Анализ законодательства о
муниципальной службе, действующего сегодня
в Российской Федерации, показывает
следующее.
1. Законодательство о
муниципальной службе относит к правовой
основе муниципальной службы не только
уставы муниципальных образований, но и иные
нормативные правовые акты муниципальных
образований. Таким образом, муниципальные
образования вправе на основе
законодательства о муниципальной службе и
положений своих уставов принимать
специальные нормативные правовые акты,
регулирующие муниципальную службу.
2. Финансирование муниципальной
службы и деятельности лиц, занимающих
муниципальные должности, осуществляется за
счет средств бюджетов соответствующих
муниципальных образований. Согласно ст. 4
Закона Московской области, расходы на
финансирование деятельности лиц,
занимающих муниципальные должности, а
также на финансирование муниципальной
службы: а) включаются в состав затрат на
содержание органов местного
самоуправления; б) формируются на основе
нормативов минимальной бюджетной
обеспеченности по содержанию органов
местного самоуправления из расчета в
рублях на одного жителя муниципального
образования; в) являются отдельными
строками бюджетной классификации доходных
и расходных статей нормативного правового
акта о местном бюджете на текущий
календарный год. При этом расходы на
финансирование денежного содержания лиц,
занимающих муниципальные должности, и лиц,
занимающих должности муниципальной службы,
включаются в состав защищенных статей
местного бюджета. Порядок определения
размера должностного оклада, надбавок и
премий устанавливается нормативными
правовыми актами муниципального
образования в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством
субъектов Федерации.
3. Муниципальные образования
самостоятельно формируют личный состав
муниципальной службы.
Согласно ст. 20 Закона "Об
основах муниципальной службы...",
поступление на муниципальную службу
осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации о
труде. Однако порядок прохождения
муниципальной службы, управление
муниципальной службой, требования к
муниципальным должностям муниципальной
службы определяются уставом
муниципального образования в соответствии
с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Закону Московской
области, поступление на муниципальную
службу (назначение впервые или вновь
поступающих) осуществляется
соответствующими должностными лицами
местного самоуправления. Право граждан на
равный доступ к муниципальной службе
обеспечивает конкурс на замещение
вакантной должности муниципальной службы.
О проведении конкурса в муниципальном
образовании объявляется при наличии
вакантной должности муниципальной службы и
отсутствии резерва муниципальных служащих
на замещение соответствующей вакантной
должности. Конкурсные комиссии формируются
муниципальными образованиями в
соответствии с нормативными правовыми
актами субъекта Федерации и муниципального
образования. Порядок проведения конкурса
определяется нормативным правовым актом
муниципального образования в соответствии
с законодательством о муниципальной службе.
В целях определения уровня
профессиональной подготовки и
соответствия лица занимаемой должности
либо должности, на которую он претендует, а
также для решения вопроса о сохранении,
понижении или присвоении муниципальному
служащему очередного квалификационного
разряда, для включения муниципального
служащего в резерв для замещения
вышестоящей должности муниципальной
службы проводится аттестация
муниципальных служащих.
Квалификационный экзамен для
присвоения квалификационного разряда
проводится в следующих случаях: а) по
инициативе муниципального служащего без
последующего его перевода на другую
должность муниципальной службы; б) при
переводе муниципального служащего на иную
должность муниципальной службы; в) при
назначении впервые на должность
муниципальной службы.
4. Муниципальные образования
создают свою кадровую службу, которая
осуществляет следующие полномочия: а)
обеспечение проведения конкурсов на
замещение вакантных должностей, аттестации
муниципальных служащих, квалификационных
экзаменов; б) ведение реестра муниципальных
должностей и должностей муниципальной
службы; в) ведение личных дел лиц,
замещающих муниципальные должности,
должности муниципальной службы, и др.
5. Устав муниципального
образования, иные нормативные правовые
акты муниципального образования могут
устанавливать: а) дополнительные гарантии,
льготы для лиц, занимающих муниципальные
должности и должности муниципальной службы
(льготы по оплате коммунальных услуг и др.);
б) другие (помимо тех, что устанавливает
законодательство о муниципальной службе)
виды поощрений муниципальных служащих; в)
иные права (помимо тех, что устанавливает
законодательство о муниципальной службе),
не противоречащие Конституции,
законодательству Российской Федерации и ее
субъекта.
Муниципальные служащие - один из
самых многочисленных контингентов в
системе служб нашего общества.
Формирование и развитие муниципальной
службы требуют не только создания прочной
правовой базы, но и решения вопросов
подготовки и переподготовки муниципальных
служащих.
Библиография.
1. Манохин В. М. Служба и служащий в
Российской Федерации: правовое
регулирование. М., 1997. С. 3-7.
2. СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2290.
3. Бахрах Д. Н. Административное право.
Учебник. Часть общая. М., 1993. С. 102.
4. Лазаревский Н. И. Лекции по русскому
государственному праву. СПб., 1910. Т. II, ч. 1. С.
46-47.
5. СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
6. Воеводин Л. Д. Юридический статус
личности в России.Учебн. пособие. М., 1997. С. 208.
7. СЗ РФ. 1996. №2. Ст. 121.
8. Подмосковные известия. 1997. 4 сент.
9. Вестн. Моск. обл Думы. 1997. №1. С. 12-13.
10. Вестн. Моск. обл. Думы. 1997. №3. С. 30.
|