В результате выполненного
курсового исследования мы изучили на
примере МХАТ и его студий, как протекали
основные процессы театральной жизни в 30-е
годы. Это был период создания великолепных,
этапных спектаклей русского советского
театра - классических и современных.
Спектакли эти подытоживали,
синтезировали все лучшее, достигнутое
театрами в первые революционные годы, и
открывали дорогу искусству тогдашнего
социалистического реализма.
В становлении нового метода
огромную роль сыграло искусство МХАТ как
концентратора большого реалистического
опыта, которое изменялось и углублялось в
эти годы, обогащалось новыми элементами. В
формировании социалистического реализма
сказали свое слово и молодые студии МХАТ,
возникшие после революции. В их часто
нестройных, противоречивых спектаклях
велась большая экспериментальная работа,
обогащавшая театральные формы реализма.
Молодые театры возбудили, усилили
гражданскую, политическую активность
искусства, его партийную тенденциозность -
один из решающих принципов
социалистического реализма. Результаты
огромной, поистине титанической работы,
проделанной руководителями МХАТ в 30-е годы,
превзошли все ожидания. К началу 40-х годов
для Московского Художественного театра, о
котором К. С. Станиславский в 1923 году с
глубокой горечью писал: «Надо привыкнуть к
мысли, что Художественного театра больше
нет» , не только наступила пора обновления,
«второй молодости». Он, бесспорно, был уже
самым сильным, самым жизнеспособным и
самым современным театром страны,
воспринимался как лучший театр мира.
В Художественном театре в эти
годы впервые так мощно и наглядно утверждались
принципы социалистического реализма,
торжествовавшие и в сценических шедеврах,
созданных в содружестве с советскими
драматургами, и в спектаклях, в которых
давалось новое, современное осмысление
классики.
Важную роль в этом процессе
сыграли студии МХАТ, созданные в конце 20-х -
начале 30-х годов в столицах союзных
республик. Они знакомили зрителей с
новинками русской советской драматургии, с
произведениями русской классики.
Библиография:
Указ Президиума Верховного
Совета СССР о награждении Московского
Художественного академического театра
СССР имени М. Горького орденом Трудового
Красного Знамени. 26 октября 1938 г.
Вл. И. Немирович-Данченко. Речь
на торжественном заседании в день
сорокалетнего юбилея МХАТ. 27 октября 1938
г.
К. С. Станиславский. К столетию
Александрийского театра. М., 1978 г.
А. М. Бучма. Академия
театрального творчества.М., 1985 г.
Ромен Роллан-Вл. И. Немировичу-Данченко
и К. С. Стани-славскому. 28 мая 1936 г. В книге.
«МХАТ». М., Посткриптум., 1991 г.
Вл. И. Немирович-Данченко.
Гастроли МХАТ в Париже во время
Всемирной выставки 1937 года (Из черновой
рукописи).М., Театральный архив.,1979.
«Культура театра», 1939, № 1,
стр. 1.
А. И. Южин-Сумбатов. 3аписи.
Статьи. Письма. М., «Искусство», 1951, стр.
373, 378.
«Еженедельник академических
театров», 1932, № 5.
«Ежегодник МХАТ». М., 1939, т. II,
стр. 750-751.
К. С. Станиславский. Собр. соч.
в восьми томах, т. 1. М., 1954, стр. 408.
И. Я. Судаков. Воспоминания о Л.М.
Леонидове.- Сб. «Л. М. Леонидов».М„ «Искусство».
I960. стр. 572.
«Ежегодник МХАТ». М., 1939, т. II,
стр. 750-751.
В. Г. Сахновский. Работа
режиссера. М-Л., «Искусство», 1937, стр. 210,
211.
В. Топорков. Станиславский на
репетиции. М.-Л., «Искусство», 1949, стр. 122.
«Красная звезда», 8 апреля 1930 г.
П. Марков. Московский
Художественный театр второй.- «Правда»,
28 января 1932 г.
|