On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Понятие и классификация мирных средств разрешения межгосударственных споров; Устав ООН о мирном разрешении споров и применение его положений на практике

В соответствии с современными концепциями международного права государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами.

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН «все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость, путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

В целом можно считать, что последние годы отмечены возрастанием удельного веса мирных средств разрешения международных споров.

Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.

В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются понятия «спор» и «ситуация».

Согласно доктрине международного права и практике Совета Безопасности, а также Международного Суда ООН, спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поезду одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий. Устав ООН не устанавливает критериев разделения споров и ситуаций на две указанные категории, предоставляя решение этого вопроса Совету Безопасности. Во всяком случае, несомненно то, что принцип мирного разрешения международных споров распространяется на все международные споры и ситуации независимо от того, угрожают они или нет международному миру и безопасности.

Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объекту или предмету спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).

Какого-либо четного разграничения между юридическими (правовыми) и политическими споями в Уставе ООН не содержится. Вместе с тем в п. 2 ст. 36 Статута Международного Суда ООН содержится перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера.

Так, Правовыми (юридическими) сворами, подпадающими под юрисдикцию Международного Суда ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства.

Особое место среди всего разнообразия международных споров занимают территориальные споры, то есть споры о принадлежности определенного участка территории, которые часто сопровождаются опасными политическими кризисами и вооруженными конфликтами.

Таким образом в современном международном праве в качестве общепризнанного императива сложился принцип мирного разрешения споров.

Государства обязаны разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами. Декларация о принципах международного права 1970 года гласит: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения в качестве средства разрешения международных споров.»

Государства не вправе оставлять свои международные споры неразрешенными. Это означает, во-первых, требование о скорейшем разрешении международного спора и, во-вторых, необходимость продолжения поиска путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принес позитивных результатов. Государства должны воздерживаться от действий, способных обострить возникший между ними спор, создать угрозу для поддержания международного мира и безопасности, изменить сложившееся положение в пользу одной из сторон и нанести ущерб интересам другой стороны.

Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права и справедливости. Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН урегулирование споров на основе международного права означает применение:

1) Международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих правила, определенно признанные спорящими государствами.

2) Международных обычаев как доказательства всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

3) Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

4) Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования споров и конфликтов, возникающих между ними.

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого урегулирования. Согласно ст. 33 Устава ООН государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

В приведенной статье названы почти все известные на сегодняшний день средства мирного разрешения споров. Это обусловлено тем, что конкретные цеди, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и прочие процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами. В соответствии с основными принципами и нормами современного международного права переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон, без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз.

Позитивный исход переговоров может выразиться либо в непосредственном разрешении спора по существу, либо в достижении договоренности о применении иного мирного средства разрешения спора. Однако если переговоры не пришли к определенному соглашению, стороны обязаны продолжить поиск путей взаимоприемлемого урегулирования разногласий.

Консультации сторон как средство мирного урегулирования споров стали применяться после второй мировой войны, получив международно-правовое закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений. Консультирующиеся стороны могут заднее устанавливать периодичность встреч создавать консультативные комиссии. Указанные особенности консультаций способствуют поиску компромиссных решений спорящими сторонами, непрерывности контактов между ними, а также реализации достигнутых договоренностей в целях, предупреждения возникновения новых споров и кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для их предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования.

Обследование представляет собой средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

Примирение (согласительная процедура) включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций сторон, которые образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, вырабатывающую такие рекомендации.

Выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, добрые .услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны. Предложение добрых услуг не должно рассматриваться в качестве недружелюбного акта по отношению к спорящим сторонам. Оказывающий добрые услуги в самих переговорах по разрешению спора непосредственного участия не принимает. Добрые услуги нередко перерастают в посредничество.

Посредничество предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора.

Совет Безопасности ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята сторонами. Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд (ст. 36 Устава ООН).

Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными» (ст. 40). В практике ООН применялись такие временные меры, как создание полностью или частично демилитаризованных зон, замораживание притязаний сторон, отвод войск, проведение временных демаркационных линий.

Применение временных мер с участием ООН в кризисных районах обычно осуществлялось уже после начала конфликта. В настоящее время стоит задача планирования временных мер на случай непредвиденного развития обстоятельств (например в условиях национального кризиса) по просьбе правительства или всех заинтересованных сторон, или с их согласия.

Устав не связывает действия региональных органов по урегулированию международных споров с их компетенцией, зафиксированной в статутах этих органов. Он лишь обусловливает их соответствием Уставу ООН.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут призвать спорящие государства использовать любое из мирных средств разрешения споров. Государство, не являющееся членом ООН, может сообщить Ассамблее или Совету о любом споре, в котором оно является стороной. Наблюдается тенденция к росту роли Ассамблеи и Совета в мирном разрешении споров. Манильская декларация о мирном решении международных споров 1982 г. подчеркивает превентивные функции ООН в этой области.

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание мира и ему принадлежит основная роль в решении споров в этой области. Соответствующие полномочия изложены в главе VI Устава, которая дает Совету право требовать от сторон в споре разрешить его путем указываемого средства. В их числе переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и др.

Совет может расследовать любой спор или ситуацию, которая способна привести к трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли их продолжение угрожать миру. Любой член ООН вправе сообщить Совету о таком споре или ситуации. Во всех этих случаях резолюции Совета носят характер рекомендаций. По взаимному согласию сторон любой спор может быть передан на рассмотрение Совета, который в таком случае делает рекомендации. В споре Мальты и Ливии о разграничении континентального шельфа Совет в 1980 г. рекомендовал обратиться в Международный Суд, что и было сделано.

Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любой вопрос в пределах Устава, включая и споры, и принимать соответствующие резолюции. Ассамблея активно использует свое право обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, угрожающие миру. Принятая в 1991 г. Декларация относительно установления фактов направлена на усиление роли Ассамблеи в установлении фактической стороны спора или ситуации в целях предотвращения их развития.

Секретариат осуществляет функции по мирному урегулированию преимущественно через Генерального секретаря. Он участвовал в урегулировании положения на Ближнем Востоке, на Кипре, в Афганистане, в решении проблемы Намибии и др. В одних случаях он действовал сам, в других обращался к помощи государств. В 1965 г., когда вспыхнул конфликт в Доминиканской Республике, он обратился к США с просьбой оказать добрые услуги. В Декларации о предупреждении и урегулировании споров и ситуаций 1988 г. предусматривается повышение роли Генерального секретаря в этой области.

Специализированные учреждения ООН в своих учредительных актах содержат постановления о порядке разрешения споров, касающихся применения или толкования этих актов. Спор, не решенный путем переговоров, передается главному органу организации. Если и это не дает результата, спор передается на рассмотрение суда или арбитража. Показательно, что не было случая, чтобы главный орган не решил спор. В его распоряжении серьезные рычаги воздействия на членов.

Все региональные организации имеют свой довольно сходный механизм разрешения споров. Остановимся на двух организациях, на Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и на Совете Европы.

ОБСЕ в соответствии с Будапештским документом 1994 г., преобразовавшим Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Организацию, имеет целью развивать возможности и активность превентивной дипломатии, увеличивать способность Организации в урегулировании конфликтов и кризисов. В 1992 г. была принята Конвенция о примирении и арбитраже в рамках СБСЕ, предусмотревшая учреждение Палаты примирения и арбитража в рамках СБСЕ. Палата имеет своими органами Бюро, а также примирительные и арбитражные комиссии.

До обращения в Палату стороны в споре должны использовать иные средства, прежде всего, переговоры. В случае неудачи каждая из сторон может передать спор комиссии примирения, которая образуется для этого случая. Согласия на это другой стороны не требуется, если только последняя не заявит, что спор касается ее территориальной целостности.

Каждая из сторон назначает по одному члену. Из общего списка посредников Бюро выбирает трех других членов. Задача комиссии оказать сторонам помощь в урегулировании в соответствии с международным правом и их обязательствами, вытекающими из актов СБСЕ (ст. 24). Деятельность примирительной комиссии является не судебной, а политической процедурой. Поэтому комиссия предлагает урегулирование на основе не только права, но и политических обязательств.

Юрисдикция арбитража факультативна. Для передачи спора на его рассмотрение необходимо согласие сторон. Каждая из сторон назначает по одному арбитру, не менее трех арбитров назначает Бюро. Арбитраж решает спор только на основе международного права. Его решение обязательно для сторон.

Открывая значительные возможности для мирного урегулирования споров и ситуаций, международные организации ни в коей мере не умаляют значение других средств мирного решения споров. Более того, во многих случаях они отсылают к ним, предписывают их использование.

Согласительные средства играют главную роль в мирном урегулировании споров и разногласий во взаимоотношениях суверенных государств. Суть этих средств состоит в том, что спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения. Такими средствами являются переговоры, консультации, добрые услуги, посредничество, установление фактов, примирение.

Переговоры означают прямой контакт сторон в целях достижения взаимно приемлемого соглашения. В договорной практике принята формула "споры решаются по дипломатическим каналам". Переговоры в качестве общего правила предшествуют иным средствам решения споров. Ведение переговоров не требует особой организационной подготовки, в ходе их могут решаться как политические, так и юридические вопросы без вмешательства третьих сторон.

Переговоры могут вестись через обычные дипломатические каналы или в форме специально созываемых совещаний. Возможна также письменная форма, обмен посланиями. Результаты переговоров находят отражение в совместных коммюнике, которые не являются договорами.

Консультации - разновидность переговоров, отличающаяся простотой организации, меньшей формальностью. Зачастую они предшествуют официальным переговорам. Многие договоры предусматривают урегулирование разногласий путем консультаций и переговоров.

Добрые услуги означают деятельность третьей стороны по установлению прямого контакта между спорящими сторонами. Добрые услуги может оказывать государство, его должностное лицо, международный орган или организация, их должностные лица, авторитетное частное лицо. Согласие на оказание добрых услуг должно быть получено у всех участников спора. В некоторых случаях стороны соглашаются на более широкие функции третьей стороны, на ее участие в самих переговорах. Во время карибского кризиса в 1962 г. СССР согласился на добрые услуги Генерального секретаря ООН, что содействовало переговорам с США, в результате которых была обеспечена безопасность Кубы. В 1965 г. СССР оказал добрые услуги Индии и Пакистану. В результате эти страны подписали Ташкентскую декларацию 1966 г. Генеральный секретарь ООН оказывал добрые услуги при мирном урегулировании в Афганистане. Возможность использования их была предусмотрена в соглашениях о мирном урегулировании в этой стране 1988 г.

Посредничество - способ решения спора, при котором третья сторона участвует в целях согласования взаимных претензий и внесения собственных приемлемых для сторон предложений. Гаагские конвенции о мирном разрешении международных споров 1899 и 1907 гг. установили, что роль посредника заключается в согласовании конфликтных претензий и умиротворении чувств сопротивления сторон.

Главная       Вперёд