On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

6. Заключение, библиография

В результате выполненного курсового исследования мы изучили на примере МХАТ и его студий, как протекали основные процессы театральной жизни в 30-е годы. Это был период создания великолепных, этапных спектаклей русского советского театра - классических и современных.

Спектакли эти подытоживали, синтезировали все лучшее, достигнутое театрами в первые революционные годы, и открывали дорогу искусству тогдашнего социалистического реализма.

В становлении нового метода огромную роль сыграло искусство МХАТ как концентратора большого реалистического опыта, которое изменялось и углублялось в эти годы, обогащалось новыми элементами. В формировании социалистического реализма сказали свое слово и молодые студии МХАТ, возникшие после революции. В их часто нестройных, противоречивых спектаклях велась большая экспериментальная работа, обогащавшая театральные формы реализма. Молодые театры возбудили, усилили гражданскую, политическую активность искусства, его партийную тенденциозность - один из решающих принципов социалистического реализма. Результаты огромной, поистине титанической работы, проделанной руководителями МХАТ в 30-е годы, превзошли все ожидания. К началу 40-х годов для Московского Художественного театра, о котором К. С. Станиславский в 1923 году с глубокой горечью писал: «Надо привыкнуть к мысли, что Художественного театра больше нет» , не только наступила пора обновления, «второй молодости». Он, бесспорно, был уже самым сильным, самым жизнеспособным и самым современным театром страны, воспринимался как лучший театр мира.

В Художественном театре в эти годы впервые так мощно и наглядно утверждались принципы социалистического реализма, торжествовавшие и в сценических шедеврах, созданных в содружестве с советскими драматургами, и в спектаклях, в которых давалось новое, современное осмысление классики.

Важную роль в этом процессе сыграли студии МХАТ, созданные в конце 20-х - начале 30-х годов в столицах союзных республик. Они знакомили зрителей с новинками русской советской драматургии, с произведениями русской классики.

Библиография:

Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Московского Художественного академического театра СССР имени М. Горького орденом Трудового Красного Знамени. 26 октября 1938 г.

Вл. И. Немирович-Данченко. Речь на торжественном заседании в день сорокалетнего юбилея МХАТ. 27 октября 1938 г.

К. С. Станиславский. К столетию Александрийского театра. М., 1978 г.

А. М. Бучма. Академия театрального творчества.М., 1985 г.

Ромен Роллан-Вл. И. Немировичу-Данченко и К. С. Стани-славскому. 28 мая 1936 г. В книге. «МХАТ». М., Посткриптум., 1991 г.

Вл. И. Немирович-Данченко. Гастроли МХАТ в Париже во время Всемирной выставки 1937 года (Из черновой рукописи).М., Театральный архив.,1979.

«Культура театра», 1939, 1, стр. 1.

А. И. Южин-Сумбатов. 3аписи. Статьи. Письма. М., «Искусство», 1951, стр. 373, 378.

«Еженедельник академических театров», 1932, № 5.

«Ежегодник МХАТ». М., 1939, т. II, стр. 750-751.

К. С. Станиславский. Собр. соч. в восьми томах, т. 1. М., 1954, стр. 408.

И. Я. Судаков. Воспоминания о Л.М. Леонидове.- Сб. «Л. М. Леонидов».М„ «Искусство». I960. стр. 572.

«Ежегодник МХАТ». М., 1939, т. II, стр. 750-751.

В. Г. Сахновский. Работа режиссера. М-Л., «Искусство», 1937, стр. 210, 211.

В. Топорков. Станиславский на репетиции. М.-Л., «Искусство», 1949, стр. 122.

«Красная звезда», 8 апреля 1930 г.

П. Марков. Московский Художественный театр второй.- «Правда», 28 января 1932 г.

Назад       Главная