическим лицом;
3) какое право применимо к
деятельности этого юридического лица в
каждом конкретном случае.
Закономерна постановка этих
вопросов и в отношении
межправительственных организаций в том
случае, когда они выступают в качестве
юридического лица.
В международно-правовой
литературе достаточно широко
распространено мнение, что
межправительственные организации -
юридические лица особого рода - это
международные юридические лица.
В силу того, что
межправительственные организации
возникают в рамках международного
правопорядка, качество юридического лица
может возникнуть у них только на основании
правовых норм международного характера. По
утверждению английского юриста В. Дженкса,
право, на основе которого возникает и
действует межправительственная
организация, "должно иметь международный
характер; им не может быть территориальное
право местонахождения штаб-квартиры
межправительственной организации или
какой-либо другой системы муниципального
права. В противном случае будет нарушен
международный характер самой
межправительственной организации...
Персональное право межправительственной
организации состоит из международных
правил, применимых к ним потому, что
принципы их деятельности не могут быть
подчинены какому-либо муниципальному праву
как таковому".
Рассмотрим данное утверждение
верно в виду следующих обстоятельств.
Во-первых, межправительственные
организации создаются на основе норм
международного публичного права в целях
удовлетворения общих межгосударственных
интересов. Иными словами,
межправительственная организация является
общим представителем государств-членов и
должна сохранять это качество во всех
сферах своей деятельности.
Во-вторых, потребности
удовлетворения общего интереса, в целях
которого создается межправительственная
организация, требуют исключения
возможности контроля над ней со стороны
какого-либо государства-члена (группы
государств). Между тем подчинение
межправительственной организации
национальному праву какого-либо
государства могло бы рассматриваться как
разновидность такого контроля.
В-третьих, наделение
межправительственной организации статусом
юридического лица базируется на
международно-правовых нормах: оговорка о
статусе юридического лица может
содержаться в учредительных документах
международной организации или
фиксироваться в ее внутренних правилах -
правовых актах, создаваемых самой
межправительственной организацией.
Итак, согласно международно-правовым
нормам межправительственные организации
системы ООН являются международными
юридическими лицами. Международные
юридические лица являются субъектами (носителями)
прав и обязанностей цивилистического
характера, возникающих в международном
обороте, обладают обособленным имуществом,
могут от своего имени приобретать
имущественные и личные неимущественные
права и обязанности, быть истцами и
ответчиками в суде, арбитраже, третейском
суде.
Статус международного
юридического лица базируется на нормах
учредительных документов
межправительственных организаций.
Дальнейшее развитие этот статус получает:
а) в международных договорах с
участием межправительственных организаций;
б) в правовых актах, принимаемых
органами международных учреждений.
|