Актуальность , цели и задачи
настоящего реферата обусловлены
следующими реалиями и положениями. Одной
из отличительных особенностей последнего
десятилетия является расширение числа
стран, осуществляющих переход к
демократическим методам правления. В
юридическом плане это находит выражение в
закреплении в конституционном праве
значительного числа государств институтов
непосредственной демократии (выборов,
референдума, народной законодательной
инициативы). Данный процесс прослеживается
в Восточной Европе, Латинской Америке,
Африке, в государствах, образовавшихся
после распада СССР. Наблюдается более
широкое привлечение граждан к принятию
политических решений, непосредственно
затрагивающих их интересы: только с 1987 по 1990
гг. в 21 стране проведены референдумы, на
которые было вынесено 74 вопроса. В
последующие годы референдумы по коренным
вопросам общественной жизни, устройству
государства неоднократно проводились в
постсоциалистических государствах -
Беларуси, Азербайджане, Кыргызстане,
Казахстане, Узбекистане, России и др. Как
отмечает итальянский социолог Джанкарло
Кваранта, в настоящее время помимо
традиционных трех ветвей власти, четвертой
власти - печати и пятой - телевидения «необходимо
признать и наличие шестой власти - граждан.
Указанные институты
используются в различных странах по-разному.
Если выборы, которые были предусмотрены уже
в самых первых конституциях, стали
привычной практикой для большинства
государств, то иные формы непосредственной
демократии применяются не повсеместно. Так,
в стране классической демократии -
Великобритании, хотя в ней было проведено
несколько референдумов, до сих пор идут
споры о целесообразности референдума в
условиях парламентской демократии .
Следует учитывать и то, что даже
закрепление в законодательстве не
гарантирует обязательное использование
институтов непосредственной демократии.
Вместе с тем в определенных
случаях сам факт включения тех или иных
форм непосредственной демократии в число
конституционных институтов может
указывать на изменение приоритетов данного
государства в отношении роли граждан в
принятии важнейших решений.
При рассмотрении обозначенной
проблемы нельзя ограничиваться
нормативными подходами, поскольку в
различных политических условиях
применение того или иного института может
иметь при внешнем сходстве разное
качественное содержание.
1. Пример Конституции США
2. Пример Конституции Великобритании
3. Пример Конституции Франции
Литература:
1. Энциклопедический юридический
словарь. М., 1996 г.
2. Институт президенства в
современном мире. М., “Юридическаяялит-ра”,
1993 г.
3. Конституционное (государственное)
право. Словарь справочник. М., “Юрист”,
1995 г.
4. Конституции современных
государств. Сборник документов, М 1992.
5. Конституционное право
зарубежных стран. Т.1, М., изд. БЕК 1993.
6. Guillaume-Hofnung М. Le referendum. Paris, 1995.
7. Voisset М. L'artide 16 de la Constitution du 4 octobre
1958. Paris,- 1969.
8. Ардан Ф. Франция:
государственная система. М.: ЮЛ, 1994.
9. Брэбан Г. Французское
административное право. М.: Прогресс, 1988.
10. Государственное право
Германии. T.I и II. М.: ИГП РАН, 1994.
11. Иностранное конституционное
право. М.: Юристь, 1996.
12. Крутоголов М.А. Президент
Французской Республики. М.:Наука, 1980.
13. Крылова И.С. Аппарат
управления современной Франции. М.:Наука,
1980.
14. Урьяс ЮЛ. Механизм
государственной власти ФРГ. М.: Наука, 1988.
15. ХессеК. Основы
конституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981.
16. Люшер Ф. Конституционная
защита прав и свобод личности. М.:
Прогресс-Универс, 1993.
17. Маклаков В.В. Государственный
строй Франции. М.: ВЮЗИ, 1977.
18. Боботов С.В. Правосудие во
Франции. М.: ЕАВ, 1994.
19. Серебренников В.П.
Конституционное право Франции. Минск,
1976.
20. Мячин И.Ф. Проблемы
государства в современной французской
политической науке // Вестник
Московского университета. Серия II. Право.
1994. № 5.
21. Ковлер А.И. Франция: партии и
избиратели. М.: Наука, 1984.
22. Крутоголов М.А. Парламент
Французской Республики. М.: Наука, 1988.
23. Конституционный совет
Франции. М.: Наука, 1993.
24. Боботов С.В., Васильев Д.И.
Французская модель правового
государства // Советское государство и
право. 1990. № I.
25. Туманов В.А. Пятая Республика.
М.: МО, 1989.
26. Керимов АД. Французские
политические деятели, юристы - за
расширение полномочий парламента//
Государство и право. 1995. № 2.
27. Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М.
Институты и власть во Франции. М.: Прогресс,
1977
|