On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Разрешение споров экономическим судом СНГ

Экономический Суд СНГ - один из основных органов Содружества Независимых Государств. Статус Экономического Суда СНГ определен Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г., подписанном РФ, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой (с оговорками), Таджикистаном, Узбекистаном. Каждое из указанных государств избирает в Экономический Суд СНГ по двое судей. Местонахождением Экономического Суда СНГ определен г. Минск. Основной целью Экономический Суд СНГ является обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда СНГ. К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств. Совета глав правительств СНГ и других его институтов; о соответствии нормативных и других актов государств-участников СНГ, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам СНГ. Соглашениями государств-участников СНГ к ведению ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов СНГ.

Споры рассматриваются Экономический Суд СНГ по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов СНГ. Экономический Суд СНГ не может отказаться от разрешения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права. По результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов СНГ и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение. Решение Суда должно соответствовать положениям соглашений и иным актам СНГ, а также применимым нормативным актам.

Судьи Экономического Суда СНГ избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников СНГ, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование. Председатель Экономического Суда СНГ и его заместители избираются судьями этого Суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на 5 лет. Высшим коллегиальным органом Экономического Суда СНГ является Пленум. Пленум состоит из председателя Экономического Суда СНГ, его заместителей и судей этого Суда, а также председателей высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры. Пленум Экономического Суда СНГ: рассматривает жалобы на решения Экономического Суда СНГ в порядке, установленном Регламентом; принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения соглашений, других актов Содружества и его институтов при разрешении экономических споров;

разрабатывает и вносит на рассмотрение государств-участников, институтов Содружества предложения по устранению коллизий в законодательстве государств-участников. Судопроизводство в Экономическом Суде СНГ осуществляется на языке межгосударственного общения, принятого в Содружестве.

Сравним правовую базу Экономического Суда СНГ с правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ. Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние и двусторонние соглашения (в соответствии со ст. 5 Устава СНГ), Эти соглашения должны прежде всего соответствовать целям и принципам Содружества, обязательствам государств-членов по Уставу СНГ.

Высший орган Содружества - Совет глав государств обсуждает и решает принципиальные вопросы деятельности СНГ в сфере их общих интересов. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Оба эти органа принимают свои, имеющие высшую юридическую силу решения с общего согласия участников посредством консенсуса (ст. 23 Устава). В соответствии с международной практикой эти акты требуют ратификации каждым из государств-участников. Другие органы Содружества, предусмотренные Уставом СНГ: Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Координационно-консультативный комитет, Экономический суд, Комиссия по правам человека, - как это вытекает из Устава, обязывающих нормативных актов не принимают. В необходимых случаях проект решения может быть представлен на рассмотрение высших органов СНГ или же по инициативе этих органов - приняты рекомендации, предложения, дано толкование соглашений (по экономическим вопросам это - Экономический суд).

Особое место в структуре СНГ занимает Межгосударственный экономический союз, образованный в 1993 г. в виде "рамочного" союза, договор о котором связывался с целым пакетом актов прямого действия. Соглашение о платежном союзе, принятое в октябре 1994 г., стало одним из них. Одновременно было подписано соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета (МЭК.) - первого по сути своей наднационального органа СНГ. Оба этих документа прошли стадию подготовки и согласования в сентябре 1994 г. на уровне Совета глав правительств и были приняты Советом глав государств в октябре 1994 г. МЭК и Платежный союз, хотя и не закрепленные в Уставе СНГ, имеют собственную компетенцию и правила процедуры. Примечательно, что для принятия большинства решений в этих случаях не требуется консенсуса: достаточно двух третей голосов.

Межпарламентская ассамблея, образованная в соответствии с Уставом СНГ (ст. 36) парламентами государств-участников из своих представителей, и своей компетенции имеет проведение консультаций, разработку предложений в сфере деятельности национальных парламентов, подготовку и принятие рекомендательных (модельных) законопроектов. Соответственно рекомендательный, порученческий и контрольный характер имеют решения и постановления комитетов и комиссий, создаваемых в структурах СНГ и МПА. В регламенте МПА прямо указаны виды се актов: заявления, обращения, рекомендации, предложения, меморандумы.

Таким образом, каждый из органов Содружества в соответствии с его Уставом имеет собственную компетенцию в области принятия актов, их формы и содержания, субординация которых основывается на общих принципах иерархии правовых актов соответственно глав государств, глав правительств, органов СНГ, МПА.

Наиболее важные межгосударственные акты принимаются Советом глав государств - участников СНГ. Среди такого рода актов можно выделить соглашения о Совете министров обороны СНГ, о создании и основных принципах Международного суда СНГ, о Координационно-консультативном комитете СНГ, Договор о коллективной безопасности (май 1992 г.), о Совете министров иностранных дел и об учреждении поста Председателя СНГ (декабрь 1993 г.). Среди актов Совета глав правительств можно выделить Договор о создании Экономического союза, Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских прав и смежных прав, решение об образовании Научно-консультативного центра частного права СНГ. Как можно видеть, Совет глав государств и Совет глав правительств соблюдают правила, заложенные в Уставе СНГ, их функции и компетенция не пересекаются; в тех же случаях, когда это необходимо, принимаются совместные решения. Но главной проблемой при исследовании и определении правовой силы, соотношения всех актов СНГ между собой и с национальным законодательством государств Содружества представляется раскрытие национальных форм восприятия актов органов СНГ его членами. Исходя из того, что Совет глав государств Содружества решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов, его акты после ратификации последними включаются во внутринациональную сферу законодательства каждого из государств-участников СНГ путем полного воспроизведения содержания и формы акта либо включения их в комплексные акты национального законодательства в соответствующей его отрасли. В отношении актов Межпарламентской ассамблеи - консультативного органа для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих общий интерес, которая не стоит над парламентами СНГ, действует правило, в соответствии с которым ее акты (кроме внутриорганизационных норм) носят только рекомендательный характер и не подлежат воспроизведению в национальном законодательстве. На практике, однако, не исключается такая ситуация, когда парламент государства - участника МПА, не имея по рекомендательному акту каких-либо поправок или дополнений, принимает его без обсуждения. Таким образом принят, например, меморандум МПА "О сотрудничестве во имя безопасности". Пятое пленарное заседание МПА, прошедшее в Санкт-Петербурге 29 октября 1994 г., приняло ряд документов, в числе которых постановление об одобрении Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств и направлении ее в парламенты для рассмотрения и принятия. Были одобрены также рекомендательные законодательные акты: модельный ГК (общая часть), проекты законов о государственной статистике, о минимальном потребительском бюджете, Декларация о принципах местного самоуправления в СНГ и др.

В случае нарушения государством - участником СНГ его Устава или систематического невыполнения им обязательств по соглашениям, заключенным в рамках Содружества, либо решений органов Содружества в отношении такого государства могут применяться меры, предусматриваемые международным правом, приоритет которых, естественно, признается всеми участниками Содружества. Этим в определенной степени обеспечивается устойчивое и рациональное соотношение актов СНГ (их содержание) с интересами всех членов Содружества.

Назад       Главная       Вперёд