Нидерланды - маленькая страна, но
она имеет много законов. Тем не менее
голландские юристы нашли изрядное число
способов избежать издержек разрешения
конфликтов законным образом. Многообразные
институты предлагают юридическую помощь,
юридическую защиту и альтернативы
разрешения конфликтов.
Юридические проблемы могут быть
аналогичны в богатых государствах,
материальное право - конвертируемым во всех
развитых странах, в связи с чем для них
также характерно усиление регулирования. В
юридической практике, тем не менее,
остаются различия. Они могут быть объяснены
только посредством исследования
институциональной инфраструктуры права.
Контроль юридического обучения, состав
юридической профессии, правила,
регулирующие процедуры досудебного и
судебного характера, организация системы
судебных органов и социальная сеть лиц,
устанавливающих нормы, - таковы
институциональные элементы правовой
культуры. Вследствие этого должно быть
очевидно, что юридическая культура
является частью более широкой концепции
"культуры". Самое непосредственное
воздействиe на право оказывает политика:
релевантность юридической профессии по
отношению к политическим линиям должна
быть предметом гораздо более обширного
очерка, чем настоящая работа; то же самое
относится к взаимной связи политики с
правовыми институтами. Небольшие страны
представляют более благоприятные
возможности для рассмотрения таких
отношений. В Нидерландах счастливая
историческая судьба может считаться
дополнительным удобным обстоятельством:
вряд ли какие-либо войны велись на
голландской территории, и она только
непродолжительное время находилась под
иностранным владычеством. С другой стороны,
голландцы как торгующая нация, проживающая
между европейскими "большими соседями",
всегда вынуждена была вести переговоры и
соглашаться на компромиссы.
Сказанное относится и к
внутренним разногласиям. Религиозные
вероисповедания пользовались особой
терпимостью в новое время - не потому, что
люди здесь любят гостей, но потому, что они
были вынуждены жить с ними. Голландское
общество на протяжении нескольких веков
строилось на принципе "столпов": более
100 последних лет голландские реформаторы,
католические и социалистические "столпы"
поддерживали равновесие друг друга.
Политические партии и профсоюзы, системы
школ и университеты традиционно
детерминировались вероисповеданиями
голландцев.
Параллельно с "дестолпизацией",
которая стала очевидной в последние 30 лет,
"право" как регулирующий посредник и
юридическая культура как совокупность
институтов стали гораздо более
определенными обязательными социальными
факторами.
Мы полагаем, что появляются
признаки растущей жесткости легализма.
Если это ощущение верно, может быть, настало
время охарактеризовать гибкость и
неформальность современной голландской
юридической культуры. Она может потерять
эти свойства, прежде чем мы успеем понять
это.
|